город Томск |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А03-10807/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А. А. рассмотрел апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края (N 07АП-11027/2023) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2023 по делу N А03-10807/2023 (судья Пашкова Е.Н.) по иску Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края, г.Барнаул (ОГРН 1132225020377) к Администрации Ребрихинского района Алтайского края, г.Ребриха (ОГРН 102222565120) о взыскании 1 813 985 руб. субсидии,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Алтайгазаппарат" (ОГРН 1022201518019), Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайские инженерные системы" (ОГРН 1122225009026),
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Администрации Ребрихинского района Алтайского края (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 1 813 985 руб. субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Алтайгазаппарат", Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайские инженерные системы" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что судом не дана оценка действиям ответчика с точки зрения нарушения им бюджетного законодательства Российской Федерации.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не согласилась с доводами Министерства, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным; просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителей.
От третьих лиц отзывы не поступали.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на ее, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 28.01.2022 между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета на строительство объектов газификации. Субсидия предоставляется в целях софинансирования строительства 6 объектов: Распределительный газопровод в с. Боровлянка Ребрихинского района Алтайского края, Распределительный газопровод в с. Подстепное Ребрихиского района Алтайского края, Распределительный газопровод в с. Касмалинка Ребрихинского района Алтайского края, Распределительный газопровод в с. Паново Ребрихинского района Алтайского края, Распределительный газопровод в с. Белово Ребрихинского района Алтайского края, Распределительный газопровод в с. Клочки Ребрихинского района Алтайского края.
В соответствии с Приложением N 4 к Соглашению показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, являет ввод указанных объектов в эксплуатацию в 2022 г. (л.д. 28 т.1).
14.12.2022 заключено дополнительное соглашение согласно которому общий размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в бюджет Ребрихинского района Алтайского края в соответствии с настоящим соглашением исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, указанного в пункте 2.1 настоящего соглашения, в том числе направленного на достижение результата (ов) регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 95,0% составляет в 2022 году не более 108 839 100 руб. 00 коп.
Согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению по объекту Распределительный газопровод в с. Касмалинка Ребрихинского района, протяженностью 2,9 км, со сроком реализации 2021-2022 г., составил 3 790 527 руб. (л.д. 56 т.1).
По объекту - Распределительный газопровод в с. Касмалинка показатель результативности в виде ввода объекта в эксплуатацию в 2022 г. достигнут не был.
Строительство распределительного газопровода в с. Касмалинка осуществлялось на основании муниципального контракта от 11.10.2021, заключенного между Администрацией и ООО "Алтайгазаппарат" (подрядчик).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составила 7 349 341 руб. 38 коп.
Работа, предусмотренная контрактом, должна быть закончена не позднее 346 дней со дня подписания контракта сторонами.
23.09.2022 между Администрацией и ООО "Алтайгазаппарат" заключено дополнительное соглашение N 2, по условиям которого работы должны быть закончены не позднее 31.12.2022 (л.д. 4 т.2).
26.12.2022 между Администраций Ребрихинского района и ООО "Алтайгазаппарат" заключено дополнительное соглашение N 4, согласно которому сроки выполнения работ продлены до 31.08.2023.
Факт выполнения работ по строительству газопровода подтверждается актом КС-2 N 1 от 16 декабря 2021 г. на сумму 2 843 049 руб. 88 коп., актом КС -2 N2 от 23 декабря 2021 г. на сумму 905 730 руб. 66 коп., актом КС-2 N 3 от 26.12.2021 на сумму 3 291 272 руб. 64 коп. 27.12.2022.
Министерство строительства перечислило Администрации Ребрихинского района субсидию частично в сумме 3 126 709 руб. 01 коп. (л.д. 110 т.2).
Дополнительным соглашением от 27.02.2023 условие о продлении срока выполнения работ до 31.08.2023 признано недействительным в связи с внесением представления Прокуратуры об устранении допущенных нарушений (л.д. 19 т.2).
26.07.2023 ООО "Алтайгазаппарат" уведомило заказчика - застройщика АКГУП "Алтайские инженерные системы" об окончании строительства объекта - Распределительный газопровод в с. Касмалинка Ребрихинского района Алтайского края и о необходимости направить представителя для участия в рабочей комиссии (л.д. 32 т.2).
Дополнительным соглашением N 7 от 30.10.2023 Администрация и ООО "Алтайгазаппарат" изменили цену контракта, указав вместо 7 349 341 руб. 38 коп. - цену контракта - 7 234 771 руб. 12 коп.
Согласно акту КС-2 N 4 от 02.11.2023 подрядчик завершил выполнение работ по контракту на сумму 194 718 руб. 01 коп.
02.11.2023 подписан акт о приемке законченного строительством объекта - Распределительный газопровод в с. Касмалинка.
02.11.2023 АКГУП "Алтайские инженерные системы" направило Главе Ребрихинского района Алтайского края заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что Администрацией не достигнуты значения результатов использования субсидии - Распределительный газопровод в с. Касмалинка не введен в 2022 г. в эксплуатацию, выделенная субсидия частично подлежит возврату.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств, то есть исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 162 БК РФ обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств.
Согласно пункту 3 статьи 139 БК РФ порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании соглашения, предусматривающего в том числе ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 532 утверждены Правила формирования предоставления и распределения субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.
По условиям пункта 4.3.3 Соглашения муниципалитет обязуется обеспечить достижение значений результатов использования субсидий.
В качестве показателей результативности предоставления субсидии на строительство распределительного газопровода установлен - ввод в эксплуатацию объекта "Распределительный газопровод в с. Касмалинка" в 2022 г.
В случае если муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3. настоящего Соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство обязуется рассчитать в соответствии с пунктами 13 -18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Ребрихинского района Алтайского края в краевой бюджет и направить муниципалитету требование о возврате средств субсидии в краевой бюджет в указанном объеме.
Суд первой инстанции, проанализировав условия соглашения о предоставлении субсидии, заключенного Министерством и Администрацией 28.01.2022 с учётом дополнительных соглашений, полно и всесторонне исследовав иные представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в соответствии с положениями статей 65 - 71 АПК РФ, установил, что выделенные в качестве субсидии денежные средства были полностью использованы Администрацией по целевому назначению, что подтверждается актами о приемке выполненных работ по строительству газопровода в с. Касмалинка; Администрация действовала добросовестно -контракт с подрядчиком заключен своевременно; для контроля за выполнением работ привлечен заказчик - застройщик; в ходе выполнения работ велось взаимодействие с подрядчиком, о чем свидетельствует переписка сторон, внесение изменений в контракт.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии нерезультативного или неэффективного использования Администрацией средств субсидии, отсутствие в материалах дела доказательств недобросовестного поведения ответчика, а также отсутствие доказательств нецелевого расходования предоставленных денежных средств, принимая во внимание, что в сложившейся сложной экономической ситуации ответчиком были предприняты все возможные меры для скорейшего ввода объекта в эксплуатацию, что какие - либо негативные последствия для государства не наступили, в то время как допущенное нарушение имеет формальный характер, учитывая, что в настоящее время Распределительный газопровод в с. Касмалинка достроен полностью и вводится в эксплуатацию, суд с учетом позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234, согласно которой само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не может быть безусловным основанием для возврата субсидии, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для возврата денежных средств.
Доказательства, опровергающие приведенные Администрацией доводы, Министерством в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены, как и доказательства, подтверждающие нецелевое использование денежных средств.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что Министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, судебные расходы за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2023 по делу N А03-10807/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10807/2023
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Ответчик: Администрация Ребрихинского района АК.
Третье лицо: АГУП "Алтайские инженерные системы", ООО "Алтайгазаппарат"