г. Челябинск |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А07-18932/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2021 по делу N А07-18932/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая служба" (далее - ООО "Юридическая служба", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Акбердинского сельсовета, ответчик 1), к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Иглинского района, ответчик 2), к муниципальному автономному учреждению "Агентство по развитию территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан" (далее - МАУ "Агентство по развитию Иглинского района РБ"), к отделу Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по Иглинскому району:
- об истребовании из чужого незаконного владения Администрации Акбердинского сельсовета принадлежащего ООО "Юридическая служба" имущества - рекламных конструкций в количестве 9 шт. (включая рекламные щиты и опоры для рекламных конструкций), находившихся на территории Акбердинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан;
- об истребовании из чужого незаконного владения Администрации Иглинского района принадлежащего ООО "Юридическая служба" имущества - опор для рекламных конструкций, находившихся на территории Иглинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, в количестве 11 шт. (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений предмета заявленного иска, т. 2 л.д. 2-4).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рустал" (далее - ООО "УК "Рустал", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2021 (резолютивная часть решения от 19.05.2021) было удовлетворено ходатайство ООО "Юридическая служба" об отказе от иска к МАУ "Агентство по развитию Иглинского района РБ", к отделу Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по Иглинскому району, производство по делу N А07-18932/2020 в части требований к МАУ "Агентство по развитию Иглинского района РБ", к отделу Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по Иглинскому району было прекращено. Исковые требования ООО "Юридическая служба" к Администрации Акбердинского сельсовета и к Администрации Иглинского района были удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилась Администрация Иглинского района (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) в части удовлетворения исковых требований об истребовании у нее опор для рекламных конструкций в количестве 11 шт., подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что спорные рекламные конструкции в количестве 20 штук были размещены с нарушением статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и без проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. 01.08.2019 на сайте Администрации Иглинского района было размещено предписание о демонтаже рекламных конструкций в течение одного месяца. 23.10.2019 МАУ "Агентство по развитию Иглинского района РБ" были выписаны предписания о демонтаже рекламных конструкций. Демонтаж незаконных рекламных конструкций ООО "Юридическая служба" не был исполнен, ввиду чего демонтаж рекламных конструкций в количестве 20 штук был произведен в соответствии с Законом о рекламе в административном порядке путем заключения договора подряда на демонтаж незаконных рекламных конструкций между МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" и ИП Барановым А.А.
Апеллянт в жалобе указал, что истец о вывозе рекламных конструкций не уведомлял Администрацию Иглинского района и МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ", представители Администрации Иглинского района и МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" при вывозе рекламных конструкций не присутствовали. Истцом не доказан факт нахождения опор в количестве 11 штук у Администрации Иглинского района.
Апеллянт полагал, что возврат спорных рекламных конструкций должен быть осуществлен на основании Порядка организации работ по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и в необходимых случаях уничтожению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18.07.2019 N 07-1780, после возмещение Администрации Иглинского района расходов на демонтаж рекламных конструкций в размере 200 000 руб.
К дате судебного заседания от Администрации Иглинского района поступили дополнения к апелляционной жалобе (вх. N 47686 от 30.08.2021), в которых Администрация Иглинского района указала, что не демонтировала рекламные конструкции, во владении у ответчика 2 они не находились, доказательства того, что опоры для рекламных конструкций в количестве 11 штук находятся во владении Администрации Иглинского района, в материалы дела не представлены, в силу чего Администрация Иглинского района является ненадлежащим ответчиком по делу.
От ООО "Юридическая служба" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрация Иглинского района - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Протокольным определением апелляционного суда от 01.09.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв в судебном заседании до 08.09.2021.
После перерыва стороны явку в судебное заседание не обеспечили.
От Администрации Иглинского района после перерыва поступили дополнительные документы - предписания МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" N N 41/19-60/19 от 23.10.2019 о демонтаже рекламных конструкций, предписание Администрации Иглинского района от 01.08.2019 о демонтаже рекламных конструкций с интернет-сайта, постановление Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18.07.2019 N 07-1780 "Об утверждении Порядка организации работ по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и в необходимых случаях уничтожению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан", копия соглашения между Администрацией Иглинского района и МАУ "Агентство по развитию Иглинского района РБ" по вопросам наружной рекламы и установки рекламных конструкций, которые были приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, а также дополнительно установлено судом апелляционной инстанции, отделом архитектуры и градостроительства Администрации Иглинского района было выдано ООО "Юридическая служба" разрешение от 30.12.2007 N 700 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в количестве 21 шт., сроком до 31.12.2008 (т. 1 л.д. 17).
