г. Самара |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А55-31455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Драгоценновой И.С., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.09.2021 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2021 по делу N А55-31455/2020 (судья Коршикова О.В.), возбужденному по заявлению частного дошкольного образовательного учреждения N 118 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара, третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации, г.Москва, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, г.Москва, Министерство экономического развития Самарской области, г.Самара, о признании незаконным ненормативного акта,
в судебном заседании приняли участие:
от Детского сада N 118 ОАО "РЖД" - Осипов И.В. (доверенность от 10.03.2021), Сочнева И.В. (доверенность от 10.03.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
частное дошкольное образовательное учреждение N 118 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Детский сад) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары (далее - налоговый орган) в отношении Детского сада, выразившихся в направлении сообщения от 04.08.2020 N 120540 об отказе в предоставлении субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерство экономического развития Самарской области.
Решением от 01.06.2021 по делу N А55-31455/2020 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования удовлетворил.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Детского сада.
Детский сад, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство экономического развития Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А55-31455/2020 произведена замена ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары на правопреемника - МИФНС России N 21 по Самарской области (ИНН 6316053225, ОГРН 1046300648019).
В соответствии со ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 09.08.2021 на 08.09.2021.
В связи с нахождением судей Бажана П.В. и Корнилова А.Б. в очередном отпуске, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А55-31455/2020 произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Драгоценнову И.С., судьи Корнилова А.Б. на судью Николаеву С.Ю. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч.5 ст.18 АПК РФ).
В судебном заседании представители Детского сада апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, заслушав представителей Детского сада в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Детский сад зарегистрирован в качестве юридического лица 07.07.2004 (ИНН 6311071020, ОГРН 1046300009755), основной вид деятельности - Образование дошкольное (ОКВЭД 85.11).
В соответствии с п.12 и 13 Устава Детский сад создан в целях осуществления образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование предпосылок учебной деятельности и мотивации к саморазвитию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; основной целью деятельности является осуществление образовательной деятельности, посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.
У Детского сада имеется лицензия от 08.02.2016 N 6485 (срок действия - бессрочно) на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.
Для целей реализации права на получение мер государственной поддержки Детский сад представил в налоговый орган заявление от 03.08.2020 N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направил Детскому саду сообщение от 04.08.2020 N 120540 об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что по состоянию на 01.07.2020 Детский сад не был включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 N 847 / в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906.
Не согласившись с отказом налогового органа в предоставлении субсидии, Детский сад обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области. Письмом от 08.09.2020 N 26-17/29117 Управление оставило жалобу Детского сада без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения Детского сада с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей (п.2 ст.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п.2.1 ст.2 Закона N 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных данным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст.31.1 данного закона.
П.2.2 ст.2 Закона N 7-ФЗ определено, что под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:
1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий (п.5 ст.31.1 Закона N 7-ФЗ).
На основании п.1 ст.31.2 Закона N 7-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки.
П.1 ст.34.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в п.2.2 ст.2 данного закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 976), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Согласно п.2 Правил N 976 субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в п.1 данных Правил.
В п.4 Правил N 976 закреплены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, таковыми являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к СОНКО, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 N 847 по состоянию на 01.07.2020;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В соответствии с п.6 Правил N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15.07.2020 по 15.08.2020 (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным п.3 и 4 Правил N 976, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст.86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10.07.2020 перечень СОНКО, являющихся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, включенных по состоянию на 01.07.2020 в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии в числе прочих является нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных п.3 и 4 Правил N 976.
В Приложении N 3 к Правилам N 976 приведен Перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в котором в числе прочих значится такой вид экономической деятельности как "Образование дополнительное детей и взрослых" (ОКВЭД 85.41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 N 847 утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Положение N 847), а также Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.
Как закреплено п.2 Положения N 847, информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство юстиции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906 утверждено Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, а Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.
На основании п.3 данного Постановления Приказом Минэкономразвития России от 02.07.2020 N 386 утвержден действовавший в спорный период Порядок представления в Минэкономразвития России сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок N 386).
П.2 Порядка N 386 установлено, что СОНКО для включения в реестр должны соответствовать одному из следующих требований:
- СОНКО являлась получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированных в соответствии со ст.31.2 Закона N 7-ФЗ;
- СОНКО в период с 01.01.2017 по 01.04.2020 являлась получателем грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
- СОНКО состоит в реестре организаций - поставщиков социальных услуг, сформированном в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- СОНКО получила статус социально ориентированной некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг в период с 01.01.2017 до 01.04.2020.
В п.10 Порядка N 386 предусмотрено, что в 2020 году реестр формируется на основе данных, предоставленных органами власти и фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставленных в Минэкономразвития России по состоянию на 01.07.2020.
Как уже указано, Детский сад является некоммерческой организацией, основной вид деятельности - Образование дошкольное, имеет лицензию от 08.02.2016 N 6485 на право оказания образовательных услуг.
Сведения о включении в реестр в Минэкономразвития России представляет Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособнадзор). Информация для включения Детского сада в реестр Рособрнадзором в Минэкономразвития России была подана после 01.07.2020 (письмо от 13.08.2020 N 05-54), запись N 12032, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Детский сад обратился в налоговый орган с заявлением от 16.07.2020 N 2 о предоставлении субсидии.
Таким образом, условия, предусмотренные Правилами N 976 для получения субсидии, Детским садом были соблюдены.
Между тем, учреждение, отвечающее всем критериям для целей включения в реестр, предусмотренный Положением N 847, в связи с процедурами межведомственного взаимодействия и временными интервалами информационного обмена, ошибочно не было включено в реестр до 01.07.2020.
Налоговый орган не отрицает, что только это обстоятельство обусловило отказ в предоставлении Детскому саду предусмотренной Правилами N 976 субсидии.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, последствия указанной ошибки не должны приводить к нарушению прав Детского сада на получение причитающейся ему субсидии.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Детского сада.
Довод налогового органа об отсутствии возможности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Детского сада суд первой инстанции обоснованно отклонил, указав, что именно налоговый орган в силу положений Правил N 976 производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде и направляет его в Федеральное казначейство.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются арбитражной судебной практикой (в частности, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2021 по делу N А50-24830/2020).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2021 года по делу N А55-31455/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31455/2020
Истец: ОАО Детский сад N118 "РЖД"
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 21 по Самарской области, Минэкономразвития РФ, Минэкономразвития Самарской области, Рособрнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки