г. Москва |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А40-27812/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поташовой Ж.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "РУЗХИММАШ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-27812/21 (131-234)
по иску АО "СГ-Транс" (ИНН 7740000100, ОГРН 1047740000021)
к АО "Рузхиммаш" (ИНН 1324015626, ОГРН 1021300927845)
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "СГ-Транс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "Рузхиммаш" о взыскании убытков в размере 31 124,46 руб.
Решением суда от 25.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения арбитражного суда по данному делу, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.07.2013 между сторонами заключен договор поставки N 11/198/13, в соответствии с которым Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить новые, не находящиеся в эксплуатации грузовые железнодорожные вагоны-цистерны модели 15-1209 для перевозки сжиженных углеводородных газов производства ОАО "Рузхиммаш", в комплектации с эластомерными поглощающими аппаратами класса Т-3, запорно-предохранительной арматурой - краном шаровым угловым КПЛВ 491815.026-02, клапаном предохранительным КПЛВ 494145.003-01, с установкой новых не бывших в эксплуатации номерных литых деталей производства ООО "Промтактор-Промлит" 2013 года изготовления. Изготовителем товара является Поставщик.
Согласно Акту приема-передачи от 29.11.2013 к Договору поставки N 11/198/13 от 22.07.2013 вагон-цистерна N 77378693 (заводской номер 1209-33881) с установленным на нем поглощающим аппаратом 73ZWy2 N14246 (завод-изготовитель ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" (клеймо 1415), год изготовления - 2013) был передан Покупателю и допущен к эксплуатации на железных дорогах.
В соответствии с п. 3.1.2 Договора поставки, Поставщик обязан предоставить гарантийный срок на Товар в соответствии с действующими техническими условиями на Товар.
Пунктом 5.2 Договора поставки предусмотрено, что гарантийный срок и условия выполнения Поставщиком обязательств на Товар устанавливаются в соответствии с техническими условиями (далее - ТУ) и исчисляются с даты поставки Товара в соответствии с п. 4.5. настоящего Договора при условии соблюдения Покупателем правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта Товара в соответствии с предоставленной документацией.
Согласно Приложению N 7 к "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденной распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 28.12.2010 N2745р, срок гарантии завода-изготовителя ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" на поглощающий аппарат 73ZWy2 N1415- 14246-2013 составляет 8 лет после изготовления.
В период действия гарантийного срока эксплуатационным вагонным депо ОАО РЖД" вышеуказанный вагон-цистерна был отцеплен в текущий отцепочный ремонт по технологической неисправности: вагон N 77378693 был отцеплен 06.07.2020 по причине технологической неисправности "Суммарный зазор между передним упором и упорной плитой и между задним упором и корпусом ЭПА более 5 мм" (код 352 Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05).
Отцепка вагона произведена в целях обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса РФ 21.12.2010 N 286.
В соответствии с п.5.4. Договора поставки при обнаружении Покупателем в период гарантийного срока эксплуатации несоответствия Товара качеству, требованиям ТУ и конструкторской документации, а также отказов и неисправностей Товара, Покупатель телеграммой вызывает представителя Поставщика для составления акта-рекламации. Вызов направляется Поставщику в течение 3 (трех) рабочих дней с даты обнаружения недостатков Товара.
Во исполнение п.5.4. Договора поставки АО "СГ-транс" 07.07.2020 в адрес АО "Рузхиммаш" направило уведомление об организации расследования N 1937.
Факт получения данного уведомления подтверждается письмом АО "Рузхиммаш" N 4.3.1/5414 от 08.07.2020.
Согласно Акту-рекламации N 274 от 08.07.2020 при комиссионном осмотре выявлено поглощающий аппарат 73ZWy2 N1415-14246-2013 - потеря упругих свойств, течь эластомерной массы. Нарушение ТУ 0136-002-11010050-96 при изготовлении поглощающего аппарата.
Для устранения дефектов вагон N 77378693 был отремонтирован в ВЧДР Челябинск АО "ВРК-2".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона N 77378693 согласно акту о выполненных работах N 4280 от 08.07.2020 составила 26 870,11 руб. без учета НДС. В том числе стоимость текущего отцепочного ремонта по вине АО "Рузхиммаш" составила 7 072,28 руб. без учета НДС.
АО "СГ-Транс" оплатило выполненные работы, что подтверждается платежным поручением N 1744 от 16.09.2020.
Таким образом, АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 7 072,28 руб. без учета НДС, вследствие поставки АО "Рузхиммаш" товара ненадлежащего качества по Договору поставки N 11/198/13 от 22.07.2013.
22.07.2013 между сторонами заключен договор поставки N 11/198/13, в соответствии с которым Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить новые, не находящиеся в эксплуатации грузовые железнодорожные вагоны- цистерны модели 15-1209 для перевозки сжиженных углеводородных газов производства АО "Рузхиммаш", в дальнейшем именуемые Товар, в комплектации с эластомерными поглощающими аппаратами класса Т-3, запорно-предохранительной арматурой - краном шаровым угловым КПЛВ 491815.026-02, клапаном предохранительным КПЛВ 494145.003-01, с установкой новых не бывших в эксплуатации номерных литых деталей производства ООО "Промтактор-Промлит" 2013 года изготовления. Изготовителем товара является Поставщик.
Согласно Акту приема-передачи от 30.09.2013 к договору поставки от 22.07.2013 железнодорожный вагон-цистерна N 77322899 (заводской N 1209-33134) с установленным на нем поглощающим аппаратом N АПЭ-120-И N 2474 кл. 1416/13г. был передан в адрес покупателя и допущен к эксплуатации на железных дорогах (строка N 14 в акте передачи).
В соответствии с п. 4.5. Договора датой фактической поставки партии Товара считается дата календарного штемпеля станции грузоотправителя на железнодорожной квитанции, подтверждающей прием Товара к перевозке.
09.12.2019 на станции Осенцы Свердловской ж.д. в ВЧДэ-17 Пермь-Сортировочный Свердловской ж.д. отцеплен в текущий ремонт вагон-цистерна N 77479699 по причине технологической неисправности "Суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм" (код 352) Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05).
Отцепка вагона произведена, в целях обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса РФ 21.12.2010 N 286.
Актом-рекламацией N 267 от 17.02.2020 установлено, что при комиссионном осмотре поглощающего аппарата N АПЭ-120-И N2474 кл. 1416/13г. выявлена потеря упругих свойств аппарата из-за протечки эластомерной массы через уплотнения в районе штока, что послужило образованию суммарного зазора между передним упором и аппаратом и упорной плитой и задним упором и аппаратом более 5 мм. на автосцепном оборудовании, ударной розетке следов повреждения, ударов не обнаружено. Выход из строя поглощающего аппарата в период гарантийного срока эксплуатации. Нарушение приложения N 7 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорого 2010 г.
Виновником признан завод-изготовитель детали ОАО "Авиаагрегат".
Факт выявления дефекта, проведения текущего отцепочного ремонта вагона- цистерны N 77322899 в ВЧДэ-17 Пермь-Сортировочный, подтверждается документами: Актом- рекламацией N 17.02.2020, первичным актом от 09.12.2019, фотоматериалами, письмом N10.12.2019 о вызове представителя АО "Рузхиммаш", актом браковки от 17.02.2020, уведомлением на ремонт вагона N811 от 10.12.2020 (форма ВУ- 23-М), уведомлением о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта N179 от 17.02.2020 (форма ВУ-36-М), дефектной ведомостью от 17.02.2020, расчетно-дефектной ведомостью от 17.02.2020.
Для устранения дефекта вагон-цистерна N 77322899 был отремонтирован 17.02.2020 в ВЧДэ-17 Пермь-Сортировочный Свердловской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" на основании договора N ТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015.
В соответствии с актом выполненных работ N 4096/29 от 17.02.2020, счет-фактурой N 1895319/02002849/0845 г., стоимость текущего отцепочного ремонта вагона- цистерны N 77322899 составила 8 640,18 руб. без учета НДС, которая оплачена платежным поручением N 152 от 31.01.2020.
Сумма, являющая неотъемлемой частью устранения гарантийной неисправности вагона-цистерны N 77322899 составляет 8 640,18 руб.
Согласно Приложению N 7 к "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2010 N2745р, срок гарантии завода-изготовителя на поглощающие аппараты АПЭ- 120-И составляет 8 (восемь) лет после изготовления.
Согласно п. 3.1.4 Договора поставки, Поставщик обязан устранить за свой счет в период гарантийного срока неисправности и дефекты Товара, в том числе являющиеся следствием несоответствия Товара действующей документации на момент поставки Товара, которые не позволяют продолжить исправную работу Товара при условии соблюдения Покупателем правил эксплуатации и технического обслуживания Товара в соответствии с прилагаемой эксплуатационной документацией.