01.10.2008 ООО "Юридическая служба" (заказчик) и ООО Конно-спортивно-охотничье хозяйство "Ташлы" (далее - КСОХ Ташлы, подрядчик) заключили договор на выполнение работ по изготовлению, поставке и монтажу рекламных конструкций N 1 (т. 2 л.д. 51-55), по условиям которого подрядчик обязался в установленный настоящим договором срок, в соответствии с заданиями (приложение N 1 к договору), выполнить своими и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ по изготовлению, доставке, монтажу, ремонту рекламных конструкции (далее - "Конструкции") (далее - "Работы"), а заказчик обязался создать подрядчику установленные договором условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить согласованную сторонами в задании и прайс-листе, цену.
Согласно приложению N 1 к договору (т. 2 л.д. 56) ООО "Юридическая служба" и КСОХ Ташлы составили задание к договору на выполнение работ по изготовлению, поставке и монтажу рекламных конструкций о нижеследующем:
Перечень работ для выполнения |
Стоимость, за ед. |
количество |
итого |
Уголок 75х75х8 мм-1т |
48 000 |
21 |
1 008 000 руб. |
Труба Ф 350 мм х 8 |
38 000 |
798 000 руб. |
|
Железо 3х6х28 мм |
22 000 |
462 000 руб. |
|
Бетон М300-4м3 |
7 200 |
151 200 руб. |
|
основание рекламного банера, фанера |
15 200 |
319 200 руб. |
|
изготовление металлического каркаса 3x6 со стойкой и основанием, устройство основания из бетона для установки РШ, покраска, обшивка фанерой с двух сторон, установка |
160 000 |
3 360 000 руб. |
Общая стоимость работ по данному заданию составила 6 098 400 руб.
Между заказчиком и подрядчиком был подписан акт выполненных работ N 1 от 11.11.2008 (т. 2 л.д. 57), в соответствии с которым подрядчик сдал, а заказчик принял работы в соответствии с заданием на изготовление, поставку и монтаж рекламных конструкций N 1 от 01.10.2008; работы выполнены в полном объеме и соответствуют требованиям задания на изготовление и монтаж рекламного оборудования N 1, условиям договора; к объему и качеству выполненных работ заказчик претензий не имеет.
Между ООО "Юридическая служба" (арендодатель) и ООО "УК "Рустал" (арендатор) был подписан договор аренды рекламных конструкций от 31.03.2010 (т. 1 л.д. 18-20), по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду рекламные места, представляющие собой рекламные конструкции, расположенные по адресу: Республики Башкортостан, Иглинский район, с. Акбердино, в количестве 25 шт.:
- N 1 рядом с СО "Куяново";
- N 2 перед д. Блохино, напротив строительства с\х базы;
- N 3 напротив строительства коттеджного поселка бизнес - класса Акбердино;
- N 4 поворот на Турбаслы и с\о Куяново;
- N 5 в 300 м до поворота на Турбаслы;
- N 6 напротив жилого поселка, 500 м до поворота на СОК "Ташлы" и Акберды;
- N 7 напротив жилого поселка, 300 м до поворота на СОК "Ташлы" и Акберды;
- N 8 напротив поворота на СОК "Ташлы" и Акберды;
- N 9 в 500 м до строящегося коттеджного поселка;
- N 10 напротив строящегося коттеджного поселка, остановка сады;
- N 11 граница Иглинского р-на, сады, указатель: Пушкинское лесничество, дер. Ивано-Казанка РБ, Иглинский район, с. Иглино:
- N 12 Трасса, соединяющая Уфу и Иглино. Отрезок дороги после съезда с трассы М5 до пос. Иглино. Направление к Уфе;
- N 13 Трасса, соединяющая Уфу и Иглино. Отрезок дороги после съезда с трассы М5 до пос. Иглино. Направление к Уфе;
- N 14 Трасса, соединяющая Уфу и Иглино. Отрезок дороги после съезда с трассы М5 до пос. Иглино. Направление к Уфе;
- N 15 Трасса, соединяющая Уфу и Иглино. Отрезок дороги после съезда с трассы М5 до пос. Иглино. Направление к Иглино. Небольшая развилка;
- N 16 Трасса, соединяющая Уфу и Иглино. Отрезок дороги после съезда с трассы М5 до пос. Иглино. Поворот к Иглино;
- N 17 Трасса, соединяющая Уфу и Иглино. Отрезок дороги после съезда с трассы М5 до пос. Иглино. Направление в центр Иглино, небольшой перекресток;
- N 18 Дорога через пос. Иглино. Сложный перекресток. Дорога к вокзалам, рынку. Направление в сторону;
- N 19 Площадь перед авто и ЖД вокзалами. Магазин "Пятерочка". Рынок, банк, аптека;
- N 20 Площадь перед авто и ЖД вокзалами. Магазин "Пятёрочка". Рынок, банк, аптека;
- N 21 Дорога к поселку Иглино из Шакши через Князево - Кирилово;
- N 22 Дорога к поселку Иглино из Шакши через Князево - Кирилово;
- N 23 Перекресток дорог (развилка) на Иглино и Павловку;
- N 24 ул. Горького. На выезде из Иглино в Уфу через Кирилово;
- N 25 Дорога к поселку Иглино из Шакши через Князево - Кириллово.
