город Москва |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А40-27520/2021-147-184 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "ОЭК": Козловой Т.Н. (дов. N 2 от 11.01.2021 г.), Иванова А.Ю. (дов. N 087 от 07.09.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Савостиной Е.В. (дов. N МШ/23/21 от 11.01.2021 г.);
от третьего лица Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области: не явились, извещены;
от третьего лица ПАО "Россетти Ленэнерго": Целикова Д.В. (дов. N 237-21 от 18.10.2021 г.);
от третьего лица ООО "СевЭнергоСети": Уткина А.В. (дов. от 24.05.2021 г.);
рассмотрев 23 декабря 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "ОЭК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 г.,
по делу N А40-27520/2021-147-184
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения то 11 ноября 2020 г. N СП/98136/20,
третьи лица: Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области; публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго"; общество с ограниченной ответственностью "СевЭнергоСети",
УСТАНОВИЛ: 27 декабря 2019 г. Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Лен РТК, регулирующий орган) издан приказ N 747-П "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2020 год" (далее - приказ N 747-П), в соответствии с которым в отношении открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "ОЭК", общество, заявитель) установлены долгосрочные параметры регулирования, необходимую валовую выручку и тарифы на передачу электрической энергии на 2020 год. Тарифы установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2020 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.
Не согласившись с указанным приказом в части величины необходимой валовой выручки, ОАО "ОЭК" обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с ЛенРТК по расходам по следующим статьям затрат:
1) подконтрольные расходы, в том числе расходы на сырье и основные материалы, ремонт основных фондов, работы и услуги производственного характера, вспомогательные материалы, оплату труда, работы и услуги непроизводственного характера, командировки и представительские, подготовку кадров, обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, страхование и выплаты социального характера.
2) неподконтрольные расходы, в том числе арендная плата, отчисления на социальные нужды, выпадающие расходы от технологического присоединения;
3) расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов с ноября 2016 года по декабрь 2019 года;
4) расходы на покупку потерь электроэнергии.
Общая сумма разногласий составила 2 516 363,20 руб.
11 ноября 2020 г. по результатам рассмотрения разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ОАО "ОЭК" и ЛенРТК по вопросу установления и (или) применения цен (тарифов), утвержденных приказом от 19 июня 2018 г. N 827/18, комиссией ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принято решение N СП/98136/20 (далее - решение N СП/98136/20) об отказе в удовлетворении требований ОАО "ОЭК", указанных в заявлении о рассмотрении разногласий с ЛенРТК.
Считая свои права нарушенными, ОАО "ОЭК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным и обязании ФАС России вынести решение об отмене приказов ЛенРТК от 30 сентября 2019 г. N 177-П и от 27 декабря 2019 г. N 747-П в части показателей ОАО "ОЭК" и выдать соответствующее предписание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЛенРТК, публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго" (далее - ПАО "Россетти Ленэнерго") и общество с ограниченной ответственностью "СевЭнергоСети" (далее - ООО "СевЭнергоСети").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОЭК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и ПАО "Россетти Ленэнерго" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "ОЭК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал. Представитель ПАО "Россетти Ленэнерго" с доводами жалобы не согласился. Представитель ООО "СевЭнергоСети" указал на наличие оснований для удовлетворения жалобы и отмене оспариваемых судебных актов.
Представитель ЛенРТК в заседание кассационной инстанции не явился,
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение N 331).
В соответствии с пунктом 5.3.32 Положения N 331 ФАС России осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
Досудебное рассмотрение спора является видом внесудебного урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования, отличного от процедуры рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений в области электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принятых с превышением полномочий и с нарушением законодательства Российской Федерации, предусмотренной Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. N 123 (далее - Правила N 123).
Согласно пункту 2 Правил ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителей, поскольку он принят во исполнение судебных актов по делу N А40-212227/2017 и в пределах представленных антимонопольному органу полномочий.
Отклоняя доводы общества о том, что тарифное решение не соответствует принятым по делу N А40-212227/2017 судебным актам, суды указали на то, что 31 октября 2016 г. Лен РТК был издан приказ N 101-П "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (далее - приказ N 101-П), в соответствии с которым прекращено действие индивидуальных тарифов между ОАО "ОЭК" и публичным акционерным обществом энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго", общество, заявитель) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области в связи с несоответствием ОАО "ОЭК" пункту 6 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
Не согласившись с указанным приказом, ОАО "ОЭК" обратилось в ФАС России с заявлением о его отмене.
По результатам рассмотрения заявления ФАС России был принят приказ от 20 декабря 2016 г. N 1811/16 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2016 г. N 101-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-П "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (далее - приказ N 1811/16).
Указанный приказ был обжалован ОАО "ОЭК" в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2018 г. по делу N А40-212227/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2018 г., решение суда первой инстанции отменено, приказ ФАС России N 1811/16 признан недействительным. Суд обязал ФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ОЭК".
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2019 г. N 305-КГ18-24289 ФАС России отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Во исполнение постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 г. по делу N А40-212227/17 ФАС России издан приказ от 22 июля 2019 г. N 986/19 "Об отмене приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2016 г. N 101-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (далее - приказ N 986/19), которым отменен приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2016 г. N 101-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (пункт 1 приказа).
