город Воронеж |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А35-3625/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП": Манухина С.В. - представителя по доверенности от 03.02.2021;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску: Романенко Р.А., - представителя по доверенности 0103/046915 от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП" на решение Арбитражного суд Курской области от 30.03.2021 по делу N А35-3625/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП" (ОГРН 1144633000313, ИНН 4633036114) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Курску о признании недействительным и незаконным в полном объеме решения N 16-03/2228 от 26.11.2019 ИФНС России по г.Курску о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения, о признании незаконным в полном объеме решения N 16-03/2208 от 26.11.2019 ИФНС России по г.Курску о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Племптица КП" (далее- ООО "Племптица КП", заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным и незаконным в полном объеме решение N 16-03/2228 от 26.11.2019 ИФНС России по г.Курску о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 16-03/2208 от 26.11.2019 ИФНС России по г.Курску о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 30.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Племптица КП" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что, поскольку он обратился за перерасчетом в 2019 году, то имеет полное право получить перерасчет земельного налога за 2016-2018 гг. По мнению заявителя, при уплате земельного налога за 2016-2017 годы ООО "Племптица КП" уплатило пени, в связи с чем, действия Инспекции по начислению пени не правомерны, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пени начисляются только в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ИФНС России по г.Курску возражала на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, 02.05.2017 заявителем представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год, в соответствии с которой исчисленная сумма земельного налога составила 1 350 174 руб., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 - 245 486 руб., 01.08.2016 - 368 229 руб., 31.10.2016 - 368 229 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 - 368 230 руб.
21.07.2017 ООО "Племптица КП" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с номером корректировки 1, в соответствии с которой по данным ООО "Племптица КП" сумма, исчисленная к уплате в бюджет, составила 1 544 339 руб., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 - 280 779 руб., 01.08.2016 - 421 168 руб., 31.10.2016 - 421 168 руб., 01.02.2017 - 421 224 руб.
18.06.2019 заявителем была представлена уточненная налоговая декларация с номером корректировки 2, в соответствии с которой по данным налогоплательщика сумма, исчисленная к уплате в бюджет, составила 392 109 руб. 00 коп., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 - 0 руб., 01.08.2016 - 0 руб., 31.10.2016 - 0 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 - 392109 руб.
Как видно из материалов дела, налоговым органом в период с 18.06.2019 по 18.09.2019 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение статьи 390 НК РФ заявитель занизил налоговую базу на 83 795 505 руб., что привело к занижению исчисленной суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет за 2016 год, на 1 152 230 руб.
Как указал налоговый орган, актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102141:6 на 01.01.2016 установлена в размере 112 311 505 руб.
По данным налогоплательщика, в налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год отражен земельный участок с кадастровым номером 46:29:102141:6, с кадастровой стоимостью на 01.01.2016 - 28 516 000 руб. Сумма налога по данным налогоплательщика составила 392 109 руб. (28516000 руб. (кадастровая стоимость) *1,5% *0,9167 (Коэффициент Кв), в том числе, по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 - 0 руб., 01.08.2016 - 0 руб., 31.10.2016 - 0 руб., 01.02.2017 -392109 руб.
По данным налогового органа, сумма земельного налога составляет 1 544 339 руб. (112311505 руб. кадастровая стоимость) *1,5% *0,9167 (Коэффициент Кв), в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 - 280778 руб., - 421187 руб., 31.10.2016 - 421187 руб., по сроку уплаты налога - 421187 руб.
Как указала ИФНС России по г. Курску сумма налога к доплате составляет 1 152 230 руб. (1 544 339-392 109), в том числе, по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016- 280 778 руб., 01.08.2016 - 421 187 руб., 31.10.2016 - 421187 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 - 29078 руб.
02.10.2019 Инспекцией составлен акт налоговой проверки N 6856.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, заместителем начальника ИФНС России по г.Курску было принято решение N 2228 от 26.11.2019 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с п. 3.1 указанного решения налогоплательщику были доначислены: недоимка по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 1152230 руб. и пени в сумме 379530 руб. 71 коп.
