г. Челябинск |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А47-3622/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 по делу N А47-3622/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Степное" (далее - заявитель, общество, ООО "Степное") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества в Оренбургской области) о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении в собственность ООО "Степное" земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, выраженном в письме от 02.03.2021 N 10/6400; об обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом издать распорядительный акт о предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточненного искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - заинтересованное лицо, Росимущество).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.06.2021 (резолютивная часть объявлена 16.06.2021) требования ООО "Степное" удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось ТУ Росимущества в Оренбургской области и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Оренбургской области (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Степное".
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что предоставление в собственность спорного земельного участка не представляется возможным на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно представленной информации, в связи с истечением срока действия ранее заключенного договора аренды на рассматриваемый земельный участок, ТУ Росимущества в Оренбургской области, подготовило новый договор аренды от 25.11.2020 N 1606-ФЗ, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Оренбургской области 24.02.2021.
В связи с неактуальностью ранее заключенного договора аренды N 1304- ФЗ от 18.02.2016 и не истекшим сроком с момента заключения нового договора было принято решение об отказе в передаче в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 09.09.2021.
К дате судебного заседания лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не представили.
До начала судебного заседания от подателя жалобы во исполнение определения суда поступило письменное ходатайство от 12.08.2021 с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют.
Поскольку указанные доказательства представлены во исполнение определения арбитражного суда, ходатайство апеллянта удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.12.2014 N 56-АВ 431449, земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 69 739 508 кв.м, адрес (местонахождение): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", кадастровый номер 56:21:0000000:14747, является собственностью Российской Федерации (т. 1, л.д. 34).
18.02.2016 между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и ООО "Степное" (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1304-ФЗ (т. 1, л.д. 24-30), согласно условиям которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь 69 739 508 кв.м, местонахождение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", кадастровый номер 56:21:0000000:14747 (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка составляет 5 лет и устанавливается с 18.02.2016 по 17.02.2021 (пункт 2.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 25.03.2016 произведена государственная регистрация договора аренды.
25.11.2020 между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и ООО "Степное" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1606-ФЗ (т. 1, л.д. 35-41), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь 69 739 508 кв.м, местонахождение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", кадастровый номер 56:21:0000000:14747.
Срок аренды земельного участка составляет 5 лет и устанавливается с 18.02.2021 по 17.02.2026 (пункт 2.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 24.02.2021 произведена государственная регистрация договора аренды, номер регистрации 56:21:0000000:14747-56/217/2021-6.
ООО "Степное" 03.02.2021 обратилось в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 23).
Сопроводительным письмом от 08.02.2021 N 56-ТИ-03/625 ТУ Росимущества в Оренбургской области направило заявление общества в Росимущество, поскольку в силу п.п. 4.1.20 Положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектаров не отнесена к его компетенции.
Заинтересованным лицом принято решение, оформленное в виде письма от 02.03.2021 N 10/6400, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 (т. 1, л.д. 21-22). В обоснование отказа Росимущество сообщило, что срок действия ранее заключенного договора аренды земельного участка истек, ТУ Росимущества в Оренбургской области подготовлен и направлен в Управление Росреестра по Оренбургской области новый заключенный договор аренды в целях проведения мероприятий по государственной регистрации. В связи с неактуальностью ранее заключенного договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 и неистекший срок с момента заключения нового договора, принятие решения о передаче его в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Сопроводительным письмом от 09.03.2021 N 56-ТИ-03/1171 ТУ Росимущества в Оренбургской области направило письмо Росимущества от 02.03.2021 N 10/6400 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 заявителю (т. 1, л.д. 20).
Несогласие с принятым заинтересованным лицом решением об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, оформленным в виде письма от 02.03.2021 N 10/6400, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования ООО "Степное", арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи (пункт 1).
В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанные законоположения предусматривают возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу.
При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение целого ряда условий.
Так, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает только по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу.
Второе условие - у уполномоченного органа должна отсутствовать информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Третье условие - заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что заявитель являлся арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 с 18.02.2016 года по 17.02.2021 (договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1304-ФЗ т. 1, л.д. 24-24-30).
25.11.2020 заключен новый договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1606-ФЗ, срок аренды земельного участка установлен с 18.02.2021 по 17.02.2026 (т. 1, л.д. 23).
До истечения срока аренды земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 (договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1304-ФЗ) ООО "Степное" обратилось 03.02.2021 в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 23).
Согласно письму Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области от 06.04.2021 N 2341/04-04, проверки по соблюдению требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 не проводились (т. 1, л.д. 72).
Использование земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 подтверждается предоставленными обществом сведениями об итогах сева под урожай 2020 года (форма N 1-фермер), сведениями о сборе урожая сельскохозяйственных культур на 1 ноября (20 ноября) 2020 года (форма N 2-фермер), отчетом об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса на 2020 год, отчетом о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2020 год (т. 1, л.д. 99-156).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в распоряжении ТУ Росимущества в Оренбургской области имелись достаточные сведения для того, чтобы установить, что ООО "Степное" имеет право на предоставление ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ "Урожайное", площадь 69 739 508 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Довод апеллянта о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность, поскольку 25.11.2020 заключен новый договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1606-ФЗ сроком действия с 18.02.2021 по 17.02.2026, отклоняется апелляционной коллегией на основании следующего.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим.
Наличие действующего договора аренды не является препятствием для предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах совокупность фактических и правовых оснований, предусмотренных нормой подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставляющих заявителю право на приватизацию используемого для сельскохозяйственного производства земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 подтверждается материалами дела, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам, в силу чего требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции обоснованно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 по делу N А47-3622/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3622/2021
Истец: ООО "Степное"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд