г. Москва |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А40-94491/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифоровой Г.М. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ПАО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2021 по делу N А40-94491/21,
принятое судьей Паршуковой О.Ю., в порядке упрощенного производства,
по заявлению ПАО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ"
к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9
о признании недействительным решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 15.1/19 от 09.12.2019 г.
Определением от 30.04.2021 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.12.2019 Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в отношении ПАО КБ "УБРиР" (далее - Банк) вынесено Решение N 15.1/19 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), в соответствии с п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 5 000,00 руб. (далее - Решение).
Банком на данное Решение была подана жалоба в Федеральную налоговую службу России.
04.02.2021 Банком было получено решение N КЧ-4-9/930@ от 28.01.2021 об отказе в удовлетворении поданной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, инспекцией в рамках пункта 2 статьи 93.1 Кодекса в адрес Банка по телекоммуникационным каналам связи направлено Требование о представлении документов (информации) от 07.08.2019 N 15.1/2179 (далее -Требование) в связи с возникшей необходимостью истребования вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации), истребования копий следующих документов в отношении Компании ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД: 1. Юридическое дело (юридические дела) ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД ИНН 9909376286, составленное/сформированное в соответствии (порядке) с пунктами 10.1 - 10.6 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов"; 2. Анкеты (досье) клиента ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД, оформленные/составленные в соответствии (порядке) с пунктами 5.1- 5.3 с Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) за период с принятия на обслуживание по 31.12.2018; 3. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов в соответствии с пунктом 2.1 Положению N 499-П согласно Приложению 2 к Положению N 499-П за период с принятия на обслуживание по 31.12.2018. 4. Документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", полученные ПАО КБ "УБРИР" и/или подтверждающие инициирование их получения (запроса) от ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД за период с принятия на обслуживание по 31.12.2018.
Налоговый орган также запросил информацию: информацию о сетевых адресах (IP адреса) и идентификаторах устройств клиентов (MAC адреса), работающих в информационно-телекоммуникационных сетях (средств связи и пользовательского (оконечного) оборудования), с которых осуществляется подключение к программно-техническим средствам, предназначенным для передачи поручений клиента (системы удаленного управления счетом "банк-клиент") в отношении каждой транзакции, направленной на списание (перевод) денежных средств на счете (счета), открытых ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД в период с 01.01.2016 по 31.12.2018, связи с возникшей необходимостью истребования информации относительно конкретных сделок (договор банковского счета, заключенный с ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД ИНН 9909376286) вне рамок проведения налоговой проверки, касающейся деятельности ПАО КБ "УБРИР" ИНН 6608008004.
Письмом от 23.08.2019 исх. N 7078-01/81731 (вх. N 31508 от 02.09.2019) Банк отказал в представлении запрашиваемых в Требовании документов (информации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса Инспекцией составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 16.10.2019 N 15.1/46 (далее - Акт).
По результатам рассмотрения Акта Инспекцией в отношении Банка вынесено решение от 09.12.2019 N 15.1/19 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (далее - Решение Инспекции) за совершение налогового правонарушение, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным Решением Инспекции Банк обратился с жалобой в ФНС России. Решением ФНС России от 28.01.2021 N КЧ-4-9/930 жалоба Банка оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В силу пункта 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Оценивая довод Банка, что налоговый орган вправе истребовать вне рамок налоговой проверки документы, касающиеся конкретной сделки с указанием индивидуализирующих признаков. Однако, в рассматриваемой ситуации, в Требовании Инспекции не отражены реквизиты конкретной сделки по которой Инспекцией истребуются документы (информация), суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных Законом N 943-1, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, в Требовании Инспекции содержится указание, что истребование документов (информации) производится по конкретной сделке в отношении Компании ГРИНЧЕЙНДЖ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД, а также указаны наименования запрашиваемых документов (юридические дела и анкеты конкретных иностранных компаний), соответствующие периоды, за которые следует представить документы (информацию).
Также в Требованиях имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки, в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
Таким образом, Требование содержат необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая именно информация (документы) запрашивается, за какой период времени (с принятие на обслуживание по 31.12.2018 год) и на каком основании.
Таким образом, Инспекцией в Требовании запрошены документы (информация), представляемые клиентом Банку по ведению и обслуживанию клиентов; а также иные документы, хранение и ведение которых, утверждены соответствующим положением и инструкцией Банка России, имеющиеся в наличии у налогоплательщика и необходимые налоговому органу для осуществления мероприятий налогового контроля.
Выставленное Инспекцией Требование полностью соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ и приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628.
Довод Заявителя о том, что запрашиваемые Инспекцией документы содержат сведения, относящиеся к принимаемым мерам по противодействию легализации (отмыванию) доходов, и не могут быть разглашены третьим лицам в силу прямого указания в Законе N 115-ФЗ, обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на разъяснения, данные в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Исходя из положений статьи 26 Закона от 02.12.1990 N 395-1 разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 3 Определения от 14.12.2004 N 453-0, режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа.
Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении предоставленных сведений.
Таким образом, положения Закона N 115-ФЗ не являются препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, однако не опровергают их, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание как основания для отмены решения суда.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2021 по делу N А40-94491/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94491/2021
Истец: ПАО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9