город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2021 г. |
дело N А32-23095/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Поддубный С.С. по доверенности от 18.12.2020,
от ответчика: представитель Тимошкин С.С. по доверенности от 23.12.2020,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.06.2021 по делу N А32-23095/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Северо-Кавказская железная дорога
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
при учасчтии третьего лица ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Северо-Кавказская железная дорога (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 2936710,80 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.07.2019 по 29.05.2020 в размере 173 753,42 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на задолженность в общей сумме 2 936 710,80 руб. начиная с 30.05.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2021 по делу N А32-23095/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что основания для удовлетворения исковых требований имеются.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (ПАО "НМТП") 27.03.2017 заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 325/2).
В соответствии с пунктом 1 договора, осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца. Железнодорожные пути необщего пользования владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования Широкого пирса N 1 (далее Западный район), Широкого пирса N 2 (далее Центрального района), Восточного пирса (далее Восточного района).
Пунктом 11 договора определено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования и промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Как указывает истец, в адрес ответчика грузоотправителями были направлены вагоны, которые были отставлены от движения, "брошены" в пути следования, в связи с нарушением ответчиком срока технологического оборота вагонов, установленного п. 11 Договора, что отражено в дорожных ведомостях, актах общей формы, ведомостях на подачу и уборку вагонов, оперативных приказах, извещениях.
17.12.2018, 26.12.2018, 03.03.2019 на железнодорожных станциях Прохладная, Махачкала, Стопятый СКВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), и 25.12.2018, 14.02.2019, 16.05.2019 отправлены на станцию назначения поезд с индексом 6170-005-5210 с вагонами, адресованными ПАО "НМТП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, далее Правила N 26) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя были направлены уведомления N 11566 от 17.12.2018, N 11861 от 26.12.2018, N 2829 от 03.03.2019, N 11854 от 25.12.2018, N 2076 от 14.02.2019, N 4428 от 16.05.2019.
Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск с нарушенным сроком доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы, номера которых указаны в расчете платы на сумму 2 936 710 рублей 80 коп.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке, истец направил в адрес ответчика претензию исх. N 19/1109 от 30.05.2019 с требованием об осуществлении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 2 936 710,80 рублей.
Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.д. (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как указано в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
Как следует из материалов дела, основанием для начисления платы за вагонов, следовавших в составе поезда с индексом 6170-005-5210 на путях общего пользования явилась задержка вагонов перевозчиком на промежуточных станциях из-за невозможности приема вагонов станцией назначения в связи с нарушениями технологических норм выгрузки вагонов. Факт задержки вагонов на промежуточных станциях оформлен актом общей формы. Расчет платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях произведен на основании ведомостей подачи и уборки вагонов.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 325/2 от 27.03.2017 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов (пункт 11).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора N 325/2 от 27.03.2017 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта". Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Таким образом, из условий договора N 325/2 от 27.03.2017 не следует, что нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов является безусловным основанием для взимания с него платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, в том числе в пути следования.
Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018 и др.)
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента;
- обращение клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования ___________по станции __________за период ________по__________ (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
В соответствии с пунктом 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003), время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возврата на выставочные пути.
Таким образом, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
Пунктом 6 договора N 325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 к договору сторонами определено следующее:
- передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленными по каждому району владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 мин.)
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.)
Западный район, включая 3-ю пристань 3,3 часа (3 часа 20 мин.) -вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
- вагоны, поданные перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов перевозчиком на железнодорожные вставочные пути владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными владельцу с момента фактической подачи вагонов перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций.
- вагоны, поданные перевозчиком на выставочные пути владельца без заявки, считаются не переданными владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленного п. 11 настоящего договора, с момента фактической подачи. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов владельцем с выставочных путей.
Кроме того, согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
-вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
-обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
-вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В обоснование исковых требований истцом в материалы дела предоставлены, в том числе, ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э.