В силу пункта 1.2 данного договора объекты будут использоваться для размещения рекламы арендатора, а также для передачи арендатором в субаренду третьим лицам.
Далее ООО "УК "Рустал" на основании указанного договора аренды часть рекламных конструкций была передана в субаренду для коммерческого использования, что подтверждается:
- договором аренды от 06.07.2017 N 7-НР/17, подписанным между ООО УК "Рустал" и Антоновой Е.В. в отношении рекламной конструкции N 18 (т. 2 л.д. 27-28);
- договором об аренде рекламных мест от 19.11.2016, подписанным между ООО УК "Рустал" и ООО "Твой стоматолог" в отношении рекламной конструкции N 20 (т. 2 л.д. 29-30);
- договором об аренде рекламных мест от 01.01.2017, подписанным между ООО УК "Рустал" и ООО "Твой стоматолог" в отношении рекламной конструкции N 15 (т. 2 л.д. 31-32);
- договором об аренде рекламных мест от 01.05.2019 N 45-НР/19, подписанным между ООО УК "Рустал" и ИП Кашфеевым Р.Р. в отношении рекламных конструкций N 19, N 17 (т. 2 л.д. 33-35);
- договором об аренде рекламных мест от 30.05.2019 N 48 НР/19, подписанным между ООО УК "Рустал" и ИП Петряшевой Е.А. в отношении рекламной конструкции N 15 (т. 2 л.д. 39-41).
При рассмотрении дела N А07-18226/2019 судами было установлено, что между Муниципальным управлением земельных и имущественных отношений Администрации Иглинского района (арендодатель) и ООО "Юридическая служба" (арендатор) на основании постановлений администрации от 26.05.2008 N 05-1041, от 26.05.2008 N 05-1042, от 16.06.2008 N 05-1208, от 16.06.2008 N 05-1209, от 16.06.2008 N 06-1210 были подписаны договоры аренды от 16.06.2008 N 948-02-26-зем, от 16.06.2008 N 947-08-26-зем, от 29.12.2008 N 946-08-26-зем, от 29.12.2008 N 945-08-26-зем, от 29.12.2008 N 944-08-26-зем, от 29.12.2008 N 943-08-26-зем, от 29.12.2008 N 942-08-26-зем, от 29.12.2008 N 941-08-26-зем, от 29.12.2008 N 940-08-26-зем, от 29.12.2008 N 939-08-26-зем, от 29.12.2008 N 938-08-26-зем, от 29.12.2008 N 937-08-26-зем, от 29.12.2008 N 936-08-26-зем, от 29.12.2008 N 935-08-26-зем, от 29.12.2008 N 934-08-26-зем, от 29.12.2008 N 933-08-26-зем, от 29.12.2008 N 932-08-26-зем, от 29.12.2008 N 931-08-26-зем, от 29.12.2008 N 930-08-26-зем, от 24.12.2008 N 921-08-26-зем, от 24.12.2008 N 920-08-26-зем по условиям, которых арендатору предоставлены земельные участки из земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 02:26:010806:135 площадью 02 кв. м, 02:26:010501:570 площадью 03 кв. м, 02:26:010501:569 площадью 02 кв. м, 02:26:010202:276 площадью 02 кв. м, 02:26:161001:436 площадью 02 кв. м., 02:26:161001:439 площадью 02 кв. м,02:26:161001:438 площадью 03 кв. м., 02:26:161001:437 площадью 02 кв. м, 02:26:161001:442 площадью 02 кв. м, 02:26:161001:440 площадью 02 кв. м, 02:26:161001:441 площадью 02 кв. м, 02:26:010413:75 площадью 02 кв. м, 02:26:010202:277 площадью 05 кв. м, 02:26:010501:568 площадью 02 кв. м, 02:26:010707:254 площадью 02 кв. м, 02:26:011201:51 площадью 01 кв. м, 02:26:011201:52 площадью 02 кв. м, 02:26:011002:10 площадью 03 кв. м, 02:26:010202:275 площадью 02 кв. м, 02:26:161001:444 площадью 03 кв. м., 02:26:161001:435 площадью 03 кв. м, сроком на 49 лет, для размещения рекламных конструкций.
