16 сентября 2021 г. |
Дело N А83-11799/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 16.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В., и Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каплицкой Галины Анатольевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2021 по делу N А83-11799/2019 (судья Якимчук Н.Ю.)
по иску индивидуального предпринимателя Каплицкой Галины Анатольевны
к администрации города Щёлкино Ленинского района Республики Крым
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Каплицкая Галина Анатольевна (далее - истец, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации города Щёлкино Ленинского района Республики Крым (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности на нежилое здание - закусочная "Магнолия", общей площадью 169 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, г.Щелкино, аллея к морю N 1, N 15, литера А, кадастровый номер 90:07:010101:59; о признании права собственности на нежилое здание - торговый объект общей площадью 23,4 кв.м с кадастровым номером 90:07:010101:58, расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Ленинский, г. Щелкино, вдоль аллеи N 1, N 15 приморского парка, литера Е; о признании права собственности на нежилое здание - торговый объект, общей площадью 13,4 кв.м, с кадастровым номером 90:07:010101:53, расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Ленинский, г.Щелкино, вдоль аллеи N 1, N 15 приморского парка, литера Г. Исковые требования мотивированы тем, что при строительстве нежилого здания закусочная "Магнолия", общей площадью 169 кв.м., расположенной по адресу: Республика Крым, Ленинский район, г.Щелкино, аллея к морю N 1, N 15, литера А, кадастровый номер 90:07:010101:59, нежилого здания торговый объект, общей площадью 23,4 кв.м с кадастровым номером 90:07:010101:58, расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Ленинский, г.Щелкино, вдоль аллеи N 1 приморского парка, литера Е, и нежилого здания торговый объект, общей площадью 13,4 кв.м, с кадастровым номером 90:07:010101:53, расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Ленинский, г.Щелкино, вдоль аллеи N 1, литера Г, не были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, данные постройки не создают угрозу жизни и здоровью граждан, предприниматель приняла надлежащие меры к легализации самовольной постройки, что является основанием для признания права собственности на спорную постройку.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2021 в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции руководствовался тем, что соответствующий объект капитального строительства, возведен на земельном участке, не предоставленном для целей строительства, в связи с чем положения пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не предусматривают возможность признания права собственности на такую самовольную постройку.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт указывает, что решением Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым от 29.01.2015 N 19 разрешено предпринимателю внести изменения и дополнения в паспорт временного объекта торговли от 20.12.2000 N 41, на существующий торговый объект, расположенный по адресу: Республики Крым, Ленинский район, г.Щелкино, N 15 (закусочная "Магнолия") слова "временный объект торговли", разрешено в пункте 3 заменить словами "стационарный торговый объект".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решении от 31.07.2000 Щёлкинского городского совета, было решено на основании ходатайства Каплицкой Г.А., дать разрешение на составление проекта отвода земельного участка для установки и обслуживания временного объекта торговли на земельном участке площадью 25 кв.м., согласно данного решения усматривается, что Каплицкой Г.А. необходимо оформить паспорт временного объекта недвижимости.
Решением от 06.10.2000 в дополнение к решению от 31.07.2000 было определено дать разрешение на составление проекта отвода земельного участка для установки и обслуживания временного объекта торговли на земельном участке площадью 560 кв.м. согласно данному решению усматривается, что Каплицкой Г.Д. необходимо оформить паспорт временного объекта недвижимости.
Согласно заключению N 9 от 31.01.2001 Государственного Комитет Украины по земельным ресурсам Ленинского района отдела земельных ресурсов усматривается, что земельный участок может быть передан в аренду для установки павильона-закусочной с летней площадкой.
Решением от 05.02.2004 Щёлкинского городского совета принято решение об утверждении Паспорта временного объекта торговли и проекта отвода земельного участка, под размещение временного летнего кафе.
Решением N 57 от 17.03.2007 было внесено изменение в решение от 05.02.2004 Щёлкинского городского совета, согласно которого усматривается, что в аренду передастся земельный участок-площадью 672 кв.м., согласно данного решения был заключен договор аренды от 18.01.2008 N 221, согласно пункту 2 договора усматривается, что в аренду передастся земельный участок площадью 672 кв.м. пункте 3 - на земельном участке расположен временный объект торговли и обслуживания закусочная "Магнолия".
Согласно пункту 13 договора аренды усматривается, что земельный участок передается в аренду под временным объектом торговли и обслуживания, п. 15 -использование земельного участка по целевому назначению. Исходя из изложенного, земельный участок передан для осуществления коммерческих целей для размещения временного объекта.
В последующем договор аренды от 18.01.2008 был перерегистрирован в рамках российского законодательства, согласно договору аренды от 01.12.2016 арендатору передается земельный участок площадью 672 кв.м., на земельном участке расположен торговый объект, принадлежащий арендатору на основании паспорта торгового объекта.
Срок действия договора от 01.12.2016 истек, каких либо иных документов, подтверждающих право пользования земельным участком истцом, не представлено.
Как утверждает истец, администрация препятствует в переоформлении договорных отношений.
Полагая, что при строительстве соответствующего нежилого здания не были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, данные постройки не создают угрозу жизни и здоровью граждан, предприниматель приняла надлежащие меры к легализации самовольной постройки, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением для признания права собственности на спорную постройку.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как указывает истец, спорный объект имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ является самовольным, так как построен без получения необходимых разрешений.
Вместе с тем, при его строительстве не были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, данные постройки не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, то есть - с 18.03.2014.