Однако, анализ сроков подачи и уборки вагонов, в котором было бы отражено нарушение ПАО "НМТП" технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования, истец не предоставил.
Из акта общей формы N 15/5868 от 17.05.2019 следует, что вагоны, следовавшие в составе поезда N 3255, индекс 6170-005-5210, были задержаны с 17.12.2018 по 25.12.2018 на станции Прохладная СКВжд, с 26.12.2018 по 14.02.2019 на станции Махачкала, с 03.03.2019 до 16.05.2019 на станции Стопятый СКВ жд. Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск 17.05.2019.
Из представленных истцом ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором N 325/2 от 27 марта 2017 года технологического срока обработки вагонов.
Так, в ведомости N 124022 от 17.12.2018, N памятки уборки 53152 опережение срока определено для 22 вагонов (время обработки составило 10 часов 40 минут для 3 вагонов, 6 часов 10 минут для 19 вагонов). Обращаю внимание, что состав 6170-005-5210 был задержан на станции Прохладная СКВ 17.12.2018 в 21 час 34 минуты. Только для 8 вагонов срок оборота составил 46 часов 15 минут. Обработка указанных вагонов была начата 15.12.2018 в 2 часа 45 минут и окончена 17.12.2018 в 1 час 00 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Прохладная СКВ указанные вагоны уже были выгружены.
В ведомости N 124958 от 15.12.2018, памятки уборки N 62918 опережение срока определено для 10 вагонов (время обработки составило 9 часов 55 минут). Для 4 вагонов срок оборота составил 13 часов 35 минут (на 35 минут больше установленного договором технологического срока). Обработкауказанных вагонов была начата 14.12.2018 и 15.12.2018 и на момент задержки состава на станции Прохладная СКВ была окончена.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 124055 17.12.2018 опережение срока определено для 16 вагонов. Для 16 вагонов срок оборота составил 13 часов 15 минут (на 15 минут больше установленного договором технологического срока). Все вагоны, указанные в данной ведомости, были обработаны 17.12.2018 в 17 часов 55 минут, т.е. до задержки состава на станции Прохладная СКВ.
В ведомости 124097 обработка всех вагонов была начата 17.12.2018 в 16 часов 55 минут, т.е. до на момент задержки состава на станции Прохладная СКВ, срок оборота указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 124102 обработка 6 вагонов была начата 18.12.2018 в 3 часа 50 минут, т.е. после задержки состава на станции Прохладная СКВ. Обработка остальных вагонов была начата 17.12.2018 в 9 часов 35 минут, т.е. срок оборота указанных вагонов на момент задержки состава нарушен не был.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 124103 18.12.2018 опережение срока определено для 5 вагонов (6 часов). Обработка 5 вагонов была начата 17.12.2018 в 9 часов 35 минут, т.е. срок оборота указанных вагонов на момент задержки состава нарушен не был.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 124115 19.12.2018 опережение срока определено для 13 вагонов (6 часов 20 минут). Обработка 10 вагонов была начата 17.12.2018 в 9 часов 35 минут, т.е. срок оборота указанных вагонов на момент задержки состава нарушен не был. Обработка 6 вагонов была начата 17.12.2018 в 21 час 05 минут, т.е. на момент задержки состава на станции Прохладная срок оборота указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 124116 19.12.2018 опережение сроков определено для 15 вагонов (9 часов 55 минут для 10 вагонов, 12 часов 15 минут для 5 вагонов). Обработка 3 вагонов была начата 17.12.2018 в 9 часов 35 минут, т.е. срок оборота указанных вагонов на момент задержки состава нарушен не был.
Таким образом, перечисленные ведомости не подтверждают наличие объективных причин для задержки состава 6170-005-5210 на промежуточной станции Прохладная СКВ.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 125191 от 20.12.2018 опережение сроков определено для 12 вагонов (7 часов 15 минут).
В ведомости подачи и уборки вагонов N 125192 от 21.12.2018 опережение определено для 37 вагонов (12 часов 50 минут для 17 вагонов, 8 часов 20 минут для 20 вагонов). Для 11 вагонов срок оборота составил 13 часов 15 минут (на 15 минут больше установленного договором технологического срока).
В ведомости подачи уборки вагонов N 125193 от 21.12.2018 опережение сроков определено для 8 вагонов (2 часа 40 минут). Для 6 вагонов срок оборота составил 13 часов 10 минут (на 10 минут больше установленного договором технологического срока).
В ведомости N 125194 от 21.12.2018 опережение сроков определено для 10 вагонов (8 часов 20 минут).
В ведомости N 126195 от 21.12.2018 опережение сроков определено для 12 вагонов (11 часов 35 минут, N памятки 53875).
В ведомости N 126334 от 24.12.2018 опережение сроков определено для 9 из 14 вагонов (11 часов 50 минут для 7 вагонов и 5 часов 50 минут для 2 вагонов).
В ведомости N 126335 от 24.12.2018 опережение сроков определено для 11 из 20 вагонов (4 часа для 10 вагонов и 3 часа для 1 вагона).
В ведомости N 126336 от 24.12.2018 опережение сроков определено для 6 вагонов (4 часа 55 минут).
В ведомости N 126338 от 25.12.2018 опережение сроков определено для 12 вагонов (7 часов 25 минут).
В ведомости N 126339 от 25.12.2018 опережение сроков определено для 10 вагонов (8 часов 50 минут для 3 вагонов и 11 часов 35 минут для 7 вагонов).
В ведомости N 126421 начало грузовых операций в отношении 29 вагонов определено на 26.12.2018 на 4 часа 30 минут, т.е. на момент бросания состава 6170-005-5210 на станции Махачкала СКВ 26.12.2018 в 10 часов 32 минуты срок оборота указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 126422 начало грузовых операций для 6 вагонов определено на 26.12.2018 в промежутке между 4 часами 30 минутами до 8 часов 45 минут, т.е. на момент задержки состава на станции Махачкала 26.12.2018 в 10 часов 32 минуты срок оборота указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 126425 27.12.2018 опережение сроков определено для 5 вагонов (8 часов 50 минут). Начало грузовых операции в отношении 15 вагонов определено на 26.12.2018 на 10 часов 00 минут, в отношении 6 вагонов на 8 часов 30 минут т.е. на момент бросания состава на станции Махачкала, срок оборота указанных вагонов нарушен не был. В отношении 11 вагонов грузовые операции были начаты 26.12.2018 в 11 часов 40 минут, т.е. на момент бросания состава на станции Махачкала грузовые операции в отношении указанных вагонов еще не были начаты.
В ведомости 126475 грузовые операции для 23 вагонов определены на 26.12.2018 на 14 часов 25 минут, т.е. до начала задержки на станции Махачкала СКВ.
Указанные ведомости не подтверждают наличие объективных причин для задержки состава 6170-005-5210 на промежуточной станции Махачкала СКВ.
В ведомости N 126571 от 28.12.2018 опережение сроков определено для 17 вагонов (4 часа 10 минут для 10 вагонов, 9 часов 25 минут для 3 вагонов, 7 часов 50 минут для 2 вагонов, 11 часов 20 минут для 2 вагонов).
В ведомости N 126573 от 28.12.2018 опережение сроков определено для 26 вагонов (10 часов 20 минут для 5 вагонов, 11 часов 15 минут для 7 вагонов, 8 часов 50 минут для 14 вагонов).
В ведомости N 126579 от 29.12.2018 опережение сроков определено для 13 вагонов (12 часов 20 минут для 8 вагонов, 8 часов 45 минут для 5 вагонов).
в ведомости N 011052 от 01.01.2019 опережение сроков определено для 20 вагонов (8 часов для 10 вагонов и 8 часов 10 минут для 10 вагонов).