Земельные участки переданы в пользование арендатора по актам приема-передачи.
Администрация Иглинского района Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к ООО "Юридическая служба" о расторжении договоров аренды от 16.06.2008 N 948-02-26-зем, от 16.06.2008 N 947-08-26-зем, от 29.12.2008 N 946-08-26-зем, от 29.12.2008 N 945-08-26-зем, от 29.12.2008 N 944-08-26-зем, от 29.12.2008 N 943-08-26-зем, от 29.12.2008 N 942-08-26-зем, от 29.12.2008 N 941-08-26-зем, от 29.12.2008 N 940-08-26-зем, от 29.12.2008 N 939-08-26-зем, от 29.12.2008 N 938-08-26-зем, от 29.12.2008 N 937-08-26-зем, от 29.12.2008 N 936-08-26-зем, от 29.12.2008 N 935-08-26-зем, от 29.12.2008 N 934-08-26-зем, от 29.12.2008, N 933-08-26-зем, от 29.12.2008 N 932-08-26-зем, от 29.12.2008 N 931-08-26-зем, от 29.12.2008 N 930-08-26-зем, от 24.12.2008 N 921-08-26-зем, от 24.12.2008 N 920-08-26-зем.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2020 по делу N А07-18226/2019 в удовлетворении исковых требований было отказано в силу ничтожности указанных договоров аренды.
Между Администрацией Иглинского района и МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" было заключено соглашение о передаче полномочий МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" по вопросам наружной рекламы и установки рекламных конструкций, согласно п. 1.1 которого предметом соглашения является осуществление МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" функций по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешении, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.
МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" были подготовлены для ООО "Юридическая служба" предписания N N 41/19-60/19 от 23.10.2019 о демонтаже спорных рекламных конструкций.
Согласно отметкам на представленных в суд апелляционной инстанции предписаний МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" осуществляло вручение данных предписаний нарочно, предписания вручены истцу не были.
Администрацией Иглинского района на своем сайте в сети "Интернет" было размещено предписание, согласно которому в результате проведенной проверки установлено: средства наружной рекламы и информации установлены и эксплуатируются без разрешительной документации, что нарушает ст. 19 п. 9 Закона о рекламе N 38 в редакции от 07.06.2013, по адресам (адресным ориентирам):
1. въезд в с. Акбердино со стороны г. Уфа, с левой стороны по ходу движения автодороги Уфа Акбердино;
2. въезд в с. Акбердино со стороны г. Уфа, с левой стороны по ходу движения автодороги Уфа - Акбердино;
3. с. Иглино, ул. Ленина, рядом с д. 6;
4. с. Иглино, ул. Горького, рядом с д. 75;
5. с. Иглино, ул. Горького, рядом с д. 99; с. Иглино, ул. Ворошилова, рядом с д. 1;
7. с. Иглино, пересечение ул. Строителей и ул. Островского;
8. с. Иглино, ул. Ворошилова, рядом с д. 816;
9. с. Иглино, ул. Ворошилова, рядом с д. 35/1;
10. с. Иглино, ул. Дружбы, рядом с д. 14;
11. с. Иглино, пересечение ул. Горького и пер. Западный;
12. с. Иглино, ул. Горького, напротив АЗС "Лукойл";
13. с. Иглино, ул. Горького, рядом с АЗС "Башнефть";
14. с. Иглино, ул. Хабаровская, 40 м до светофора на ул. Целинная;
15. с. Иглино, 20 м от пересечения ул. Якутова и северного объезда автодороги Уфа - Иглино - Павловка;
16. автодорога Уфа - Акбердино, ок. 100 м до поворота на ул. Юбилейная, слева по ходу движения;
17. автодорога Акбердино-Уфа, поворот на ул. Юбилейная, по ходу движения справа;
18. автодорога Акбердино-Уфа, напротив поворота на ул. Аквалангистов;
19. автодорога Акбердино-Уфа, напротив ул. Газпромовская, по ходу движения справа;
20. автодорога Акбердино-Уфа, перед поворотом на ул. Газпромовская, по ходу движения справа:
21. автодорога Акбердино-Уфа, после поворота в коттеджный поселок -Девичья гора;
22. автодорога Блохино-Уфа, напротив поворота на ул. Сиреневая (коттеджный поселок - Девичья гора);
23. автодорога Блохино-Уфа, перед поворотом на ул. Сиреневая;
24. автодорога Блохино-Уфа, перед поворотом в коттеджный поселок "Акбердино Вилледж";
25. автодорога Блохино-Уфа, перед поворотом на сады;
26. вблизи с. Иглино на 54+307 м автодороги Уфа-Красная Горка (с левой стороны) по ходу движения;
27. вблизи с. Иглино на автодороги Уфа-Красная Горка (с правой стороны) по ходу движения;
28. с. Иглино, ул. Горького, 650 м. от стелы Иглино;
29. с. Иглино, въезд со стороны Шакши, перед АЗС Лукойл; с. Иглино, перекресток ул. Горького и ул. Ленина, 1;
