город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2021 г. |
дело N А53-43540/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
от истца: представитель Белоусов М.А. по доверенности N 71/21-Р от 11.01.2021, паспорт;
от ответчика: председатель Добровитченко Н.А., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Группа компаний "Чистый город"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.07.2021 по делу N А53-43540/2020
по иску ООО "Группа компаний "Чистый город"
к ТСЖ "Кривоноса-3"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - истец, ООО "ГК "Чистый город") обратилось в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Кривоноса-3" (далее - ответчик, ТСЖ "Кривоноса-3") о взыскании задолженности 152 757,78 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Группа компаний "Чистый город" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции неверно определена категория потребителя услуги регионального оператора ТКО и не были применены соответствующие нормы жилищного законодательства, что повлекло в свою очередь неправильное применение норм Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Судом первой инстанции не установлен факт осуществления Потребителями, которым оказывает коммунальную услугу ТСЖ "Кривоноса-3", раздельного накопления ТКО. Соответственно, расчет платы потребителям должен осуществляться исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении и нормативов накопления ТКО. Оснований к применению правил расчета платы за коммунальную услуг исходя из объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период у суда первой инстанции отсутствовали.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "ГК "Чистый город" (региональный оператор) и ТСЖ "Кривоноса-3" (исполнитель) заключен договор от 24.01.2019 N 0106/00473 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с условиями которого, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оплата оказанных услуг, согласно п. 7, 8 договора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (446 (четыреста сорок шесть) рублей 84 копейки за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%) до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Расчет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее Правила), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (пункт 19 договора).
В приложении к договору стороны согласовали объем принимаемых ТКО в год (1 092 куб. м), места сбора и накопления отходов, количество и объем контейнеров и график вывоза.
В период с 01.03.2020 по 31.07.2020 региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно счетам и счет-фактурам истцом оказаны услуги по обращению с ТКО в объеме 167,603 куб. м в месяц. Стоимость оказанных услуг составила 356 851,95 руб.
Ссылаясь на то, что ответчиком произведена неполная оплата оказанных услуг, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим (статья 310 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа от 29.03.2018, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый Город" является Региональным оператором но обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОКа Ростовской области, приступившим к работе 01.01.2019.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г N 641" потребитель имеет право выбора учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Абзацем 3 п. 148 (30) Правил установлена возможность расчета цены за услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО только в случае раздельного накопления сортированных отходов.
В соответствии с пунктом пункте 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7). Следовательно, Правила учета ТКО не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО.
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
Приведенная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54, А41-9815/2020.
Установлено, что ответчиком выбран способ коммерческого учета ТКО исходя из объема контейнеров для накопления, что прямо следует из договора от 24.01.2019 N 0106/00473 (пункт 19).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что по условиям пункта 19 договора N 0106/00473 от 24.01.2019, заключенного между ООО "ГК "Чистый город" и ТСЖ "Кривоноса-3", расчет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505. Правилами N 505 установлено, что коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма, а также исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ГКО, установленных в местах накопления ТКО.
Ответчиком при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в адрес истца была направлена заявка о необходимости предоставления услуг по вывозу ТКО, с указанием места сбора ТКО (мусорокамера жилого дома), количества и характеристик контейнеров для сбора ТКО (установлено семь контейнеров, вместимостью/объемом по 0,75 куб.м каждый (объем семи контейнеров - 5,25 мЗ), периодичности забора и вывоза ТКО - "Пн.,Ср.,Пт. Сб., мусорокамера". Количественные показатели объемов ТКО и периодичность вывоза ТКО - условия предоставления услуг согласованы сторонами по договору и закреплены в приложении N 2 Договора N 0106/00473 от 24.01.2019 с помесячной разбивкой объемов ТКО - 89,25-94,5 куб.м в месяц, в зависимости от периодичности вывоза ТКО в месяц.
В соответствии с п.40 договора, все изменения, которые вносятся в Договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, за исключением случаев, указанных п.6 Договора, и подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
При этом, из материалов дела не усматривается направление в адрес истца дополнительных заявок от ответчика на вывоз дополнительных объемов ТКО.
Согласно пункту 9 договора, потребитель (жильцы) в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО исполнителю (ТСЖ Кривоноса-3") в соответствии с жилищным законодательством РФ, что подтверждается квитанциями по оплате коммунальных услуг, представленных ответчиком.
Порядок оплаты оказанных услуг, в соответствии с действующим договором N 0106/00473 от 24.01.2019 года производится на основании п.8.1.
Таким образом, положения договора (п.19, п.8.1, п.9), соответствуют законодательству РФ, в том числе положениям п.1. ст. 779 Гражданского Кодекса РФ, п.6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 г., п.148 (28) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
В соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Так, ответчиком выбран способ коммерческого учета ТКО, исходя из объема контейнеров для накопления, что прямо следует из договора N 0106/00473 от 24.01.2019, т.е. ответчик воспользовался правом выбора одного из двух способов коммерческого учета ТКО, предусмотренных пунктами 5 и 6 Правил N 505 учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года N 505.
Кроме того, истцом не доказан факт того, что в период с 01.03.2020 по 31.07.2020 истцом оказана услуга по вывозу ТКО ответчика в объеме 167,603 куб.м ежемесячно.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законных оснований для одностороннего изменения, установленного договором, способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов, истец не доказал. Дополнительное соглашение к договору от 24.01.2019 N 0106/00473, содержащее изменение объема принимаемых ТКО, ответчиком не подписано. Следовательно, истцом не обоснованно начисление платы за услуги по обращению с ТКО в заявленном объеме.
Ответчиком оплата оказанных истцом услуг с учетом объема ТКО, согласованного сторонами в договоре, произведена в полном объеме.
При таких обстоятельствах требования истца являются необоснованными. (аналогичная позиция изложена в постановлении АС СКО от 24 мая 2021 г. по делу N А32-40906/2020).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021 по делу N А53-43540/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43540/2020
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ТСЖ "КРИВОНОСА-3"
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10665/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
15.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15378/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20