Между сторонами 26.04.2013 заключен договор поставки N 12/110/13, согласно которому Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить новые, не находящиеся в эксплуатации грузовые железнодорожные вагоны-цистерны модели 15-1209 для перевозки сжиженных углеводородных газов производства ОАО "Рузхиммаш", в дальнейшем именуемые Товар, в комплектации с эластомерными поглощающими аппаратами класса Т-3, запорно-предохранительной арматурой - краном шаровым угловым КПЛВ 491815.026-02, клапаном предохранительным КПЛВ 494145.003-01. Изготовителем товара является Поставщик.
Согласно Акту приема-передачи от 31.05.2013 к Договору поставки N 12/110/13 от 26.04.2013 вагон-цистерна N 2 76665181 (заводской номер 1209-31940) с установленным на нем поглощающим аппаратом 73ZWy N 15682 (завод-изготовитель ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" (клеймо 1415), год изготовления - 2013) был передан Покупателю и допущен к эксплуатации на железных дорогах.
В соответствии с п. 3.1.2 Договора поставки, Поставщик обязан предоставить гарантийный срок на Товар в соответствии с действующими техническими условиями на Товар.
Пунктом 5.2 Договора поставки предусмотрено, что гарантийный срок и условия выполнения Поставщиком обязательств на Товар устанавливаются в соответствии с техническими условиями (далее - ТУ) и исчисляются с даты поставки Товара в соответствии с п. 4.5. настоящего Договора при условии соблюдения Покупателем правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта Товара в соответствии с предоставленной документацией.
Согласно Приложению N 7 к "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденной распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 28.12.2010 N2745р, срок гарантии завода-изготовителя ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" на поглощающий аппарат 73ZWy N1415-15682-2013 составляет 8 лет после изготовления.
В период действия гарантийного срока эксплуатационным вагонным депо ОАО РЖД" вышеуказанный вагон-цистерна был отцеплен в текущий отцепочный ремонт по технологической неисправности: вагон N 76665181 был отцеплен 29.09.2020 по причине технологической неисправности "Суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм" (код 352 Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05).
Отцепка вагона произведена в целях обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса РФ 21.12.2010 N 286.
В соответствии с п.5.4. Договора поставки при обнаружении Покупателем в период гарантийного срока эксплуатации несоответствия Товара качеству, требованиям ТУ и конструкторской документации, а также отказов и неисправностей Товара, Покупатель телеграммой вызывает представителя Поставщика для составления акта-рекламации. Вызов направляется Поставщику в течение 3 (трех) рабочих дней с даты обнаружения недостатков Товара.
Во исполнение п.5.4. Договора поставки АО "СГ-транс" 30.09.2020 в адрес АО "Рузхиммаш" направило уведомление об организации расследования N 1527.
Согласно Акту-рекламации N 2284 от 12.10.2020 заключение комиссии о причинах появления дефектов: суммарный зазор между упорной плитой, задним упором и аппаратом 73ZWy N 15682, изготовленном ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" в 2013 году более 5 мм, наличие на деталях вытекающей эластомерной массы. Поглощающий аппарат не выдержал гарантийного срока эксплуатации. Нарушение ТУ 0136-002-11010050-96.
Для устранения дефектов вагон N 76665181 был отремонтирован в ООО "Вагонное депо Тюмень".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона N 76665181 согласно акту о выполненных работах N 000У-001179 от 12.10.2020 составила 51 159 руб. без учета НДС. В том числе стоимость текущего отцепочного ремонта по вине АО "Рузхиммаш" составила 15 412 руб. без учета НДС.
АО "СГ-транс" оплатило выполненные работы, что подтверждается платежным поручением N 2178 от 10.11.2020.
Таким образом, АО "СГ-Транс" понесло убытки в сумме 15 412 руб. без учета НДС, вследствие поставки АО "Рузхиммаш" товара ненадлежащего качества по Договору поставки N 12/110/13 от 26.04.2013.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. При этом ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между наступившим вредом и противоправностью поведения; г) вину причинителя вреда.
В соответствии с условиями договора Истцом были направлены претензии с предложением возместить расходы по текущему ремонту вагонов, возникшие вследствие некачественного выполнения работ при деповском ремонте, однако претензии остались без удовлетворения.
Общая сумма убытков составляет 31 124,46 руб.
Поскольку Ответчик добровольно не удовлетворил требования Истца по возмещению убытков, связанных с устранением дефектов, явившихся следствием некачественно произведенного Ответчиком ремонта Вагона, доказательств обратного суду не представил, суд первой инстанции правомерно признал требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о ненадлежащем уведомлении, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п. 5.4 договоров поставки N 11/198/13 от 22.07.2013 и N 12/110/13 от 26.04.2013, заключенных между сторонами, при обнаружении Покупателем в период гарантийного срока эксплуатации несоответствия Товара качеству, требованиям ТУ и конструкторской документации, а также отказов и неисправностей Товара, Покупатель вызывает представителя Поставщика для составления Акта-рекламации.
В материалы дела Истец предоставил уведомления об отцепке спорных вагонов, а именно: по вагону 77378693 - N 1937 от 07.07.2020, по вагону 77479699-N 2029 от 10.12.2019, по вагону 76665181 - N 1527 от 30.09.2020, направленные Ответчику, с предложением направить своего представителя для расследования причин отцепки вагонов и составления актов-рекламации.
Таким образом, Ответчик был уведомлен об отцепке вагонов, поставленного им по договору купли-продажи, а заводы-изготовители уведомлены о неисправности поглощающих аппаратов телеграммой ОАО "РЖД".
Истец не мог отправить оригиналы рекламационных документов ранее, чем указанная отцепка была оформлена в виде претензии.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ответственность за отцепку вагонов в гарантийный период несет депо, проводившее последний плановый ремонт АО "ВРК-2", ООО "НВК", АО "ВРК-3", так как в заключениях комиссии ОАО "РЖД" была сделана ссылка на нарушение Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства. По мнению Ответчика именно эту Инструкцию нарушило депо Вагоноремонтные компании при проведении плановых ремонтов.
Указанные доводы подлежат отклонению, исходя из следующего.
Требования "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2010 N 2745р., не только содержат требования к проведению ремонтов и обслуживания автосцепок и поглощающих аппаратов в депо, но и предусматривают такой важный момент, как гарантия завода-изготовителя деталей.
Согласно п. 5.3. Инструкцией при осмотре и проверке таких узлов и деталей, как автосцепка и поглощающие аппараты, следует обращать внимание на гарантийные сроки, установленные в ТУ заводов-изготовителей.
Согласно Приложению N 7 к "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2010 N 2745р., срок гарантии завода-изготовителя на поглощающие аппараты составляет 8 лет после изготовления.
Из актов-рекламации следует, что поглощающие аппараты изготовлены в 2013 году. Учитывая, что вагоны отцеплены в ремонт в связи с неисправностью в 2019-2020 году, правомерно полагать, что неисправности поглощающих аппаратов спорных вагонов возникли в период гарантийного срока и виновным в неисправности лицом является ответчик, следовательно, причинно-следственная связь между действиями ответчика по продаже некачественного товара, причинением истцу убытков в связи с выходом из строя товара, доказана.
Если бы причиной неисправности поглощающего аппарата, было нарушение "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2010 N 2745р со стороны депо последнего планового ремонта и гарантия завода-изготовителя в 8 лет была бы выдержана, то виновник в Акте-рекламации был указан не завод - изготовитель.
При проведении вагону плановых ремонтов вагоноремонтные компании выявляют необходимые вагону виды ремонта и осуществляют ремонт и замену узлов и деталей за исключением тех узлов и деталей, в отношении которых имеются гарантийные обязательства другого лица - завода-изготовителя.
Согласно Руководящим документам, договорам на плановые виды ремонта ремонтные компании несут ответственность за выполненные работы по договорам, то есть, за качественный ремонт (качество ремонта), а не за качество изготовления деталей грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 2.6 РД 32 ЦВ-056-97 ТОР грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными.
Согласно РД по деповскому ремонту (п.5 "Ремонт автосцепного устройства") ремонт ЭПА производится в соответствии с требованиями Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства: при плановых видах ремонта ремонтным депо производится лишь регламентный осмотр ЭПА (п. 1.6). А при условии замены ЭПА в процессе ремонта действия депо регламентированы пунктом 2.8.7 Инструкции, допускающей такую установку.
Следовательно, специфика обращения данной детали заключается в том, что ремонт снятых аппаратов производится на заводе-изготовителе или специализированном ремонтном центре (п.2.2.26) изготовителя.
Таким образом, под вагоны собственника, может быть установлен только аппарат, признанный годным к эксплуатации самим заводом-изготовителем, за недостатки которого иные подрядчики, выполняющие плановые ремонтные работы на вагонах, ответственности не несут.
Сотрудники депо последнего планового ремонта не имели право на проведение ремонта поглощающего аппарата и согласно "Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства" забракованному аппарату проводился только регламентный осмотр.
Вопреки доводам жалобы, вина ответчика, факт и размер убытков истца, причинно-следственная связь между действиями ответчика и причинёнными истцу убытками подтверждена документально.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2021 по делу N А40-27812/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27812/2021
Истец: АО "СГ-ТРАНС"
Ответчик: АО "РУЗАЕВСКИЙ ЗАВОД ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"