город Воронеж |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А48-2014/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области и Сапрыкина Александра Петровича на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.04.2021 по делу N А48-2014/2020 по заявлению Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (ИНН 5752073580, ОГРН 1165749051863) к обществу с ограниченной ответственностью "Лес" (ОГРН 1135749001530, ИНН 5715005888) о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013 N 23, заключенное по результатам аукциона с Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Лыкин Евгений Геннадьевич (г. Орел), Сапрыкин Александр Петрович (Орловская область), Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов (г. Орел), Управление лесами Орловской области (ОГРН 1075752000169, ИНН 5752042334),
при участии:
от Сапрыкина Александра Петровича: Сапрыкин А.А. - представитель по доверенности N 57АА1071807 от 23.07.2020, сроком действия на 5 лет, предъявлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Лес": Левочкин А.В. - представитель по доверенности от 15.06.2021, сроком действия на 1 год, предъявлено удостоверение адвоката,
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области Лыкина Е.Г.: Старостин Б.А. - представитель по доверенности от 25.01.2021, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от Орловской областной общественной организация охотников и рыболовов, Управления лесами Орловской области, Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области - представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - Департамент надзорной деятельности, Департамент, уполномоченный орган) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лес" (далее - ООО "Лес", Общество) о внесении изменений:
в пункт 2.1.2 охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23, а именно: после слов "За исключением земель населенных пунктов" дополнить его следующими словами "и кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га";
о внесении изменений в пункт 2.1.3 охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23, а именно: "Площадь охотничьего угодья 16921 га";
о внесении изменений в пункт 2.2.1 охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23, а именно: "Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки отсутствуют";
об исключении главы V охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23 "Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира".
Определениями от 02.06.2020, от 18.06.2020, от 19.06.2020 и от 12.11.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Лыкин Евгений Геннадьевич (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Лыкин Е.Г.), Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее - Общественная организация охотников и рыболовов, Общественная организация), Сапрыкин Александр Петрович (далее - Сапрыкин А.П.) и Управление лесами по Орловской области (далее - Управление лесами) соответственно.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд указал на правомерное пользование ответчиком спорным лесным участком на территории Корсуньского урочища, в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га, не усмотрел оснований для исключения главы V охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23 "Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира" и удовлетворения заявленных требований.
Также, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, исчисляемого с начала исполнения оспариваемой сделки 05.09.2013, поскольку именно в этот период Департамент должен был узнать о действующих условиях соглашения. Положения ст.208 ГК РФ не применяются.
Не согласившись с мотивировочной частью решения, Сапрыкин А.П. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Считает, что законным пользователем урочища Корсунское является Общественная организация охотников и рыболовов, а не ООО "Лес". Ссылается на то, что договор субаренды от 01.09.2015 N 9/1, заключенного между ООО "Лес" и Общественной организацией охотников и рыболовов в целях пользования спорной частью лесного участка, расторгнут по представлению органов прокуратуры; что производство по делу об административном правонарушении, допущенном Сарыкиным А.П. при охоте в границах спорного участка, прекращено за отсутствием состава вменяемого правонарушения, в связи с наличием у него разрешения, выданного уполномоченным лицом - Общественной организацией охотников и рыболовов.
Также ссылается на возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона только в судебном порядке.
Просит изменить мотивировочную часть решения, исключив из нее выводы о наличии законных оснований для осуществления ООО "Лес" охотохозяйственной деятельности на территории Корсуньского урочища - в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га.
Департамент надзорной деятельности, не согласившись с решением суда области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на то, что ООО "Лес" плата за пользование лесных участков урочища "Корсунь" не вносилась, отчетность об использовании лесов, отчетность об охране и защите лесов и другая отчетность не предоставлялась, доказательств осуществления фактической деятельности в сфере охотничьего хозяйства на спорной территории не имеется. Фактическое нахождение урочища в границах охотопользователя ООО "Лес" не дает ему безусловного права на использование спорной территории.
Также ссылается на то, что в рассматриваемом случае не имеется предусмотренных законом оснований для изменения условий охотохозяйственного соглашения, заключенного по результатам аукциона.
От Управления лесами поступил отзыв, в котором приведены доводы в поддержку апелляционных жалоб.
От Уполномоченного по защите прав предпринимателей Лыкина Е.Г., ООО "Лес" поступили отзывы с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Сапрыкина А.П. поддержал доводы апелляционных жалоб, просил удовлетворить требования Департамента в полном объеме.
Представители ООО "Лес" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Лыкина Е.Г. возражали против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах. Просили оставить решение без изменения.