31. с. Иглино, на светофоре по ул. Горького и ул. Чапаева;
32. с. Иглино, пересечение улиц Строителей и ул. Островского;
33. с. Иглино, поворот на д. Ягодный;
34. выезд из с. Иглино со стороны трассы М5, справа по ходу движения, 30 м до поворота на д. Петрово-Федоровка.
В целях устранения выявленных при мониторинге нарушений части 9 статьи 19 Закона о рекламе было предложено в трехдневный срок с момента получения предписания произвести демонтаж рекламной информации на данных конструкциях, в течении месяца с момента получения предписания демонтировать вышеуказанные рекламные конструкции.
МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" (заказчик) заключило с ИП Барановым А.А. (подрядчик) договор подряда на демонтаж рекламных конструкций в количестве 20 шт., местоположение которых указано в п. 1.1. данного договора. Стоимость работ по договору составила 200 000 руб. (т. 1 л.д. 27-30).
Согласно акту сдачи-приемки работ N 691 от 08.12.2019 демонтажные работы по указанному договору были выполнены (т. 1 л.д. 31).
Ссылаясь на незаконное изъятие из владения истца спорных рекламных конструкций, демонтированных МАУ "Агентство по развитию муниципального района Иглинский район РБ" и находящихся у Администрации Акбердинского сельсовета, Администрации Иглинского района, ООО "Юридическая служба" обратилось в арбитражный суд с виндикационным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что к выводу о доказанности права истца на предъявление заявленного иска, наличие у него права собственности на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками, доказанности факта нахождение спорного имущества у ответчиков, отсутствие у ответчиков надлежащего правового основания для владения этим имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой ответчиком 2 части, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика 2, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Отношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частями 5, 5.1. статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе закреплено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18.07.2019 N 07-1780 утвержден Порядок организации работ по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и в необходимых случаях уничтожению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Порядок), согласно пункту 2.4 которого в случае выявления незаконной рекламной конструкции на основании акта осмотра рекламной конструкции Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), или Администрация сельского поселения (далее - Администрация СП), на территории которого расположены незаконные рекламные конструкции принимает решение по направлению предписания о демонтаже незаконной рекламной конструкции (далее - предписание). Предписание направляется владельцу рекламной конструкции, в случае, если личность либо наименование владельца, а также адрес места регистрации физического лица (индивидуального предпринимателя) известны, собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии Федеральным законом "О рекламе".
В случае если владелец рекламной конструкции, а также собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, не установлены, Администрация опубликовывает предписание на официальном сайте администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - официальный сайт). При данных условиях датой выдачи предписания является дат его опубликования (пункт 2.6 Порядка).
В случае если владелец рекламной конструкции, а также собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, в установленный Федеральным законом "О рекламе" срок не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции, Агентство формирует Реестр рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, который утверждается Администрацией, и размещает его на официальном сайте (пункт 2.7 Порядка).
Доказательства того, что вышеуказанные положения Закона о рекламе и Порядка в части выдачи (вручения) истцу предписания органа местного самоуправления муниципального района о демонтаже рекламных конструкций, формирования Реестра рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, были соблюдены Администрацией Иглинского района, ответчиком 2 в материалы дела представлены не были.
Предписания N N 41/19-60/19 от 23.10.2019 о демонтаже спорных рекламных конструкций представлены без доказательств их направления по почте истцу.
