г. Санкт-Петербург |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А56-40959/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Кардашевская Л.В. - доверенность от 21.07.2021
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27323/2021) Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2021 по делу N А56-40959/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы"
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании решения от 03.02.2021 N 202S19210007330
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) об оспаривании решения от 03.02.2021 N 202S19210007330.
Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявлено ходатайство о замене стороны - УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с реорганизацией в форме присоединения. Ходатайство удовлетворено судом.
Решением суда от 23.07.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, судом не учтены требования абз. 4. п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), а также не разрешен вопрос о пропуске срока давности подачи заявления Институтом.
От Учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Управления.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27 Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.12.2020 N 202S18200094195.
Решением Управления от 03.02.2021 N 202S19210007330 Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 221 000, 00 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений.
На основании решения от 03.02.2021 N 202S19210007330 Управлением было выставлено требование N 202S01210015619 от 09.03.2021 об уплате финансовой санкции.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что сведения за сентябрь, октябрь 2020 г. представлены 19.11.2020, 25.11.2020 по форме СЗВ-М дополняющая, что не оспаривается сторонами.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М не установлен.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее - Инструкция от 22.04.2020 N 211н).
Указанная Инструкция вступила в законную силу с 27.07.2020.
Согласно пункту 40 Инструкции от 22.04.2020 N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.01.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Исходя из системного толкования законодательства и конкретных обстоятельств дела, а также руководствуясь принципами законности и справедливости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения ОПФР, поскольку положения статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах, что предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
Кроме того, нельзя не отметить и тот факт, что в программе отправки отчетов "КонтурЭкстерн", посредством которой формируются и отправляются отчеты Института в Пенсионный фонд, имеются всего 3 (три) типа формы отчета: "Исходная", "Дополняющая ранее принятые ПФР сведения за указанный отчетный период" и "Отменяющая неверно поданные сведения за указанный отчетный период". Таким образом, в программе отсутствует техническая возможность направления в ПФР "уточняющей" формы.
Поскольку при дополнении (исправлении) сведений форма СЗВ-М при повторном направлении формируется новым документом, содержащим все сведения в полном объеме, а не в виде исправлений только недостающей части, для направления дополняющих ранее принятые ПФР (без замечаний) сведений за указанные отчетные периоды форм, Институтом были отменены предыдущие (исходные) формы.
Иной механизм подачи "уточненных" форм в "КонтурЭкстерн" отсутствует, в инструкции к пользованию программой отправки отчетов каких-либо сведений о запрете отменять ранее направленные формы перед направлением дополняющих (уточняющих), не содержится.
Пенсионный орган не отрицает, что первоначальные формы СЗВ-М были направлены Институтом в установленный законом срок и приняты ОПФР без каких-либо замечаний об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях установленным формам и форматам.
Отмена исходных форм СЗВ-М не отменяет своевременность их первоначальной подачи, а также самостоятельного выявления и исправления ошибок Институтом.
Вместе с тем, ссылаясь на абз. 4. п. 40 Инструкции Пенсионный фонд игнорирует наличие как установленного этой же Инструкцией порядка контроля за полнотой и достоверностью предоставления сведений, так и абзаца 3 того же пункта 40 Инструкции.
С учетом конкретных обстоятельств дела, в данном случае, судом первой инстанции правомерно применен абз. 3 п. 40 Инструкции, в соответствии с которым при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ и представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может лишать Общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах. Общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2021 по делу N А56-40959/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40959/2021
Истец: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы"
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