г. Москва |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А40-27520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-27520/2021
по заявлению: ОАО "Объединенная энергетическая компания"
к ФАС России
третьи лица: 1. Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, 2. ПАО "Россетти Ленэнерго", 3. ООО "СевЭнергоСети"
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Клочкова П.А. по дов. от 11.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Голованова Т.А. по дов. от 11.11.2020; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Телухина М.И. по дов. от 21.11.2019; 3. Уткин А.В. по дов. от 24.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (заявитель, общество, ОАО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в соответствии с которым просило:
1. отменить решение Федеральной антимонопольной службы (антимонопольный орган, ФАС России) от 11.11.2020 N СП/98136/20 по результатам рассмотрения заявления ОАО "ОЭК" о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов;
2. обязать ФАС России вынести решение об отмене приказов Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (третье лицо, ЛенРТК) от 30.09.2019 N 177-п и от 27.12.2019 N 747-п в части показателей ОАО "ОЭК":
- необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) ОАО "ОЭК", учтенная при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год (строка 5 таблицы 1 приложения N 1 к приказу ЛенРТК от 27.12.2019 N 747-п);
- долгосрочные параметры регулирования для ОАО "ОЭК" (строка 2 приложения N 3 к приказу ЛенРТК от 27.12.2019 N 747-п);
- НВВ ОАО "ОЭК" на долгосрочный период регулирования 2020-2024 (без учета оплаты потерь) (строка 2 приложения N 4 к приказу ЛенРТК от 27.12.2019 N 747-п);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "ОЭК" и ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 год (строка 2 приложения N 5 к приказу ЛенРТК от 27.12.2019 N 747-п);
3. обязать ФАС России выдать предписание ЛенРТК об устранении допущенных нарушений.
ЛенРТК, ПАО "Россетти Ленэнерго", 3. ООО "СевЭнергоСети" привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований ОАО "ОЭК" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "ОЭК" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебное заседание не явился представитель ЛенРТК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представители ФАС России и ПАО "Россетти Ленэнерго" в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу, представленным до начала судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) приказом от 27.12.2019 N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2020 год" в отношении ОАО "ОЭК" установил долгосрочные параметры регулирования, необходимую валовую выручку и тарифы на передачу электрической энергии на 2020 год. Тарифы установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2020 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.
Не согласившись с величиной необходимой валовой выручки, ОАО "ОЭК" обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с ЛенРТК.
На разногласия ОАО "ОЭК" заявило расходы по следующим статьям затрат:
1) подконтрольные расходы, в том числе расходы на сырьё и основные материалы, ремонт основных фондов, работы и услуги производственного характера, вспомогательные материалы, оплату труда, работы и услуги непроизводственного характера, командировки и представительские, подготовку кадров, обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, страхование и выплаты социального характера.
2) неподконтрольные расходы, в том числе арендная плата, отчисления на. социальные нужды, выпадающие расходы от технологического присоединения;
3) расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов с ноября 2016 года по декабрь 2019 года;
4) расходы на покупку потерь электроэнергии.
Общая сумма разногласий составила 2 516 363,20 тыс. руб.
Рассмотрев заявление ОАО "ОЭК" в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, ФАС России приняла решение от 11.11.2020 N СП/98136/20, которым ОАО "ОЭК" отказано в удовлетворении требований, заявленных на разногласия.
ОАО "ОЭК" оспорило указанное решение в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку он принят во исполнение судебных актов по делу N А40-212227/2017 и в пределах представленных антимонопольным органом полномочий.
Между тем, доводы апелляционной жалобы ОАО "ОЭК" сводятся к тому, что тарифное решение не соответствует принятым по делу N А40-212227/2017 судебным актам.
Данные доводы рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Приказом ЛенРТК от 31.10.2016 N 101-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-П "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" был отменен тариф на передачу для ОАО "ОЭК". ОАО "ОЭК" обратилось в ФАС России с заявлением об отмене указанного приказа ЛенРТК.
ФАС России, рассмотрев заявление ОАО "ОЭК" в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.03.2004 N 123, приняла приказ от 20.12.2016 N 1811/16 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2016 N 101-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-П "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год"".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2018 по делу N А40-212227/2017 ОАО "ОЭК" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным указанного приказа ФАС России.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А40-212227/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2018, решение суда первой инстанции по данному делу отменено, приказ ФАС России от 20.12.2016 N 1811/16 признан недействительным.
