г. Москва |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А40-34624/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-34624/2021
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ОАО "ДУБРОВКА 5"
о признании незаконным уведомления,
в присутствии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (регистрирующий орган, Управление) от 24.11.2020 N MFC-0558/2020-201225 (КУВД-001/2020-11382880/2) об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 29.07.2020 к Договору аренды от 31.12.2010 N М-04-035083, суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 29.07.2020 к Договору аренды от 31.12.2010 N М-04-035083.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В деле участвует третье лицо - ОАО "ДУБРОВКА 5".
В судебное заседание не явились представители Управления и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2020-11382880 о государственной регистрации Дополнительного соглашения к Договору аренды от 31.12.2010 N М-04-035083.
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 24.08.2020 в соответствии с п. 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в последствии уведомлением от 24.11.2020 02.11.2020 N КУВД-001/2020-11382880/2 - отказано.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права заявителя в экономической деятельности как собственника земельного участка, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового, учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных, органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и - содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условии относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ). При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
При этом в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора (п. 3 ст.. 453 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001018:1013 по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, вл. 11, стр. 5 с ОАО "ДУБРОВКА 5" оформлен договор аренды от 14.04.2011 N М-04-035405 (с Дополнительным соглашением от 14.04.2014) для эксплуатации здания под торговую, банковскую и иную предпринимательскую деятельность в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка сроком до 17.02.2060 (далее - договор аренды).
Договор аренды и Дополнительные соглашения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке.
На основании обращения Арендатора от 10.06.2020 N 33-5-42646/20 в соответствии с распоряжением Департамента от 24.12.2019 N 51922 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:1013" Департаментом 29.07.2020 оформлено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 31.12.2010 N М-04-035083 в части приведения цели предоставления земельного участка в соответствие с данными Единого государственного реестра недвижимости, (далее - Дополнительное соглашение).
Дополнительным соглашением пункт 1.4 Договора аренды изложен в следующей редакции "На участке расположено двухэтажное нежилое здание общей площадью 3925, 6 кв.м, имеющее адресный ориентир: г. Москва, ул. Ферганская, д. 21".
В уведомлении об отказе Управление указало, что по данным ЕГРН на вышеуказанном земельном участке располагаются объекты с кадастровыми номерами 77:00:0000000:41480, 77:04:0001018:1161, 77:04:0001018:1189.
Действительно согласно выписке из ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:1013 также расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:04:0001018:1189, 77:00:0000000:41480.
Вместе с тем, регистрирующим органом, не учтено следующее.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, Публичной кадастровой карты Росреестра, информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости" (далее - ИС РЕОН), которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:1013 расположено одно нежилое здание площадью 3925,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:1161, по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 11, стр. 5, находящееся в собственности ОАО "ДУБРОВКА 5" (запись государственной регистрации от 28.01.2014 N 77-77-04/123/2013-528).
По данным Публичной кадастровой карты, размещенной на портале Росреестра, нежилое здание площадью 5503,4 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0001018:1189. по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 2, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:122. Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Нежилое здание площадью 162 629,6 кв.м. с кадастровым номером 77:00:0000000:41480 по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 3, расположено за границами земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:1013.
Кроме того, земельный участок под зданием с кадастровым номером 77:00:0000000:41480 не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен.
Судом учтено, что ранее регистрирующим органом был зарегистрирован договор аренды от 14.04.2011 N М-04-035405 и Дополнительное соглашение от 14.04.2014.
При этом условия Дополнительного соглашения от 29.07.2020 не изменяют состав имущества, находящегося в границах земельного участка и ранее указанного в Договоре аренды.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Дополнительное соглашение подписано без замечаний и разногласий, а значит между сторонами достигнуто соглашения по все существенным условиям.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества. Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Условия Дополнительного соглашения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации Дополнительного соглашения не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
Установив, что заявителем на государственную регистрацию в установленные сроки представлены все необходимые документы для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия оспариваемых уведомлений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права.
Доказательств невозможности осуществить испрашиваемую заявителем государственную регистрацию Управлением не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, обоснованно удовлетворил требования, посчитав возможным обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 29.07.2020 к Договору аренды от 31.12.2010 N М-04-035083..
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-34624/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34624/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ОАО "ДУБРОВКА 5"