г. Москва |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А41-29766/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу N А41-29766/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Альба Торг": Лагутина Н.И. (по доверенности от 29.07.2020);
Комитета лесного хозяйства Московской области: Тараканова А.А. (по доверенности от 28.12.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Альба Торг" (далее - ООО "Альба Торг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо) об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030122:273 в части наложения границ указанного земельного участка на границы земель лесного фонда.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020, заявление общества удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2021 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суда Московской области.
В данном постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что судами не исследованы представленные комитетом 28.08.2020 в электронном виде письменные пояснения и выписка из государственного лесного реестра.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе комитет (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что обществом не представлена информация об объектах недвижимости, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке, на спорном земельном участке, следовательно, к спорной ситуации не применима норма части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ с учетом нормы пункта 2 части 6 указанной статьи.
Определением от 27.07.2021 суда апелляционной инстанции судебное разбирательство было отложено на 09.09.2021.
На основании определения председателя судебного состава в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Боровиковой С.В. на судью Коновалов С.А.
Ввиду замены в составе суда в соответствии с частью 5 указанной статьи судебное разбирательство начато с начала.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с 24.06.2010 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030122:273, площадью 28 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, что подтверждается выпиской из ЕГРН, представленной в материалы дела.
В границах земельного участка располагается объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:14:0030122:414, что подтверждается представленными заявителем суду апелляционной инстанции доказательствами, в том числе, выпиской из ЕГРН.
Заявителю стало известно о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030122:273 с границами земель лесного фонда, площадь наложения 306,38 кв. м, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Подпунктом 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
При этом частью 6 указанной статьи предусмотрены исключения, а именно положения части 3 статьи 14 Закона не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в случае расположения на земельном участке, относящемся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, то сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра.
Как указано выше, в границах земельного участка располагается объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:14:0030122:414, что подтверждается представленными заявителем суду апелляционной инстанции доказательствами, в том числе, выпиской из ЕГРН.
Таким образом, поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030122:273 были внесены в ГКН 15.03.2010, право собственности общества зарегистрировано 24.06.2010, на земельном участке, вопреки доводам апелляционной жалобы, расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу, следовательно, в силу прямого указания закона спорный земельный участок не может относиться к землям лесного фонда, в связи с чем требования общества обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным в материалы дела правовым позициям и доказательствам сторон, в том числе, выписке из государственного лесного реестра, представленной комитетом 28.08.2020 в электронном виде.
Как указанная выписка, так и представленные комитетом данные, содержащиеся в ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, с учетом указанного ранее не доказывают обоснованность правовой позиции комитета.
На основании указанного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные по делу требования.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве верных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.06.2021 по делу N А41-29766/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29766/2020
Истец: ООО "АЛЬБА ТОРГ"
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТУ Росимущества в МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5664/2021
16.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13610/2021
04.06.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-29766/20
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5664/2021
14.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17491/20
03.09.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-29766/20