Общественная организация охотников и рыболовов, Управление лесами и Департамент надзорной деятельности явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения Правительства Орловской области от 30.09.2010 N 406-р в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство и в соответствии со ст.28 Закона N 209-ФЗ, 25.11.2010 Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области был проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и других районах Орловской области, общей площадью 615693 га сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Управлению лесами необходимо заключить с победителем аукциона договор аренды участков лесного фонда согласно приложению N 3 "Описание участков государственного лесного фонда" (в Верховском районе, в том числе кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", на площади 653 га).
По результатам аукциона 30.11.2010 Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с победителем торгов - Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов заключено охотхозяйственное соглашение N 2.
По условиям данного соглашения Общественной организации охотников и рыболовов предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
В соответствии с п. 2.1.2. соглашения, границы охотничьих угодий:
в Верховском районе площадью 40 356 га: северная - по автодороге Залегощь - Хомутово от н. п. Верховье до поворота на п. Покровское и далее по ней до административной границы с Покровским районом; западная и южная - по административной границе с Покровским и Ливенским районами до р. Труды, восточная - по р. Труды до н.п. Русский Брод, далее по железной дороге до н.п. Верховье. За исключением земель населенных пунктов.
угодье в Должанском районе площадью 41 998 га,
угодье в Знаменском районе площадью 26 570 га,
угодье в Колпнянском районе площадью 53 401 га,
угодье в Кромском районе площадью 52 996 га,
угодье в Ливенском районе площадью 69 176 га,
угодье в Малоархангельском районе площадью 30 952 га,
угодье в Мценском районе площадью 61 440 га,
угодье в 9 9 Новодеревеньковском районе площадью 54 044 га,
угодье в Орловском районе площадью 55 923 га,
угодье в Свердловском районе площадью 48 662 га,
угодье в Сосковском районе площадью 29 214 га,
угодье в Троснянском районе площадью 31 818 га,
угодье в Хотынецком районе площадью 10 454 га,
угодье в Шаблыкинском районе площадью 37 886 га.
Согласно п. 2.2.2 соглашения, предоставлены лесные участки в Верховском районе:
кварталы 1-6, 10-15 Русско-Бродского участкового лесничества ОГУ "Ливенское лесничество" на площади 745 га;
кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" на площади 653 га, общей площадью 1 398 га передаются в аренду.
В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 30.09.2010 N 406-р и п. 8.2.23 охотхозяйственного соглашения от 30.11.2010 N2, Управление лесами Орловской области (арендодатель) и Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов (арендатор) 22.12.2010 заключили договор аренды N 9 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
По условиям данного договора аренды арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование часть лесного участка, категория земель - земли лесного фонда, находящегося в государственной собственности, площадью 9 941 га, предоставляемая в аренду по договору, в том числе: Верховский район, Верховское рстковое лесничество, кварталы 10-15, 18-24 площадью 653 га, в составе лесного участка площадью 13 194 га.
Согласно п. 26 договора, срок действия договора устанавливается с момента подписания на срок действия охотхозяйственого соглашения, до 30.11.2059.
Договор аренды N 9 зарегистрирован в установленном законом порядке 08.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Таким образом, по условиям охотохозяйственного соглашения от 30.11.2010 N 2 лесной участок к кварталах 10-15, 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" на площади 653 га, общей площадью 1 398 га был передан в аренду Общественной организации охотников и рыболовов по договору аренды N 9.
02.09.2013 на основании распоряжения Правительства Орловской области от 15.07.2013 N 273-р Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах Орловской области, площадью 17574 га сроком на 49 лет.
Пунктом 1.1 указанного распоряжения определен предмет аукциона - право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах, в том числе в Верховском районе:
северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки её пересечения с административной границей Верховского района у н.п.Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;
восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки её схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;
южная - по административной границе Верховского района от точки её схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;
западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до её пересечения с автодорогой Залегощь -Верховье.
Согласно пункту 1.3 распоряжения с победителем аукциона заключается охотохозяйственное соглашение. Существенные условия соглашения определены приложением к распоряжению.
02.09.2013победителем аукциона признано ООО "Лес".
По результатам аукциона 05.09.2013 Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с ООО "Лес" было заключено охотхозяйственное соглашение N 23.
По условиям данного соглашения ООО "Лес" предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в следующих границах охотничьих угодий в Верховском и Покровском районах Орловской области:
1) в Верховском районе:
северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки её пересечения с административной границей Верховского района у н.п. Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;
восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки её схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;
южная - по административной границе Верховского района от точки её схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;
западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до её пересечения с автодорогой Залегощь -Верховье;
2) в Покровском районе:
северная - по административной границе Покровского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на восток до её пересечения с рекой Труды;
восточная - вверх по течению реки Труды от её пересечения с административной границей Покровского района до н.п. Нижний Туровец;
южная - по автодороге Нижний Туровец - Покровское на запад до автодороги Верховье - Покровское и далее на юг до поворота на н.п. Протасово;
западная по автодороге Покровское - Протасово от поворота с автодороги Верховье - Покровское через н.п. Желановка до н.п. Протасово, далее от н.п. Протасово по дороге Протасово-Хитрово через н.п. Совьи Лапки и Самарка до пересечения с административной границей Покровского района и далее по административной границе Покровского района на север до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов. За исключением земель населенных пунктов (п. 2.1.2 соглашения).