Указанные предписания о демонтаже спорных рекламных конструкций ООО "Юридическая служба" нарочно вручены не были. Объективные доказательства совершения действий по вручению названных предписаний истцу Администрацией Иглинского района в материалы дела представлены не были.
В силу изложенного, при недоказанности установленной Законом о рекламе и Порядком суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности изъятия у истца спорных рекламных конструкций.
Однако при удовлетворении исковых требований ООО "Юридическая служба" к Администрации Иглинского района судом первой инстанции не было принято во внимание следующее.
Как уже было указано ранее, по смыслу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Таким образом, виндикационный иск подлежит удовлетворению только при доказанности истцом факта владения спорным имуществом ответчиком.
Предъявляя исковые требования к Администрации Иглинского района, ООО "Юридическая служба" в первоначально поданном исковом заявлении (т. 1 л.д. 8) указало, что 11 спорных рекламных конструкций, которые находились на территории Иглинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, были возвращены истцу.
Затем ООО "Юридическая служба" изменило свою правовую позицию по делу, уточнило предмет заявленного иска, указало, что возвращены были 11 рекламных щитов, но не были возвращены 11 опор рекламных конструкций.
При этом ООО "Юридическая служба" не было представлено убедительных доказательств, подтверждающих доводы уточненного искового заявления, - того, в каком виде, в каком состоянии был произведен возврат 11 спорных рекламных конструкций.
Доказательства того, что 11 спорных рекламных конструкций были возвращены без опор, при том что само ООО "Юридическая служба" в первоначально поданном иске утверждало, что они были возвращены истцу, в материалы дела представлены не были.
Какой-либо совместный акт возврата имущества истцу, в котором стороны бы зафиксировали состав и комплектацию возвращаемого имущества, ООО "Юридическая служба в материалы дела также представлен не был.
Ссылка ООО "Юридическая служба" на видеоматериал, содержащаяся в отзыве на апелляционную жалобу, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания указанного видеоматериала с достоверностью не следует, что на нем запечатлены спорные рекламные конструкция. Содержание видеоматериала также достоверно не подтверждает того, что обстоятельства, что 11 спорных рекламных конструкций были возвращены истцу без опор.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что ООО "Юридическая служба" убедительными и достоверными доказательствами не подтвердило факт нахождения во владении Администрации Иглинского района 11 опор рекламных конструкций.
Обратные выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции необоснованно посчитал доказанным вышеуказанное обстоятельство.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой Администрацией Иглинского района части подлежит отмене, иск ООО "Юридическая служба" к Администрации Иглинского района в части истребования из чужого незаконного владения имущества - опор для рекламных конструкций (находившихся на территории Иглинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) в количестве 11 штук удовлетворению не подлежит.
Поскольку решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований ООО "Юридическая служба" к Администрации Акбердинского сельсовета в апелляционном порядке не обжалуется, в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ в указанной части правильность судебного акта апелляционным судом не проверяется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что в материалах дела имеется протокол итогового судебного заседания 19.05.2021, который не был подписан судьей Абдуллиной Э.Р.
В силу подпункта 6 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудиозаписи судебного заседания.
Поскольку в рассматриваемом случае в судебном заседании 19.05.2021 принимали участие представители истца и ответчика 2, судом первой инстанции помимо ведения протокола судебного заседания на бумажном носителе также велся аудиопротокол судебного заседания, который размещен электронных материалах дела и в котором записано оглашение резолютивной части судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае вышеуказанное процессуальное нарушение суда первой инстанции не является основанием для безусловной отмены судебного акта.
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления ООО "Юридическая служба" в части требований к Администрации Иглинского района распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В силу отказа в удовлетворении иска ООО "Юридическая служба" к Администрации Иглинского района уплаченная истцом государственная пошлина относится на истца и распределению не подлежит.
На основании пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной жалобы. В этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
В связи с подачей апелляционной жалобы Администрацией Иглинского района - лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение ее жалобы судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2021 по делу N А07-18932/2020 отменить в части истребования из чужого незаконного владения Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан имущества - опор для рекламных конструкций (находившихся на территории Иглинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) в количестве 11 штук, а также в части взыскания с Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая служба" судебных расходов по государственной пошлине в размере 6 000 руб.
В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "Юридическая служба" в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18932/2020
Истец: ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АКБЕРДИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН", ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИГЛИНСКОМУ РАЙОНУ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РУСТАЛ"