В ведомости N 011078 от 02.01.2019 опережение сроков определено для 28 вагонов (5 часов 05 минут для 10 вагонов, 8 часов 15 минут для 6 вагонов, 7 часов 15 минут для 8 вагонов, 11 часов 55 минут для 4 вагонов).
В ведомости N 011131 от 02.01.2019 опережение сроков определено для 24 вагонов (8 часов для 6 вагонов, 7 часов 5 минут для 2 вагонов, 12 часов 40 минут для 1 вагона, 5 часов 5 минут для 15 вагонов).
В ведомости N 012254 от 05.01.2019 опережение сроков определено для 6 вагонов (6 часов 55 минут).
В ведомости N 012344 от 07.01.2019 опережение сроков определено для 7 из 11 вагонов (9 часов 20 минут для 1 вагона и 10 часов 40 минут для 6 вагонов).
В ведомости N 012420 от 08.01.2019 опережение сроков определено для 15 вагонов (5 часов 35 минут для 9 вагонов, 11 часов 50 минут для 2 вагонов, 12 часов 15 минут для 4 вагонов).
В ведомости N 013584 от 12.01.2019 опережение сроков определено для 16 вагонов (7 часов).
В ведомости N 013585 от 12.01.2019 опережение сроков определено для 26 из 28 вагонов (от 3 часов 20 минут до 5 часов 05 минут).
В ведомости N 013608 от 13.01.2019 опережение сроков определено для 22 вагонов (8 часов 30 минут для 13 вагонов и 7 часов 40 минут для 9 вагонов).
В ведомости N 013612 от 13.01.2019 опережение сроков определено для 14 вагонов (от 8 часов 20 минут до 8 часов 40 минут).
В ведомости N 013638 от 15.01.2019 опережение сроков определено для 25 вагонов (7 часов 35 минут для 10 вагонов, 4 часа 40 минут для 15 вагонов).
В ведомости N 014674 от 15.01.2019 опережение сроков установлено для 10 вагонов (7 часов 20 минут для 8 вагонов, 8 часов 50 минут для 2 вагонов).
В ведомости N 014712 от 16.01.2019 опережение сроков определено для 21 вагона (9 часов 30 минут для 15 вагонов, 11 часов 40 минут для 5 вагонов и часов 20 минут для 1 вагона).
Согласно ведомости N 014713 15 вагонов были выгружены за 13 часов, 13 вагонов за 12 часов 35 минут.
В ведомости N 015934 опережение сроков установлено для 46 из 53 вагонов (от 2 часов 40 минут до 12 часов).
В ведомости N 014705 16.01.2019 опережение сроков установлено для 6 вагонов (11 часов 45 минут).
В ведомости N 014740 17.01.2019 опережение сроков установлено для 32 вагонов из 40 (9 часов 40 минут для 14 вагонов, 7 часов 40 минут для 5 вагонов, 7 часов 30 минут для 10 вагонов, 10 часов 30 минут для 3 вагонов).
В соответствии с ведомостью N 015957 22.01.2019 опережение сроков определено для 38 из 48 вагонов (от 7 часов 15 минут до 9 часов 45 минут).
В ведомости N 015598 23.01.2019 опережение сроков определено для 35 вагонов (2 часа 50 минут для 11 вагонов, 8 часов 10 минут для 13 вагонов, 4 часа 35 минут 11 вагонов).
В ведомости N 015041 опережение сроков определено для 24 вагонов (от 04 часов 30 минут до 11 часов 25 минут).
В соответствии с ведомостью N 016130 27.01.2019 ранее срока были обработаны 37 вагонов из 41 (от 5 часов 30 минут до 11 часов 30 минут).
В ведомости N 016195 опережение сроков установлено для 44 вагонов (9 часов 40 минут для 14 вагонов, 5 часов 40 минут для 10 вагонов, 3 часа для 7 вагонов, 10 часов 50 минут для 7 вагонов, 13 часов для 6 вагонов).
В ведомости N 016261 30.01.2019 опережение сроков установлено для 10 вагонов (10 часов 20 минут).
В ведомости N 01629 31.01.2019 опережение сроков определено для 10 вагонов (6 часов 15 минут для 5 вагонов и 9 часов 35 минут для 5 вагонов).
В ведомости N 022337 05.02.2019 опережение сроков определено для 15 вагонов (11 часов 05 минут).
В ведомости N 022363 опережение сроков определено для 5 вагонов (10 часов 30 минут для 1 вагона и 6 часов 35 минут для 4 вагонов).
В ведомости N 022396 08.02.2019 опережение сроков определено для 8 вагонов (11 часов 55 минут).
В ведомости N 022397 08.02.2019 опережение сроков установлено для 5 вагонов (5 часов 30 минут для 2 вагонов, 8 часов для 3 вагонов).
В ведомости N 023565 11.02.2019 опережение сроков установлено для 15 вагонов (8 часов 35 минут для 11 вагонов, 5 часов 50 минут для 3 вагонов, И часов 45 минут для 1 вагона).
В ведомости N 023566 12.02.2019 опережение сроков определено для 21 вагона (11 часов 55 минут для 9 вагонов, 12 часов 05 минут для 11 вагонов, 8 часов 10 минут для 1 вагона).
В ведомости N 023616 12.02.2019 опережение сроков установлено для 3 вагонов (9 часов 15 минут). 9 вагонов было обработано за 13 часов.
В ведомости N 023647 13.02.2019 опережение сроков установлено для 19 вагонов из 29 (6 часов 35 минут для 4 вагонов, 4 часа 30 минут для 15 вагонов).
В ведомости N 024739 15.02.2019 опережение сроков установлено для 7 вагонов (7 часов 50 минут для 2 вагонов, 10 часов 25 минут для 5 вагонов).
В соответствии с ведомостью N 024827 18.02.2019 опережение сроков определено для 42 из 44 вагонов (от 2 часов 50 минут до 10 часов 39 минут).
В ведомости N 024848 18.02.2019 опережение сроков определено для 10 вагонов из 20 (от 3 часов часов 10 минут до 12 часов 10 минут).
В ведомости N 0249889 20.02.2019 опережение сроков определено для 37 вагонов (для 3 вагонов 3 часа 25 минут, для 2 вагонов 4 часа 50 минут, для 14 вагонов 7 часов 35 минут, для 2 вагонов 5 часов 45 минут, для 16 вагонов 8 часов 05 минут).
В ведомости N 025947 21.02.2019 опережение сроков определено для 16 вагонов (3 часа 10 минут для 8 вагонов, 5 часов 25 минут для 8 вагонов).
В ведомости N 025930 21.02.2019 опережение сроков определено для 56 вагонов из 70 (от 5 часов 40 минут до 10 часов 50 минут).
В ведомости N 026126 25.02.2019 опережение сроков определено для 9 вагонов (6 часов 20 минут для 6 вагонов и 10 часов 20 минут для 3 вагонов).
В ведомости N 026162 27.02.2019 опережение сроков определено для 21 вагона (от 4 часов 05 минут до 8 часов 20 минут).
В ведомости N 031258 01.03.2019 опережение сроков установлено для 20 вагонов из 34 (11 часов 20 минут).
В ведомости N 031456 05.03.2019 опережение сроков установлено для 18 вагонов (11 часов 55 минут для 11 вагонов, 9 часов 40 минут для 7 вагонов).
Ведомостей, подтверждающих причины бросания состава Стопятый СКВ, истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанные ведомости и остальные ведомости за весь период задержки состава на промежуточных станциях не подтверждают нарушение ПАО "НМТП" технологического срока оборота вагонов на время задержки состава, а также непрерывное нарушение технологического срока оборота вагонов в течение всего периода задержки.
Кроме того, согласно выпискам диспетчерской службы ПАО "НМТП" и сведениям из КС АРМ, в период задержки состава 6170-005-5210 с 17.12.2018 по 25.12.2018 на станции Прохладная СКВжд, с 26.12.2018 по 14.02.2019 на станции Махачкала, с 03.03.2019 до 16.05.2019 на станции Стопятый СКВ жд., ОАО "РЖД" подавало под выгрузку составы с аналогичным грузом и с не истекшим сроком доставки.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение сроков доставки произошло по причине логистических действий непосредственно истца.
Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с грузовыми таможенными декларациями NN 50802/251118/0300561, 5082/291118/0300578, 5082/291118/0300581, 5082/291118/0300579, груз направлялся ТОО Торговый Дом "Майкубен Комир" со станции Ушкулын (Республика Казахстан) в адрес компании "North West Petrol Urunleri SAN.VE TIC/LTD.STI" (грузополучатель).
Грузоотправителем был указан ТОО Торговый Дом "Майкубен Комир".
Согласно сведениям, содержащимся в накладных СМГС NN 0211683, 0211620, 0211664, 0211682, груз направлялся ТОО Торговый Дом "Майкубен Комир" (отправитель) со станции Ушкулын (Республика Казахстан) в адрес ПАО "Новороссийский морской торговый порт" для компании "North West Petrol Urunleri SAN.VE TIC/LTD.STI".
Перевалка угля планировалась по прямому варианту "вагон-борт судна", по договору, заключенному между перевозчиком и грузоотправителем.
22.01.2019 начальник железнодорожной станции Новороссийск направил в адрес ПАО "НМТП" письмо исх. N 20/ДСМ с просьбой о предоставлении информации о дате и времени приема вагонов с углем, отправленных со станции Ушкулын Казахской железной дороги, а также с указанием на то, что в соответствии со статьями 34 и 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик имеет право возвратить груз грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата реализовать груз.
Письмом от 04.02.2019 компания "North West Petrol Urunleri SAN.VE TIC/LTD.STI" уведомила ПАО "НМТП" об отказе в приеме указанного груза, по причине его не соответствия стандартам, оговоренным в соглашении с грузоотправителем. Далее компания "North West Petrol Urunleri SAN.VE TIC/LTD.STI" сообщила, что после отказа от груза ТОО Торговый Дом "Майкубен Комир" отказалось переадресовывать груз и предлагало найти у других покупателей в Турции. Однако покупатели найдены не были.
В соответствии с телеграммой, повторно направленной со станции Новороссийск на станцию Ушкулын 28.02.2019, ОАО "РЖД" запросило ТОО "Торговый Дом "Майкубен Комир" решение о судьбе груза в течение 10 суток, со ссылкой на право перевозчика возвратить груз грузоотправителю за счет последнего, а также с указанием на то, что вагоны простаивают за счет ТОО "Торговый Дом "Майкубен Комир".
11.03.2019 ПАО "НМТП" было направлено письмо (исх. N 2000-04/6) в адрес начальника железнодорожной станции Новороссийск СКЖД и ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир", в котором было указано, что действия ПАО "НМТП", как оператора морского терминала ограничиваются перевалкой груза с одного вида транспорта (железнодорожный транспорт) на другой (морской транспорт), а также на тот факт, что порт не является участником внешнеторгового контракта, а также не имеет договорных отношений с грузоотправителем, являющимся владельцем задекларированного груза, в связи с чем полномочия по распоряжению грузом у ПАО "НМТП" отсутствуют.
29.03.2019 ПАО "НМТП" в адрес начальника железнодорожной станции Новороссийск СКЖД и ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир" было направлено письмо (исх. N 1100-04/116) с указанием на то, что простой вагонов вызван причинами коммерческих взаимоотношений грузоотправителя-поставщика по внешнеторговому контракту (ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир" и компанией "North West Petrol Urunleri SAN.VE TIC/LTD.STI"), отсутствие у ПАО "НМТП" каких-либо договорных отношений с грузоотправителем. Также, в указанном письме ПАО "НМТП" ссылалось на целесообразность обращения перевозчика к грузоотправителю для получения дополнительных указаний по распоряжению вагонами с грузом и, при отсутствии ответа, инициировании процедуры распоряжения грузом.