Пунктом 2 приказа на Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в срок до 01 октября 2019 г. возложена обязанность устранить нарушение законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики путем установления (цен) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "ОЭК" на основе долгосрочных параметров регулирования, утвержденных Приказом Лен РТК от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год", с учетом выпадающих доходов за период с 01 ноября 2016 г. по момент принятия нового решения Лен РТК. Решение принять в соответствии с выводами, установленными судебными актами по делу N А40-212227/2017, и положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (пункт 2.1 приказ); пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2019 год с учетом исполнения пункта 2.1 приказа (пункт 2.2 приказ).
Пунктом 3 указанного приказа установлен порядок исполнения приказа и уведомления антимонопольного органа о его исполнении.
В судебных актах по делу N А40-212227/2017, так и в принятом в их исполнение приказе ФАС России, не содержится указания на размер выпадающих доходов, которые необходимо принять ЛенРТК при установлении тарифов для ОАО "ОЭК".
Кроме того, данный приказ ФАС России являлся предметом самостоятельной судебной проверки в рамках дела N А40-220721/2019, при рассмотрении которого суды пришли к выводу об обоснованности выводов приказа и о том, что определение размера выпадающих доходов является полномочием ЛенРТК, которое должно быть реализовано исходя из представленных в обоснование выпадающих доходов документов.
Таким образом, права ОАО "ОЭК", обязанность восстановить которые возникла вследствие принятия судебных актов по делу N А40-212227/2017, были восстановлены при принятии приказа ФАС России от 22 июля 2019 г. N 986/19, который был признан законным.
Из принятых по делу N А40-220721/2019 судебных актов следует, что размер необходимой валовой выручки должен быть определен ЛенРТК самостоятельно на основании представленных ОАО "ОЭК" документов.
При рассмотрении заявления ОАО "ОЭК" ФАС России установлено, что общество не представило документы, подтверждающие обоснованность заявленного им размера расходов.
Так, основанием для отказа в удовлетворении требований по подстатьям подконтрольных и неподконтрольных расходов послужило невыполнение ОАО "ОЭК" требований пункта 5 и 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), а также непредставление документов, подтверждающих фактические расходы 2018 года.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
Пунктом 6 Основ ценообразования предусмотрено, что субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе:
- передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации;
- технологическое присоединение к электрическим сетям.
Вместе с тем, ОАО "ОЭК" не представлены первичные и бухгалтерские документы, подтверждающие фактическую величину затрат за 2018 год с учетом требований данных пунктов Основ ценообразования.
В отношении расходов по тем статьям затрат, расходы по которым рассчитываются с учетом цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, ОАО "ОЭК" не представило договоры, цены в которых определены по результатам проведенных торгов, а также иные обосновывающие документы в соответствии с требованиями указанного пункта Основ ценообразования.
Аналогичные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении требований по статье затрат "Расходы на покупку потерь электроэнергии", поскольку ОАО "ОЭК" не представлены первичные документы, подтверждающие величину фактических потерь электрической энергии за 2018 год.
Таким образом, исходные данные для расчета уровня потерь не подтверждены.
Относительно доводов ОАО "ОЭК" о неправомерном отказе в удовлетворении требований по статье затрат "Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов за период с ноября 2016 года по декабрь 2019 года", суды со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования указали на непредставление обществом сведений о величине фактических затрат в период с ноября 2016 по 2019 год, а также иных первичных обосновывающих бухгалтерских и статистических документов по данной статье затрат в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 Основ ценообразования, что послужило основанием для отказа в их удовлетворении.
Ссылки ОАО "ОЭК" на неправомерность требования данных документов, поскольку оно вследствие принятия приказа ЛенРТК от 31 октября 2016 г. N 101-п было лишено возможности оказывать регулируемый вид деятельности, также были отклонены судами в связи с их противоречиями пункту 7 Основ ценообразования.
Отклоняя доводы ОАО "ОЭК" о необходимости использования при определении расходов по данной статье затрат долгосрочных параметров регулирования, определенных ЛенРТК в 2015 году, суды указали на то, что они противоречат пунктам 37 и 38 Основ ценообразования, которые не относят к долгосрочным параметрам регулирования размер необходимой валовой выручки.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 г. по делу N А40-27520/2021-147-184 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "ОЭК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно доводов ОАО "ОЭК" о неправомерном отказе в удовлетворении требований по статье затрат "Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов за период с ноября 2016 года по декабрь 2019 года", суды со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования указали на непредставление обществом сведений о величине фактических затрат в период с ноября 2016 по 2019 год, а также иных первичных обосновывающих бухгалтерских и статистических документов по данной статье затрат в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 Основ ценообразования, что послужило основанием для отказа в их удовлетворении.
Ссылки ОАО "ОЭК" на неправомерность требования данных документов, поскольку оно вследствие принятия приказа ЛенРТК от 31 октября 2016 г. N 101-п было лишено возможности оказывать регулируемый вид деятельности, также были отклонены судами в связи с их противоречиями пункту 7 Основ ценообразования.
Отклоняя доводы ОАО "ОЭК" о необходимости использования при определении расходов по данной статье затрат долгосрочных параметров регулирования, определенных ЛенРТК в 2015 году, суды указали на то, что они противоречат пунктам 37 и 38 Основ ценообразования, которые не относят к долгосрочным параметрам регулирования размер необходимой валовой выручки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф05-33021/21 по делу N А40-27520/2021