город Омск |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А46-17926/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еникеевой Л.И., рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14082/2023) бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.11.2023 в виде резолютивной части по делу N А46-17926/2023 (судья Ширяй И.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) в лице филиала "Омскэнерго" к бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 5504237696, ОГРН 1135543009799) о взыскании 12 963 руб. 13 коп.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - истец, ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - ответчик, учреждение, БУ г. Омска "УДХБ") неустойки в размере 12 963 руб. 13 коп. за нарушение срока выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.05.2023 N 20.5500.1579.23 за период с 14.06.2023 по 15.08.2023, неустойки за нарушение срока выполнения мероприятий по договору от 22.05.2023 N 20.5500.1579.23, равной 0,25% от общего размера платы за технологическое присоединение, составляющей 82 305 руб. 56 коп., за каждый день просрочки за период с 16.08.2023 по день фактического исполнения договора, но не более чем за год просрочки.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.10.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.12.2023 (резолютивная часть от 25.11.2023) с БУ г. Омска "УДХБ" в пользу ПАО "Россети Сибирь" взыскана неустойка по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.05.2023 N 20.5500.1579.23 за период с 14.06.2023 по 15.08.2023 в сумме 12 963 руб. 13 коп., с дальнейшим начислением, начиная с 16.08.2023 в размере 0,25 % за каждый день просрочки от общего размера платы за технологическое присоединение, составляющей 82 305 руб. 56 коп., по день фактического исполнения договора, но не более чем за год просрочки, а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, БУ г. Омска "УДХБ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее: дело рассмотрено в отсутствие уведомления ответчика о рассмотрении дела
в порядке упрощенного производства, без оценки доводов ответчика,
при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
БУ г. Омска УДХБ
является бюджетным учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется по целевым статьям. С заявлением
о технологическом присоединении учреждение обратилось с целью определения точки подключения к сетям электроснабжения наружного освещения Стелы въездной
Омск
. При этом, для получения финансирования на устройство наружного освещения требуется соблюдение бюджетной процедуры, а именно: получение точки подключения к сетям электроснабжения, разработка проектно-сметной документации, её проверка и утверждение в Департаменте финансов Администрации города Омска, обращение в Городской совет города Омска для получения финансирования на устройство наружного освещения, получения финансирования, размещения аукциона на проведения работ по устройству наружного освещения, определение подрядчика на выполнение работ, заключение договора, выполнение работ, приёмка работ, и только после проведения всей процедуры производится технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО
Россети Сибирь
. Таким образом, получение точки подключения к сетям электроснабжения является первой стадией для прохождения бюджетной процедуры на выделения финансирования под устройство наружного освещения,
а каждая стадия прохождения бюджетной процедуры имеет определённое количество дней реализации. При этом, поскольку БУ г. Омска "УДХБ" является бюджетным учреждением, финансируемым из городского бюджета, использование денежных средств на иные цели, чем указаны в соответствующей статье,
не допускается.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ПАО "Россети Сибирь" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 28.02.2023 БУ г. Омска "УДХБ" обратилось в ПАО "Россети Сибирь" с заявкой на временное присоединение передвижных объектов "Стела въездная "Омск"", расположенных по адресу: Омская область, в 150 м северо-западнее земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Пушкинский тракт, д. 16, кадастровый номер земельного участка 55:36:08 01 01:3420:ЗУ1.
Между ПАО "Россети Сибирь" (сетевая организация) и БУ г. Омска "УДХБ" (заявитель) заключён договор от 18.05.2023 N 20.5500.1579.23 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация обязуется осуществить временное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя "Стела въездная "Омск", расположенных (которые будут располагаться) по адресу: Омская область, в 150 м северо-западнее земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Пушкинский тракт, д. 16, кадастровый номер земельного участка 55:36:08 01 01:3420:ЗУ1, в том числе, по обеспечить готовность объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учётом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 0,30 кВт; категория надёжности третья; - класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение, 0,40 кВ; а заявитель, в свою очередь, обязался оплатить указанную услугу в соответствии с условиями договора (пункт 1).
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 24.11.2022 N 423/65 и составляет 82 305 руб. 56 коп.
Платёжным поручением от 25.05.2023 N 2759 ответчик произвёл оплату в сумме 82 305 руб. 56 коп.
В силу пункта 8 договора заявитель обязуется, в том числе, надлежащим образом исполнять обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению, указанные в технических условиях.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 15 рабочих дней со дня заключения договора, то есть до 13.06.2023 включительно.
Перечень конкретных мероприятий, подлежащих выполнению со стороны заявителя, указан в пункте 11 технических условий (Приложение N 1 к договору).