Принимая во внимание положения статей 6, 10, 12, 23 Закона N 6-ФКЗ правоотношения сторон до 18.03.2014 регулировались нормами гражданского и хозяйственного законодательства Украины, в случае, если они не противоречат нормам российского права, а после 18.03.2014 на указанные правоотношения распространяется также российское законодательство, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее и не вправе распоряжаться ею (продавать, дарить, сдавать в аренду, иным образом распорядиться самовольной постройкой, а также совершать другие сделки), а сам объект не подлежит государственной регистрации в качестве объекта права собственности на недвижимое имущество.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при соблюдении условий предусмотренных данным пунктом.
Указанное соответствует статье 376 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины).
Договоры об установлении личного срочного платного земельного сервитута заключены до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Право земельного сервитута в соответствии с частью 3 статьи 100 Земельного кодекса Украины возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок. Сервитут как абсолютное право должно доводиться до всеобщего сведения путем его регистрации.
Договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Право земельного сервитута также возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок (статья 402 ГК Украины).
Аналогичные нормы содержатся в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьях 131, 216 ГК РФ, пункте 11 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Положениями Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" установлено, что право аренды или установление сервитута земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, или установление сервитута которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на условиях и сроках предусмотренных в ранее заключенных договорах аренды, сервитута.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в ГК РФ и ЗК РФ.
Между тем, из содержания статьи 4 Закона Украины "О собственности", статьи 375 ГК Украины следует, что собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 1 статьи 263 и в пункте 2 статьи 264 ГК РФ.
Таким образом, правомочия лица, не являющегося собственником земельного участка, производны от прав собственника данного земельного участка.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 следует, что при разрешении данной категории споров, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Из содержания представленных истцом документов следует, что земельный участок предоставлялся для размещения временного сооружения - временного объекта торговли и обслуживания - закусочной "Магнолия", однако ни один из представленных истцом документов не содержит сведений о предоставлении ответчиком согласия на возведение на спорном земельном участке объекта недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возведении спорного объекта на земельном участке, не предоставленном для целей строительства объекта недвижимости и без согласия собственника земельного участка.
Согласно статьи 22 Закона Украины от 16.11.1992 N 2780-XII "Об основах градостроительства", который определял правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине на момент возникновения спорных правоотношений, право на застройку земельных участков, предоставляемых для градостроительных нужд, осуществлялось после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и получения разрешения на выполнение строительных работ.
В соответствии со статьей 9 Закона Украины N 687-XIV "Об архитектурной деятельности", строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами, местными правилами застройки населенных пунктов.
В силу статьи 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий", действовавшей в период возникновения спорных отношений, предусматривалось, что физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство). К заявлению прилагается документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, или документ о согласии собственника земельного участка на застройку этого участка. Перечень других документов и материалов, необходимых для получения разрешения на строительство, которые прилагаются к письменному заявлению, порядок их рассмотрения определяются региональными правилами застройки. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом. Разрешение на строительство предоставляется на основании комплексного заключения о соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (далее - комплексное заключение). Порядок получения разрешения на строительство временных сооружений и размещение рекламы определяется местными правилами застройки в соответствии с законом.
Разрешение на строительство объекта недвижимости давало право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Статьями 27, 28 Закона Украины "О планировании и застройке территорий" установлено, что физические, юридические лица, получившие разрешение на строительство объекта градостроительства, получают исходные данные на проектирование этого объекта.
Проектная документация на строительство объектов градостроительства разрабатывается согласно исходным данным на проектирование с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки и утверждается заказчиком в установленном законом порядке.
Как верно указал суд первой инстанции, разрешение на выполнение строительных работ, согласно статье 29 Закона Украины "О планировании и застройки территорий" является документом, удостоверяющим право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружений, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на основании: проектной документации; документа, удостоверяющего право собственности или пользования (в том числе на условиях аренды) земельным участком; соглашения о праве застройки земельного участка; решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроительства; комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы; документа о назначении ответственных исполнителей работ. В случае осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства для получения разрешения на выполнение указанных работ прилагается копия документа, удостоверяющего право собственности на здание или сооружение, или письменного согласия его владельца на проведение указанных работ.
Частью 5 статьи 26 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" установлен порядок осуществления проектирования и строительства объектов.
Аналогичный порядок установлен статьями 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Однако, как установлено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец выполнил установленные требования законодательства, получил соответствующие документы и разрешения на строительство объекта недвижимости либо предпринимал для этого необходимые меры.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, закрепленные в статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях (постановление от 11.03.1998 N 8-П; определения от 25.03.2004 N 85-О, от 13.10.2009 N 1276-О-Ои от 29.09.2011 N 1071-О-О).
Судом первой инстанции установлено, что спорный объект капитального строительства, возведен на земельном участке, не предоставленном для целей строительства, в связи с чем положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ, не предусматривают возможность признания права собственности на такую самовольную постройку.
Ввиду изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований предпринимателя в полном объеме.
Ссылка апеллянта на то, что решением Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым от 29.01.2015 N 19 внесены изменения и дополнения в паспорт временного объекта торговли от 20.12.2000 N 41, на существующий торговый объект, расположенный по адресу: Республики Крым, Ленинский район, г.Щелкино, N 15 (слова "временный объект торговли", разрешено в пункте 3 заменить словами "стационарный торговый объект"), не принимается апелляционным судом, поскольку это не отражено в соответствующем договоре аренды земельного участка.
При этом соответствующие строения возведены истцом в 2001 году (л.д.111,114,116 том 2), то есть задолго до принятия указанного решения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2021 по делу N А83-11799/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каплицкой Галины Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Тарасенко |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11799/2019
Истец: ИП Каплицкая Галина Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЩЁЛКИНО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТРЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "Крымская экспертиза"