Кроме того, 29.01.2018 заявителем представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год, в соответствии с которой исчисленная сумма земельного налога составила 1104647 руб., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 02.05.2017 - 368194 руб., 31.07.2017 - 368194 руб., 31.10.2017- 122733 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2018 - 245526 руб. 18.06.2019 заявителем была представлена уточненная налоговая декларация с номером корректировки 1, в соответствии с которой по данным налогоплательщика сумма, исчисленная к уплате в бюджет, составила 427740 руб. 00 коп., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 02.05.2017 - 0 руб., 31.07.2017 - 0 руб., 31.10.2017 -0 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2018 - 427740 руб. 00 коп.
Как видно из материалов дела, налоговым органом в период с 18.06.2019 по 18.09.2019 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение статьи 390 НК РФ заявитель занизил налоговую базу на 83795505 руб., что привело к занижению исчисленной суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет за 2017 год, на 1 256 933 руб.
Как указал налоговый орган, актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102141:6 на 01.01.2016 установлена в размере 112 311 505 руб.
По данным налогоплательщика, в налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год отражен земельный участок с кадастровым номером 46:29:102141:6, с кадастровой стоимостью на 01.01.2016 - 28 516 000 руб. Сумма налога по данным налогоплательщика составила 427740 руб. (28516000 руб. (кадастровая стоимость) *1,5%), в том числе, по сроку уплаты авансовых платежей 02.05.2017 - 0 руб., 31.07.2017 - 0 руб., 31.10.2017 - 0 руб., 01.02.2018 - 427740 руб.
По данным налогового органа, сумма земельного налога составляет 1 684 673 руб. (112311505 руб. кадастровая стоимость) *1,5%), в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 02.05.2017 - 421168 руб., 31.07.2017- 421168 руб., 31.10.2017 - 421168 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2018 - 421169 руб..
Как указала ИФНС России по г. Курску сумма налога к доплате составляет 1 256 933 руб. (1 684 673-427740), в том числе, по сроку уплаты авансовых платежей 02.05.2017- 421 168 руб., 31.07.2017 - 421 168 руб., 31.10.2017 - 421 168 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2018 - 6571 руб.
При этом, налоговым органом указано, что согласно выписке из лицевого счета, по сроку уплаты 01.02.2018 налог в сумме 1684673 руб. был уплачен 23.03.2018.
02.10.2019 Инспекцией составлен акт налоговой проверки N 7025.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, заместителем начальника Инспекции ФНС России по г.Курску было принято решение N 2208 от 26.11.2019 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с п. 3.1 указанного решения налогоплательщику были доначислены: недоимка по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 1 263 504 руб. 00 коп. и пени в сумме 347 217 руб. 89 коп.
Не согласившись с указанными решениями ИФНС России по г. Курску, ООО "Племптица КП" обратилось в Управление ФНС по Курской области с апелляционной жалобой.
Управление ФНС по Курской области своим решением N 38 от 13.02.2020 оставило решения ИФНС России по г. Курску без изменения, а жалобу общества без удовлетворения.
Полагая, что решение N 16-03/2228 от 26.11.2019 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решение N 16-03/2208 от 26.11.2019 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" Инспекции ФНС России по г.Курску не соответствуют налоговому законодательству и нарушают его права, ООО "Племптица КП" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, обжалуемые решения ИФНС России по г. Курску, являются законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривая дело, исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2005 был введен в действие земельный налог.
Как следует из части 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 388 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу части 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 391 НК РФ).
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (часть 3 статьи 391 НК РФ).
В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно статье 394 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 14 статьи 396 НК РФ, действовавшая на момент спорных правоотношений).
Статьей 397 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) регламентировано, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
При этом, срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 398 НК РФ (действовавшей на момент спорных правоотношений) налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением Курского городского собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС (действовавшим на момент спорных правоотношений) на территории муниципального образования "Город Курск" установлены следующие ставки земельного налога:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
0,2 процента в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- предоставленных под гаражно-строительные кооперативы, индивидуальные гаражи, гаражные боксы.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Определен следующий порядок уплаты налога.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года предоставляются налогоплательщикам органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра в письменной форме в срок не позднее 1 марта этого года.
Отчетными периодами по земельному налогу для налогоплательщиков -организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками -организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Установлены сроки уплаты земельного налога:
для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции 2013 года) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135 -ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции 2013 года), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Распоряжением Администрации Курской области N 19-ра от 22.01.2016 "О мерах по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области" было принято решение о проведении в 2016 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Статьей 24.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции 2013 года) установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции 2013 года) установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции 2013 года).
В соответствии со статьей 24.20 указанного Федерального закона (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 14.05.2019 заявителем была оспорена кадастровая стоимость, установленная Постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области" путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 N П/324 в Курской области.
Как видно из представленных в материалы дела документов, решением указанной комиссии от 05.06.2019 N 165 была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102141:6 в размере его рыночной стоимости равной 28 516 000 руб., установленной в отчете N 36/19 от 13.05.2019.
Из указанного решения усматривается, что отличие рыночной стоимости объекта с кадастровым номером 46:29:102141:6 от кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете от 10.10.2016 N 0144200002416000097/1К и утвержденной постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N904-па в размере 98190900 руб. по состоянию на 01.01.2016, составляет 71 процент.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Указанная норма введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и распространяется на решения о пересмотре кадастровой стоимости с момента его вступления в силу, после 22.07.2014.
В соответствии со статьей 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Данная норма вступила в действие с 01.01.2015 года.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 18.07.2018 N 304-КГ18-1880, порядок определения налоговой базы по земельному налогу урегулирован в статье 391 НК РФ.
В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно письму ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па вступило в силу и подлежало применению с 01.01.2018.
Таким образом, 01.01.2016 действовала кадастровая стоимость земельного участка, установленная Постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па, что подтверждается выпиской из ЕГРИП на 01.01.2016.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па, на основании которого определял кадастровую стоимость спорного земельного участка налогоплательщик, было официально опубликовано 02.12.2016 на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 09.12.2016 в газете "Курская правда" N 147 (опубликовано без приложений), то в соответствии с частью 1 статьи 5 НК РФ в целях налогообложения оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102141:6, равная 28 516 000 руб., утвержденная постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па, с учетом решения комиссии от 05.06.2019 N 165, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2018, для целей не связанных с налогообложением - с 02.12.2016.
С учетом изложенного, суд области пришел к верному выводу о том, что при исчислении земельного налога за 2016 год и 2017 год ООО "Племптица КП" не вправе было применять кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, установленную постановлением Администраций Курской области от 02.12.2016 N 904-па.
В доводах заявителя о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере 28 516 000 руб. в целях налогообложения за 2016 и 2017 годы не учтена дата вступления в законную силу постановления Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па, а также разъяснения, изложенные в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, в связи с чем они верно отклонены судом.
При этом, довод заявителя о том, что на основании статьи 52 НК РФ земельный налог может быть пересчитан за три налоговых периода, предшествующих календарному году перерасчета, не состоятелен, поскольку положения статьи 52 НК РФ относится к налогам, обязанность по исчислению которых возложена на налоговый орган.
Вместе с тем, довод ООО "Племптица КП" о незаконности оспариваемых решений Инспекции в части требования по уплате пени необоснованно отклонены судом области по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (часть 3 статьи 75 НК РФ).
Из Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318 следует, что начисление пеней прекращается со дня уплаты недоимки. Сходные разъяснения даны письмом ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@.
Аналогичный вывод вытекает из разъяснений, содержащихся в пунктах 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в которых указано, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.
Из вышеизложенного следует, что пени не начисляются, если к моменту истечения срока уплаты налога имеется переплата по этому налогу в тот же бюджет, превышающая недоимку, и она не была возвращена или направлена на погашение другой недоимки по налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ действующей в спорном периоде налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3.3 Решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС "Об установлении на территории муниципального образования "Город Курск" земельного налога" авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, срок уплаты авансовых платежей и земельного налога за 2016 год с учетом выходных и праздничных дней составляет 04.05.2016 (30.04.2016), 01.08.2016 (31.07.2016), 31.10.2016, 01.02.2017, за 2017 - 02.05.2017 (30.04.2017), 31.07.2017, 31.10.2017, 01.02.2018 года.
ООО "Племптица КП" по земельному налогу за 2016 год представлены следующие налоговые декларации:
02.05.2017 первичная налоговая декларация с суммой исчисленного налога 1350 174 руб.;
21.07.2017 уточненная налоговая декларация с суммой исчисленного налога 1 544 339 руб.;
18.06.2019 уточненная налоговая декларация с суммой исчисленного налога 392 109 руб.
Согласно КРСБ по земельному налогу ООО "Племптица КП" уплачен земельный налог за 2016 год 02.05.2017 в размере 1 350 174 руб., 21.07.2017 в размере 194 165 руб., всего 1 544 339 руб.
За несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год Обществу начислена пеня в общей сумме 115 693,67 руб. Пеня Обществом уплачена 21.08.2017 в размере 20 296,85 руб., 13.12.2017 в размере 95 396,82 руб.
ООО "Племптица КП" по земельному налогу за 2017 год представлены следующие налоговые декларации:
29.01.2018 первичная налоговая декларация с суммой исчисленного налога 1104 647 руб.;
23.03.2019 уточненная налоговая декларация с суммой исчисленного налога 1 684 673 руб.;
18.06.2019 уточненная налоговая декларация с суммой исчисленного налога 427 740 руб.
Согласно КРСБ по земельному налогу ООО "Племптица КП" уплачен земельный налог за 2017 год 23.03.2018 в размере 1 684 673 руб.
За несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год Обществу начислена пеня в общей сумме 100 445,25 руб. Пеня уплачена 23.03.2018 в размере 85 000 руб., 25.04.2018 в размере 15 445,25 руб.
На основании заявления, представленного 28.06.2019, Инспекцией 11.07.2019 приняты решения о возврате излишне уплаченной суммы налога N 23421 за 2016 год в размере 1 152 230 руб. и N 23422 за 2017 год в размере 829 193 руб. Согласно КРСБ возврат налога произведен 15.07.2019 года.
В соответствии с частью 6 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно части 8 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Уплаченные пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016. 2017 годы в общей сумме 206 180,24 руб. по заявлению Общества от 02.08.2019 зачтены 22.08.2019 в счет уплаты предстоящих платежей.
Решением налогового органа от 26.11.2019 N 16-03/2228 Обществу доначислен земельный налог за 2016 год в размере 1 152 230 руб. и начислены пени в сумме 379 530,71 руб.
Решением налогового органа от 26.11.2019 N 16-03/2208 Обществу доначислен земельный налог за 2017 год в размере 1 263 504 руб. и начислены пени в сумме 347 217,89 руб.
С учетом вышеизложенного земельный налог за 2016 год находился в бюджете с 02.05.2017 по 14.07.2019, за 2017 г. - с 23.03.2018 по 14.07.2019.
Поскольку налоговым органом расчет пеней по спорным решениям произведен без учета факта нахождения сумм спорного налога в бюджете, суд апелляционной инстанции не может признать его арифметически верным.
По поручению суда апелляционной инстанции сторонами произведен арифметический расчет пени, с учетом того, что денежные средства, уплаченные за земельный налог за 2016 и 2017 годы, находились в бюджете.
Судом установлено, что излишне взысканной пеней по решению ИФНС России по г.Курску N 16-03/2228 от 26.11.2019 является пеня в сумме 243696,65 руб., а по решению N 16-03/2208 от 26.11.2019 в сумме 204106,58 руб.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения Инспекции являются недействительными в указанной части, в порядке ч.1 ст.198 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решения суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным (решения незаконным), должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом результата рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 7500 руб. относятся на Инспекцию.
Излишне уплаченная по платёжному поручению N 309 от 29.04.2021 государственная пошлина подлежит возврату ООО "Племптица КП" из доходов федерального бюджета, о чем следует выдать справку.
Руководствуясь п.2ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.03.2021 по делу N А35-3625/2020 отменить в части отказа в признании недействительным решения ИФНС России по г.Курску N 16-03/2228 от 26.11.2019 об отказе в привлечении ООО "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления пени в сумме 243696,65 руб., и признании недействительным решения ИФНС России по г.Курску N 16-03/2208 от 26.11.2019 об отказе в привлечении ООО "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления пени в сумме 204106,58 руб.
Признать недействительным решение ИФНС России по г.Курску N 16-03/2228 от 26.11.2019 об отказе в привлечении ООО "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления пени в сумме 243696,65 руб..
Признать недействительным решение ИФНС России по г.Курску N 16-03/2208 от 26.11.2019 об отказе в привлечении ООО "Племптица КП" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления пени в сумме 204106,58 руб.
Обязать ИФНС России по г.Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Племптица КП".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по г.Курску в пользу ООО "Племптица КП" судебные расходы в сумме 7500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3625/2020
Истец: ООО "Племптица КП"
Ответчик: ИФНС России по г. Курску
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд