г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-29289/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "Мосстройпрогресс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-29289/21 (122-92) судьи Девицкой Н.Е.
по заявлению ОАО "Мосстройпрогресс"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Уваренко Ю.С. по дов. от 10.12.2020; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосстройпрогресс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными отказ к Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности ОАО "Мосстройпрогресс" на объект недвижимого имущества нежилое здание площадью 4 878,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул.Калибровская, д.31, стр.13 с кадастровым номером 77:02:0022014:1048 (уведомление от 13.11.2020 N КУВД-001/2020-10531414/2); об обязании произвести государственную регистрацию права собственности ОАО "Мосстройпрогресс" на означенный объект недвижимого имущества с одновременным прекращением права собственности ОАО "Мосстройпрогресс" на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:02:0022014:3763 (ул.Калибровская, дом 31) и обязании внести в ЕГРН запись о прекращении права собственности ОАО "Мосстройпргресс" на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:02:0022014:3763.
Решением от 24.05.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо своего представителя не направило, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как указывает заявитель, ОАО "Мосстройпрогресс" создано путем преобразования Опытного завода Научно-производственного объединения "Мосстройпрогресс" в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" от 07.07.1992 N 721, "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы "О приватизации Опытного завода НПО "Мосстройпрогресс" N 989-р от 12.11.1993 г.
ОАО "Мосстройпрогресс" зарегистрировано в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 29.12.1993, о чем выдано свидетельство N 029.028. Заявка учредителей (учредительный договор) на регистрацию Акционерного общества открытого типа "Мосстройпрогресс" зарегистрирована Московской регистрационной палатой 29.12.1993 г.
Сведения о том, что ОАО "Мосстройпрогресс" является правопреемником имущественных прав и обязанностей Опытного завода НПО "Мосстройпрогресс" содержатся в п.4 распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы "О приватизации Опытного завода НПО "Мосстройпрогресс" от 12.11.1993 г. N 989-р.
В результате правопреемства, возникшего при реорганизации юридического лица в форме преобразования на основании плана приватизации, утвержденного Распоряжением Комитета по управлению имущества Москвы N 989-р от 12.11.1993 г., ОАО "Мосстройпрогресс" стал собственником комплекса зданий, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Калибровская, д.31, входивших в состав государственного предприятия Опытный завод Научно-производственного объединения (НПО) "Мосстройпрогресс". Регистрация права собственности ОАО "Мосстройпрогресс" на здания, входившие в состав государственного предприятия Опытный завод Научно-производственного объединения (НПО) "Мосстройпрогресс", произведена на основании плана приватизации, утвержденного Распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы N 989-р от 12.11.1993, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, в которых в качестве документа - основания указан план приватизации.
В целях осуществления государственной регистрации права собственности ОАО "Мосстройпрогресс" на нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0022014:1048 заявлением о предоставлении дополнительных документов от 29.10.2020 г. N MFC-0558/2020-678739-1 были предоставлены следующие документы:
-Архивная копия Распоряжения Департамента имущества города Москвы от 05.06.2003 N 241 "Об уточнении состава приватизированного имущественного комплекса ОАО "Мосстройпрогресс";
-Архивная копия распоряжения префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы от 11 мая 2006 г. N 1057 "Об утверждении адреса экспериментального цеха (Калибровская д. 31, стр. 13);
-Архивная копия разрешения на производство строительно-монтажных работ от 8 августа 1988 г. N 08615.
В перечень зданий, сооружений и объектов незавершенного капитального строительства, стоимость которого вошла в уставной капитал ОАО "Мосстройпрогресс" по состоянию на 01 октября 1992 года, утвержденный Распоряжением Департамента имущества города Москвы от 05.06.2003 г. N 2411-р был включен объект незавершенного капитального строительства: Экспериментальный цех с лабораторным корпусом, расположенный по адресу: 129075, Москва, ул.Калибровская, дом 31 (остаточная стоимость объекта по состоянию на 01.10.1992 - 8 445,0 тыс. руб., площадь объекта незавершенного строительства не указана. В указанном распоряжении имеется ссылка о том, что право на строительство Экспериментального цеха с лабораторным корпусом перешло от Опытного завода НПО "Прокатдеталь" к Опытному Заводу НПО "Мосстройпрогресс" в соответствии с Решением Исполкома Моссовета N 299 от 18.02.1988 г.
Далее, ОАО "Мосстройпрогресс" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 333,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Калибровская, д.31, стр. 13 (кадастровый номер 77:02:0022014:1048) (нежилое здание).
Письмом Управления Росреестра по Москве от 13.11.2020 N КУВД-001/2020-10531414/2 ОАО "Мосстройпрогресс" сообщено об отказе в государственной регистрации права ОАО "Мосстройпрогресс" на нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0022014:1048 в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, содержащих сведения о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества, необходимые для государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения заявленных прав собственности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Считая уведомление об отказе незаконным, нарушающим права и законные интересы ОАО "Мосстройпрогресс", заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок обжалования отказа Управления Росреестра по Москве заявителем соблюден.
Согласно ч.12 ст.29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленный требований, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий предоставленных ему ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
В порядке, определенном п.3 ч.1 ст.29 Закона, органом осуществляется правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, устанавливается на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.1 ст.21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В ходе проведения правовой экспертизы документов были выявлены следующие обстоятельства, препятствующие проведению государственной регистрации прав.
Нормы ч.4 ст.18 Закона возлагают обязанности по предоставлению правоустанавливающих документов, перечень которых установлен ч. 2 ст. 14 Закона, на заявителя.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются (ч.2 ст.14 Закона):
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В ст.21 Закона закреплены требования, которым в обязательном порядке должны отвечать документы, представляемые в Управление на государственную регистрацию прав.
Так, согласно п.2 ч.3 ст.21 Закона необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Закона о регистрации.
Из представленного в Управление заявления следует, что регистрации подлежит право собственности ОАО МОССТРОЙПРОГРЕСС" на объект недвижимости (здание) с кадастровым номером 77:02:0022014:1048, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Калибровская, д. 31, стр. 13, однако правоустанавливающие документы, содержащие сведения о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества, необходимые для государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения заявленных прав собственности, в Управление не представлены.
Отсутствие данных документов в материалах дела препятствует государственной регистрации заявленного права.
Судом верно указано, что, согласно данным ЕГРН, вышеуказанный объект недвижимости учтен как бесхозяйный.
В соответствии с согласно п.10 ст.40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п.8 ст.40 Закона снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
Исходя из вышеизложенного, в силу специального правового регулирования, установленного Законом, с учетом ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственный регистратор обязан принять меры по получению дополнительных сведений, необходимых для проведения государственной регистрации, в связи с чем Управлением в адрес Префектуры СВАО г. Москвы и ГБУ МосгорБТИ направлены соответствующие запросы.
Согласно ответу из ГБУ МосгорБТИ исх.N ИС-22403/20 по данным технического учета на 31.12.2012 по адресу: г.Москва, Калибровская ул., д.31, стр.13 учтено нежилое здание 1990 года постройки, общей площадью 4 878,5 кв.м. с перепланировкой помещений, разрешение на выполненные работы не предъявлено.
Согласно ответу из Префектуры СВАО города Москвы исх.N 01-82-4970/20 выпускалось распоряжение префекта от 11.05.2006 N1057 "Об утверждении адреса экспериментального цеха (Калибровская ул., д.31, стр.13)". Иные документы не представлены.
При таких обстоятельствах суд верно пришел к выводу, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Москве соответствует нормам действующего законодательства и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-29289/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29289/2021
Истец: ОАО "МОССТРОЙПРОГРЕСС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