Согласно п. 2.1.3 соглашения, площадь охотничьего угодья 17 574 га.
В п.2.2.1 указано, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности отсутствуют.
В главе V "Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира" соглашения N 23 от 05.09.2013 указано, что годовой размер сбора за пользование объектами животного мира составляет 12 000 руб., в соответствии со ставками сбора за каждый объект животного мира, определенный ст. 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
01.09.2015 между Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов (арендатор) и ООО "Лес" (субарендатор) заключен договор субаренды N 9/1 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, по которому арендатор, действующий с согласия арендодателя - Управления лесами Орловской области (письмо от 16,10.2014 N 1902/03-11), на основании подпункта "д" пункта 10 договора аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от 22.12.2010 N 9, обязуется за плату предоставить, а субарендатор обязуется принять во временное пользование (в субаренду) спорный лесной участок.
Договор субаренды N 9/1 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заключенный 01.09.2015 между Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов и ООО "Лес", расторгнут 28.06.2019.
28.01.2020 Департаментом надзорной деятельности в адрес ООО "Лес" направлено письменное обращение N 5-2/337, в котором указано на необходимость внесения изменений в п. 2.1.2, п. 2.1.3, п. 2.2.1 и исключение главы V охотхозяйственного соглашения N 23 от 05.09.2013, с предоставлением 10 дневного срока на предоставление письменной позиции.
19.03.2020 ООО "Лес" обратилось в Управление лесами Орловской области с заявлением о заключении договора аренды лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ Новосильского лесничества площадью 653 га.
В ответе N 6-3/643/03-21 Управление лесами указало, что часть лесного участка КУ ОО "Новосильское лесничество" (кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества) расположена в границах охотничьих угодий Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, о чем указано в п. 2.2.2. соглашения N 2 от 30.11.2010, поскольку в охотхозяйственном соглашении N23 от 05.09.2013 в сведениях о местоположении, границах и площади охотничьего угодья о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (п. 2.2.1) указано, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности отсутствуют.
Поскольку ООО "Лес" не ответило на обращение N 5-2/337 от 28.01.2020, Департамент надзорной деятельности обратился в Арбитражный суд Орловской области с требованиями о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение, заключенное с ООО "Лес" 05.09.2013.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Одним из видов использования лесов является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 36 ЛК РФ предусматривается, что ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями.
Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире, Закон N 52-ФЗ) и настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 36 ЛК РФ установлено, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
Аналогичное требование установлено статьями 33, 34 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире, Закон N 52-ФЗ).
Право использования охотничьих угодий и порядок заключения охотохозяйственых соглашений определяется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в соответствии с п.15 статьи 1 Закона N 209-ФЗ охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (пункт 2 статьи 26 Закона N 209-ФЗ).
В силу статьи 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2).
В силу п.4 ст.27 Закона N 209-ФЗ, охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе, следующие условия:
1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;
2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;
3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья;
4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира (в редакции до 2019 года);
5) срок действия охотхозяйственного соглашения;
6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство;
7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки;
8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения;
10) иные предусмотренные федеральными законами условия.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона об охоте, примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 27 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона. При этом по смыслу п.2 ст.26 названного Закона, в границах охотничьих угодий могут предоставляться только свободные от прав иных лиц земельные участки, в том числе участки с лесным массивом.
Также в силу части 7 статьи 35 Закона N 52-ФЗ на одной и той же территории, акватории несколько пользователей не могут осуществлять один и тот же вид пользования животным миром.
В части 1 статьи 47 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях: отказа от пользования; истечения установленного срока пользования; нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона N 52-ФЗ принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
Право пользования Общественной организации не прекращено.
Из содержания представленных в материалы дела документов и охотохозяйственных соглашений от 30.11.2010 N 2 с Общественной организацией охотников и рыболовов и от 05.09.2013 N 23 с ООО "Лес" следует, что предметы торгов и, соответственно, соглашений, - различны.
Исходя из установленных к содержанию охотхозяйственного соглашения требований, указанию в нем в обязательном порядке подлежат лесные участки.
Из буквального содержания аукционной документации и охотохозяйсвтенного соглашения N 23 от 05.09.2013, следует, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности отсутствуют (п 2.2.1), в извещении указано, что обременений лесных участков нет. Спорные же лесные кварталы обременены правами Общественной организации.
Как следует из рассматриваемых соглашений, они заключены на аналогичных условиях, в целях осуществления одних и тех же видов пользования. Оба соглашения предполагают создание инфраструктуры, в каждом обходе осуществление внутрихозяйственное устройство, ведение отчетности и учет охотничьих ресурсов.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что оба природопользователя, в соответствии с охотхозяйственным соглашениями были обязаны в соответствии с условиями соглашений определить и обозначить га местности границы территории и довести информацию до сведения населения муниципального образования, на территории которого расположено охотничье хозяйство.
Таким образом, кварталы 18-20 с даты заключения соглашения 2010 года должны быть обозначены на местности как территория, ответственность при использовании которой возложена на Общественную организацию.
Данные обстоятельства, по мнению апелляционной коллегии, исключают возможность одновременного использования одних и тех же участков.
Правовая позиция компетентных органов, участвующих в деле, также, свидетельствует о том, что действительная воля стороны соглашения не была направлена на предоставление ответчику прав на спорный лесной участок.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что права пользования спорными лесными кварталами предметом торгов в 2013 году не являлись.
А ссылки на возможность заключения охотхозяйственного соглашения как с предоставлением лесных участков, так и без их предоставления, суд считает несостоятельной, поскольку соответствующая норма (ч.1 ст. 26 ЛК РФ) права, при таких обстоятельствах, применению не подлежит.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что приведенные решения районных судов имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в порядке ст.69 АПК РФ.
"Урочище" - термин многозначный, может означать поселение, участок с естественными границами, либо территорию с какими-либо особенностями, и не является официальной единицей земле- либо лесоустройства.
Территориальными единицами лесоустройства являются лесничества, хозяйства и кварталы.
Заключенные соглашения не содержат неясностей, не позволяющих достоверно установить их предмет и границы ответственного пользования.
В соответствии с частью 28 статьи 28 Закона N 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона. При заключении и исполнении охотхозяйственного соглашения изменение условий аукциона на основании согласия сторон такого соглашения или по требованию одной из его сторон не допускается.
При таких обстоятельствах не может быть принят во внимание довод о необходимости внесения изменений в соглашение от 05.09.2013 N 23 с ООО "Лес" с учетом предмета аукциона. Аукционная документация, результаты аукциона в установленном порядке не оспорены и не отменены.
В связи с изложенным, вывод суда области о наличии законных оснований для осуществления ООО "Лес" охотохозяйственной деятельности на территории лесного участка в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га является излишним.
В то же время, указанный вывод не привел к принятию судом неверного по существу решения.
Охотхозяйственное соглашение является гражданско-правовым договором, заключаемым в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. Соответственно, изменение и расторжение такого соглашения регулируется требованиями гражданского законодательства с учетом требований Лесного кодекса Российской Федерации, иных специальных норм, содержащихся в Законах N 52-ФЗ и N 209-ФЗ.
Специальных норм, позволяющих изменить или оспорить охотхозяйственное соглашение, заключенное на торгах, не предусмотрено.
Следовательно, суд обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения соглашения, в том числе и исключения из охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 N 23 главы V "Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира".
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 02.08.2019 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 части 4 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ признан утратившим силу.
Согласно статьи 2 вышеуказанного закона условия охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня вступления в силу данных изменений должны быть приведены в соответствие со ст. 27 Закона N 209-ФЗ до 1 июня 2020 года.
В соответствии с приказом Минприроды России от 29.08.2019 N 582 "О внесении изменений в примерную форму охотхозяйственного соглашения, утвержденную приказом от 31.03.1010 N 93" раздел 5 Примерной формы признан утратившим силу. Приказ вступил в силу с 25.11.2019.
С момента вступления в силу указанных выше изменений в законодательство об охоте ООО "Лес" годовой размер сбора за пользование объектами животного мира в размере 12 000 рублей, установленный п.5.1 охотхозяйственного соглашения не уплачивает, то есть данное положение не действует в силу закона.
Плата за пользование объектами животного мира производится в соответствии с налоговым законодательством, что соответствует действующему законодательству и также предусмотрено оспариваемым п. 5.1 соглашения.
Положения Закона N 209-ФЗ являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства. Специальный закон в действующей редакции таких оснований не содержит.
В связи с чем, не имеется законных оснований для внесения изменений в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013 N 23.
Кроме того, ООО "Лес" заявлено о пропуске срока исковой давности.
Как верно указал суд первой инстанции, Департаментом пропущен как общий (трехлетнего) срока исковой давности, так и специальный (годичного) срока, установленный для оспаривания охотохозяйственного соглашения.
В силу абз. 2 п. 39 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.20 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая не повлекла принятия неправильного решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
При указанных обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на подателей апелляционных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.04.2021 по делу N А48-2014/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2014/2020
Истец: Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области
Ответчик: ООО "ЛЕС"
Третье лицо: ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ, Сапрыкин Александр Петрович, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Лыкин Е.Г., Управление лесами Орловской области