Как указывает истец, мероприятия по технологическому присоединению, а также последующему извещению сетевой организации о их выполнении после устранения замечаний не исполнены БУ г. Омска "УДХБ" до настоящего времени.
Согласно пункту 17 договора сторона, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный договором, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25% от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определённый за год просрочки.
По расчётам истца размер неустойки за период с 14.06.2023 по 15.08.2023 составил 12 963 руб., 13 коп.: 82 305 руб. 56 коп. х 0,25% х 63 дня.
Невозможность урегулирования разногласий мирным образом (претензия от 03.07.2023 N 1.5/01-01/2640) послужила основанием для передачи спора на разрешение арбитражного суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает наличие оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закона N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедура технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)
Согласно пункту 16 Правил N 861 существенными условиями договора на технологическое присоединение являются: перечень мероприятии по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятии по технологическому присоединению; размер, порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Особенность договора технологического присоединения заключается в том, что на заказчика (заявителя) помимо обязанности по оплате возлагается также обязанность по выполнению возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства (пункты 16 - 18 Правил N 861).
Подпунктами "г", "д" пункта 18 Правил N 861 предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: выполнение ТУ заявителем и сетевой организацией; проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем ТУ, согласованного с субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если ТУ в соответствии с названными Правилами подлежат согласованию с таким субъектом); осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией с участием заявителя с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (пункт 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановления N 7).
Согласно пункту 17 договора сторона, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный договором, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25% от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Материалами дела подтверждается, что в установленный договором срок мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные пунктом 11 Технических условий (приложение N 1 к договору).
Возражая против иска, ответчик указывает, что БУ г. Омска "УДХБ" является бюджетным учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется по целевым статьям, для получения финансирования на осуществление технологического присоединения требуется соблюдение бюджетной процедуры, сроки прохождение которой установлены законодательно и не могут быть изменены.
Между тем, доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, в силу положений статьи 401 ГК РФ являющихся основанием для освобождения учреждения от уплаты неустойки, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Приняв обязательства по договору, учитывая, что его заключение имеет заявительный порядок, без получения соответствующего финансирования, учреждение ссылается на соответствующие обстоятельства необоснованно.
Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают ответчика от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений.
Ответчик, являясь заявителем по договору об осуществлении технологического присоединения в целях осуществления возложенных на него полномочий, обязан оценивать реально имеющуюся возможность своевременного исполнения мероприятий по технологическому присоединению (в том числе, фактический размер финансирования для мероприятий).
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 13.01.2021 N 301-ЭС20-21825 по делу N А29-16733/2019, отсутствие лимита бюджетных денежных средств не может служить основанием для освобождения от ответственности за несвоевременное и ненадлежащее исполнение гражданско-правового обязательства.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что обстоятельства доведения лимитов бюджетного финансирования с учётом особенностей бюджетных правоотношений не относятся к числу обстоятельств объективного характера, не зависящих от воли и действий субъекта, исполнение обязательств которых финансируется из средств бюджета.
Материалы дела не содержат доказательств существования объективных причин, не позволивших осуществить мероприятий по технологическому присоединению заявителем в установленный срок, принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на выполнение принятых на себя по договору технологического присоединения обязательств.
Поскольку доказательств отсутствия вины ответчика в нарушении срока исполнения обязательств по договору в материалы дела не представлены, так же как и отсутствуют доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы, требование истца о применении к ответчику ответственности, предусмотренной статьей 330 ГК РФ, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела. Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
В пункте 73 Постановления N 7 указано, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, судебной практикой выработаны критерии ее определения, которые применяются с учетом обстоятельств конкретного дела. Так, в качестве таковых могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и другое (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор применения арбитражными судами статьи 333 ГК РФ").
Рассмотрев доводы ответчика со ссылкой на статью 333 ГК РФ, суд первой инстанции не усмотрел оснований для уменьшения заявленной к взысканию неустойки.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в данном случае размер неустойки (0,25% от общего размера платы за технологическое присоединение по договору) предусмотрен Правилами N 861, не является завышенным и чрезмерным.
Длительность неисполнения обязательств по договору не позволяет сделать вывод о том, что взыскание неустойки в заявленном размере повлечет получение истцом необоснованной выгоды, учитывая, что неустойка носит не только компенсационный характер, но должна стимулировать к надлежащему исполнению обязательства.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Довод заявителя жалобы о рассмотрении дела в отсутствие уведомления ответчика о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства опровергается материалами дела, из которых следует, что БУ г. Омска "УДХБ" представило возражения на исковое заявление.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.12.2023 (резолютивная часть от 25.11.2023 по делу N А46-17926/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса Картотека арбитражных дел http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2024.
Судья |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17926/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА"