г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-29432/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2021 г. по делу N А40-29432/21,
по заявлению ООО "Проект-Центр"
к 1.Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве;
2.Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования"
о признании незаконными действия,
при участии:
от заявителя: |
Рыбай А.С. по доверенности от 28.07.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТ-ЦЕНТР" (далее - Заявитель, ООО "ПРОЕКТ-ЦЕНТР", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо-1, Управление Росреестра по Москве), Государственному бюджетному учреждению г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - Заинтересованное лицо-2, ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Учреждение) о признании незаконными действий ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в Акте об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.) по отношению к объекту недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, по состоянию на 21.01.2019 г. в размере 251 213 245,29 руб.; обязании ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПРОЕКТ-ЦЕНТР" путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.) по отношению к объекту недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, по состоянию на 21.01.2019 г., незаконными действий Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 21.01.2019 г.; незаконными действий Управления Росреестра по Москве по внесению 30.05.2019 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об определения кадастровой стоимости ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г., (в редакции от 28.03.2019 г.) в отношении объекта недвижимости с кадастровым N77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 251 213 245,29 руб., обязании Управления Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 251 213 245,29 руб., определённой по состоянию на 21.01.2019 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 30.05.2019 г. на основании Акта об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.), и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 22.01.2020 г. по административному делу N За-208/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 132 980 000 руб., определённом по состоянию на 01.01.2018 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2021 г. заявление ООО "ПРОЕКТ-ЦЕНТР" удовлетворено частично: суд признал незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в Акте об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.) по отношению к объекту недвижимости с кадастровым N77:01:0006031:1011, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, по состоянию на 21.01.2019 г. в размере 251 213 245,29 руб., действия Управления Росреестра по Москве по внесению 30.05.2019 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об определения кадастровой стоимости ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.) в отношении объекта недвижимости с кадастровым N77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 251 213 245,29 руб. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 251 213 245,29 руб., определённой по состоянию на 21.01.2019 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 30.05.2019 г. на основании Акта об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.), и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 22.01.2020 г. по административному делу N За-208/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 132 980 000 руб., определённом по состоянию на 01.01.2018 г.; в остальной части заявленных требований отказано.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представители ООО "ПРОЕКТ-ЦЕНТР" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 22 января 2020 года Московским городским судом было рассмотрено административное дело N За-208/2020 по административному исковому заявлению ООО "ПРОЕКТ-ЦЕНТР" к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Москве об установлении по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующей рыночной, в отношении ряда объектов, в том числе -нежилого здания общей площадью 1 923,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1 (Далее - Объект недвижимости).
По итогам рассмотрения Московским городским судом по указанному делу было принято решение от 22 января 2020 года, оставленное без изменения апелляционным определением от 16 июля 2020 года (номер дела в апелляционной инстанции - N 66а-2446/2020), и вступившее в законную силу, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость Объекта недвижимости в размере 132 980 000 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 г. были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28.10.2020 г.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, Управлением Росреестра по Москве письмом от 23.01.2019 г. N 51-1350/2019 в адрес ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В ответ на обращение Управления Росреестра по Москве от 23.01.2019 г. N 51 -1350/2019, Учреждение письмом от 02.04.2019 г. N 02-8541/19 направило в адрес Росреестра по Москве Акт об определении кадастровой стоимости от 05.02.2019 г. N 02-737/19-1 (ред. от 28.03.2019 г.) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0006031:1011.
Письмом от 02.04.2019 г. N 02-8541/19 ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" сообщило, что направляет сведения в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых не изменилась. Также в адрес Росреестра по Москве направлен перечень указанных объектов (приложение к письму от 02.04.2019 г. N 02-8541/19), включающий объект с кадастровым номером 77:04:0006031:1011.
30.05.2020 г. Управлением Росреестра по г. Москве была внесена в ЕГРН кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости в размере 251 213 245,29 руб. определенная по состоянию на 21.01.2019 г. на основании Акта об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019), составленного Государственным бюджетным учреждением г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Удовлетворяя частично заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 15, частью 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или бюджетное учреждение в сроки, определенные Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), направляют соответствующие сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При этом, исходя из пункта 6 статьи 8 Федерального закона N 237-ФЗ, под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу пунктов 2 - 4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Управление Росреестра по Москве является надлежащим ответчиком (Заинтересованным лицом) по делу, имеет полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2021 г. N 305-ЭС21-3221 отказано в передаче дела N А41-7662/2020.
Довод Управления Росреестра по Москве о том, что Общество фактически не согласно с размером кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что свидетельствует об отсутствии компетенции арбитражного суда на рассмотрение данного спора, также отклонен судом, как противоречащий содержанию спора и рассматриваемых правоотношений.
Статьей 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 12 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2017 года N 74 "Об утверждении порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке" количественные и качественные характеристики объектов недвижимости включают сведения, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сведений, указанных в пунктах 4, 5, 7, 20, 25 части 4 и в пунктах 19, 20, 22, 23 части 5 указанной статьи.
При этом в законодательстве отсутствует понятие "изменение количественных и (или) качественных характеристик" объектов недвижимости.
Ранее в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. N 514 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", регулирующим порядок определения кадастровой стоимости на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения качественных или количественных характеристик объекта недвижимости ограничивался перечень сведений ЕГРН, в связи с изменением которых осуществляется актуализация кадастровой стоимости.
Согласно подпункту в) пункта 1 указанного Порядка это изменения сведений: - о значении площади (в отношении о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места); - о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства); - о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства); - о категории земель (в отношении земельного участка); - о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка); - о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства); - об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства); - о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
С 01 июня 2017 года государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ применительно к статье 16 Федерального закона N 237-ФЗ; Приказ Минэкономразвития от 12.05.2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" таких ограничений о перечне сведений ЕГРН не содержит, что может привести к нарушению прав собственников объектов недвижимого имущества, поскольку изменение любых сведений в ЕГРН дает право бюджетным учреждениям определять кадастровую стоимость в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в Управление Росреестра по Москве представлен Акт об определении кадастровой стоимости от 05.02.2019 г. N 02-737/19-1 (ред. от 28.03.2019 г.) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0006031:1011.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 237-ФЗ и на основании представленных ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Акта об определении кадастровой стоимости от 05.02.2019 г. N 02-737/19-1 (ред. от 28.03.2019 г.), Управлением Росреестра по Москве в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006031:1011 внесена кадастровая стоимость в размере 606 830 776,76, в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003016:1020 в размере 251 213 245,29 руб.
Вместе с тем, Управлением Росреестра по Москве в материалы дела не представлено доказательства изменений качественных или количественных характеристик спорных объектов недвижимости.
В ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения Московского городского суда от 22 января 2020 года.
Суд первой инстанции верно счёл, что данные изменения не влекут изменение количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости и не влияют на кадастровую стоимость объекта недвижимости, в связи с чем, оспариваемые действия ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости и действия Управления Росреестра по Москве по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, отличных от установленных Московским городским судом в рамках дела N N За-208/2020, не имеется.
Издание последующего акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости противоречит закону.
При принятии решения, судом первой инстанции правильно учтено, что ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" не является уполномоченным органом по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки.
При этом, издание ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Акта об определении кадастровой стоимости от 05.02.2019 г. N 02-737/19-1 объектов недвижимости противоречит закону.
В силу статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, действия ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости земельного участка на новую дату без изменения качественных/количественных характеристик объекта недвижимости по статье 16 ФЗ N 237-ФЗ, предусматривающую изменение качественных/количественных характеристик и принятие Акта об утверждении кадастровой незаконны и нарушают права Заявителя на уплату экономически обоснованного размера арендной платы.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике - Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2021 г. N 305-ЭС21-3221 по делу N А41-7662/2020
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В целях устранения нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 251 213 245,29 руб., определённой по состоянию на 21.01.2019 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 30.05.2019 г. на основании Акта об определении кадастровой стоимости N 02-737/19-1 от 05.02.2019 г. (в редакции от 28.03.2019 г.), и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 22.01.2020 г. по административному делу N За-208/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N 77:01:0006031:1011, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, дом 5, строение 1, в размере 132 980 000 руб., определённом по состоянию на 01.01.2018 г.
Вместе с тем, суд первой инстанции отказал Заявителю в части требований о признании незаконными действия Управления Росррестра по г.Москве по направлению в ГБУ"Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений для перерасчета кадастровой стоимости в отсутствие изменений количественных и качественных характеристик объекта недвижимого имущества, поскольку само по себе направление данных сведений не содержат обязательных указаний и не влечет для заявителя правовых последствий.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о частичном удовлетворении заявления "ПРОЕКТ-ЦЕНТР".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.07.2021 по делу N А40-29432/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29432/2021
Истец: ООО "ПРОЕКТ-ЦЕНТР"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