22.04.2019 ПАО "НМТП" письмом N 2550-18/399 дополнительно сообщило ОАО "РЖД" о том, что причиной появления невостребованного груза явилась несостоявшаяся торговая сделка между ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир" и компанией "North West Petrol Urunleri SAN.VE TIC/LTD.STI".
17.05.2019 ПАО "НМТП" направило в адрес первого заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги письмо (исх. N 2602-19/908), в котором была изложена просьба о подтверждении урегулировании компаниями ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир" и/или ООО "Рейл Групп" с ОАО "РЖД" вопроса о нахождении 215 вагонов с грузом уголь на принадлежащей ОАО "РЖД" инфраструктуре, а также отсутствие каких-либо претензий к ПАО "НМТП".
Ответ на указанное обращение получен не был.
В соответствии с телеграммой от 05.06.2019, направленной в адрес железнодорожной станции Новороссийск 05.06.2019, со станции Павлодар (республика Казахстан) 22.05.2019 в адрес ОАО "РЖД" было направлено телеграфное указание об изменении договора перевозки на основании заявления грузоотправителя ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир" с разрешением переадресовать по первоначальным перевозочным документам СМГС задержанные вагоны со станции Новороссийск на станцию Заречная в адрес нового грузополучателя - ООО "Ростовский морской мультимодальный порт", оплата провозных платежей и сбора за переадресовку производилась по станции Новороссийск с нового грузополучателя.
Таким образом, отправка угля морским транспортом не была произведена по причинам, зависящим от грузоотправителя - ТОО "Торговый Дом "Майкубен Комир", являющегося стороной внешнеторгового контракта. Груз не был раскредитован ПАО "НМТП".
Истцом в материалы дела представлен акт общей формы 15/5868 от 17.05.2020.
Указанный акт общей формы был подписан представителями ПАО "НМТП" с возражениями, с указанием на задержку вагонов по независящим от ответчика причинам.
Обязательства по перевозке грузов, а также иные правоотношения, связанные с осуществлением перевозочного процесса, согласно нормам главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если настоящим Кодексом, не установлено иное (статья 784).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее по тексту - СМГС) установлены единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.
Исходя из положений параграфа 3 статьи 14 СМГС, заключение договора перевозки подтверждается накладной.
Согласно параграфу 5 статьи 14 СМГС, каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и 1 принимает на себя возникающие по нему обязательства.
Параграфом 1 статьи 28 СМГС установлено, что в случае возникновения препятствий к перевозке груза по причинам, не зависящим от перевозчика, он решает, запросить ли указание отправителя или произвести перевозку груза до станции назначения с изменением первоначального пути следования.
В соответствии с параграфом 2 статьи 28 СМГС, если перевозчик по не зависящим от него причинам не может произвести перевозку груза с изменением первоначального пути следования, продолжить перевозку или выдать груз получателю, он немедленно Ерашивает указания отправителя.
Согласно параграфу 3 статьи 28 СМГС, если в течение восьми суток после равления запроса отправителю, а в отношении скоропортящихся грузов - в течение трех "суток, животных - в течение двух суток не поступают указания или поступают невыполнимые указания отправителя о действиях с грузом, то перевозчик имеет право распорядиться грузом.
До получения всех платежей, вытекающих из договора перевозки, перевозчик имеет право удерживать находящийся в его ведении груз. Реализация права удержания определяется национальным законодательством страны, в которой перевозчик реализует свое право удержания (статья 34 СМГС).
В соответствии со статьей 46 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в случае, если вследствие обстоятельств, предусмотренных в статье 29 настоящего Устава, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем.
После получения от грузоотправителей или грузополучателей решения о новой железнодорожной станции назначения перевозчик при наличии возможности доставляет грузы на железнодорожные станции, указанные грузоотправителями или грузополучателями, с оплатой этих перевозок в установленном порядке. При этом размер провозных платежей определяется исходя из кратчайшего расстояния перевозки грузов.
В случае непредставления грузополучателем или грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса перевозчик может возвратить такие грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата грузов по указанным в настоящей статье причинам может реализовать их в порядке, предусмотренном статьями 35, 48 и 49 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта, в случае, если на железнодорожной станции назначения отсутствует грузополучатель, указанный в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов. В случае непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение десяти суток, о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов в течение четырех суток перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата может реализовать грузы в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Статьей 35 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик, если иная форма уведомления не предусмотрена соглашением сторон, вправе удерживать грузы с уведомлением об этом в письменной форме грузоотправителя, который в течение четырех суток после получения такого уведомления обязан распорядиться грузами. В случае, если грузы прибыли до истечения срока доставки, указанный срок может исчисляться только после окончания срока доставки грузов. В случае, если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению причитающихся перевозчику платежей и грузоотправитель не распорядится грузами, перевозчик, если иное не предусмотрено соглашением сторон, имеет право самостоятельно реализовать удерживаемые продовольственные и скоропортящиеся грузы в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. В отношении реализации иных грузов применяется порядок, предусмотренный гражданским законодательством.
Кроме того, § 3 статьи 31 СМГС предусмотрено, что если получатель не принял груз и не воспользовался правами, предусмотренными § 3 статьи 25 "Изменение договора перевозки" и § 2 статьи 26 "Выдача груза", или не является для получения груза, то обязанность уплатить провозные платежи по данному договору перевозки переводится на отправителя.
На основании пункта 4 статьи 790 ГК РФ, перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной.Платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели. Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом. Правила данной статьи применяются, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, у ОАО "РЖД" имелись достаточные основания для применения вышеуказанных положений ст. ст. 34 и 35 Устава железнодорожного транспорта и СМГС, касающихся возврата груза грузоотправителю за его счет, а при невозможности возврата - для его реализации, а также удержания груза и истребования всех причитающихся перевозчику платежей с грузоотправителя.
Вместе с тем, указанные положения ОАО "РЖД" не реализованы.
Из вышеуказанного следует вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ПАО "НМТП" и вынужденным отставлением перевозчиком вагонов в пути следования.
Из системного толкования положений статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-t/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" в исковом заявлении, не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 N 15АП-13577/2018 по делу N А32-21859/2017).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из предмета и основания заявленных исковых требований ОАО "РЖД" и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит бремя доказывания фактов нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам. Обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования может возлагаться на ответчика только тогда, когда оставление вагонов в пути следования было обусловлено действиями (бездействием) ответчика.
Однако таких доказательств истцом не представлено. Истец не представил доказательств невозможности неприема спорных вагонов ж/д станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, как и непосредственно нарушения технологического срока оборота вагонов в соответствии с требованиями статей 65, 68 АПК РФ. Доказательств вины грузополучателя (общества) в задержке вагонов истцом в материалы дела также не представлено.
По смыслу положений статьи 39 УЖТ РФ, ответчик обязан внести плату за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, только при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- из-за объективной невозможности, при осуществлении доставки ж/д состава в нормативно определенный срок, приема его железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования
- при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
При этом недоказанность одного из упомянутых обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 18 статьи 39 Устава, грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, перечисленных в ст. 39 Устава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а также вследствие обстоятельств непреодолимой силы
Истцом не представлено надлежащих доказательств того, что отставление вагонов было вызвано нарушениями, допущенными ответчиком.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2021 по делу N А32-23095/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23095/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги -филиала "РЖД"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"
Третье лицо: ТОО "Торговый дом "Майкубен Комир"