ФАС России в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации была подана кассационная жалоба на принятые Девятым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Московского округа по делу N А40-212227/2017 судебные акты.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2019 N 305-КГ18-24289 ФАС России отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно резолютивной части постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А40-212227/2017 суд обязал ФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ОЭК", судом выдан исполнительный лист.
Во исполнение принятых по делу N А40-212227/2017 судебных актов ФАС России повторно рассмотрела заявление ОАО "ОЭК" с учётом выводов судов и приняла приказ ФАС России от 22.07.2019 N 986/19.
Вместе с тем как в судебных актах по делу N А40-212227/2017, так и в принятом в их исполнение приказе ФАС России не содержится указания на размер выпадающих доходов, которые необходимо принять ЛенРТК при установлении тарифов для ОАО "ОЭК". Кроме того, данный приказ ФАС России являлся предметом самостоятельной судебной проверки в рамках дела N А40-220721/2019, при рассмотрении которого суды пришли к выводу об обоснованности выводов приказа и о том, что определение размера выпадающих доходов является полномочием ЛенРТК, которое должно быть реализовано исходя из представленных в обоснование выпадающих доходов документов.
Таким образом, права ОАО "ОЭК", обязанность восстановить которые возникла вследствие принятия судебных актов по делу N А40-212227/2017, были восстановлены при принятии приказа ФАС России от 22.07.2019 N 986/19, который был признан законным судами всех инстанций.
Кроме того, из принятых по делу N А40-220721/2019 судебных актов следует, что размер необходимой валовой выручки должен быть определён ЛенРТК самостоятельно на основании представленных ОАО "ОЭК" документов.
При рассмотрении заявления ОАО "ОЭК" ФАС России установлено, что общество не представило документы, подтверждающие обоснованность заявленного им размера расходов.
Основанием для отказа в удовлетворении требований по подстатьям подконтрольных и неподконтрольных расходов послужило невыполнение ОАО "ОЭК" требований пункта 5 и 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), а также непредставление документов, подтверждающих фактические расходы 2018 года.
Так, в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе:
- передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации;
- технологическое присоединение к электрическим сетям.
Вместе с тем ОАО "ОЭК" не представлены первичные и бухгалтерские документы, подтверждающие фактическую величину затрат за 2018 год с учётом требований данных пунктов Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Однако в отношении расходов по тем статьям затрат, расходы по которым рассчитываются с учётом цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, ОАО "ОЭК" не представило договоры, цены в которых определены по результатам проведенных торгов, а также иные обосновывающие документы в соответствии с требованиями указанного пункта Основ ценообразования.
Аналогичные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении требований по статье затрат "Расходы на покупку потерь электроэнергии", поскольку ОАО "ОЭК" не представлены первичные документы, подтверждающие величину фактических потерь электрической энергии за 2018 год, таким образом, исходные данные для расчета уровня потерь не подтверждены.
Также являются необоснованными доводы ОАО "ОЭК" о неправомерном отказе в удовлетворении требований по статье затрат "Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов за период с ноября 2016 года по декабрь 2019 года".
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
В обоснование заявленных требований ОАО "ОЭК" не представлены сведения о величине фактических затрат в период с ноября 2016 по 2019 год, а также иных первичных обосновывающих бухгалтерских и статистических документов по данной статье затрат в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 Основ ценообразования, что послужило основанием для отказа в их удовлетворении.
Доводы ОАО "ОЭК" о неправомерности требования данных документов, поскольку оно вследствие принятия приказа ЛенРТК от 31.10.2016 N 101-п было лишено возможности оказывать регулируемый вид деятельности, противоречат как ранее приведённому пункту 7 Основ ценообразования, так и исключают возможность учёта расходов по данной статье затрат в принципе. Так, если согласиться данным доводом ОАО "ОЭК", то следует вывод о невозможности учёта выпадающих доходов от осуществления деятельности, поскольку, исходя из доводов ОАО "ОЭК", деятельность не осуществлялась.
Вместе с тем расходы по данной статье затрат обоснованно рассчитаны ЛенРТК, и ОАО "ОЭК" выражает несогласие исключительно с их размером, а невозможностью включения, что свидетельствует о противоречивости и непоследовательности позиции ОАО"ОЭК".
Доводы ОАО "ОЭК" о необходимости использования при определении расходов по данной статье затрат долгосрочных параметров регулирования, определённых ЛенРТК в 2015 году, противоречат пунктам 37 и 38 Основ ценообразования, которые не относят к долгосрочным параметрам регулирования размер необходимой валовой выручки.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-27520/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27520/2021
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ПАО Россети Ленэнерго "