г. Владимир |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А39-12693/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06 мая 2021 года по делу N А39-12693/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоВолгастрой" (ОГРН 11463224010513, ИНН 6324056090) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области о признании незаконным и отмене предписания от 10.04.2020 N 09-01 и акта проверки от 10.04.2020 N 238, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Дубровки", Мещериной Нины Ивановны, Антропова Виктора Николаевича, Антропова Николая Николаевича, Антропова Александра Николаевича, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоВолгастрой" (далее - заявитель, общество, ООО "АвтоВолгастрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее - ответчик, Управление Россельхознадзора, административный орган,) о признании незаконным и отмене предписания от 10.04.2020 N 09-01 и акта проверки от 10.04.2020 N238.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дубровки", Мещерина Нина Ивановна, Антропов Виктор Николаевич, Антропов Николай Николаевич, Антропов Александр Николаевич, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федеральное дорожное агентство (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06 мая 2021 года суд признал незаконным предписание Управления Россельхознадзора об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 10.04.2020 N 09-01, взыскал с Управления Россельхознадзора в пользу ООО "АвтоВолгастрой" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей. В части требований ООО "АвтоВолгастрой" о признании незаконным и отмене акта проверки от 10.04.2020 N238 производство по делу судом прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконным предписания от 10.04.2020 N 09-01, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.05.2021 г. по делу NА39 - 12693/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление Россельхознадзора считает, что судом не учтены нормы Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 8 июля 2019 г. N 662, поскольку срок исполнения предписания N09-01 от 10.04.2020 г. подлежал продлению Управлением (имевшим в распоряжении проект рекультивации земель) на основании п. 139 Административного регламента до окончания работ по рекультивации нарушенных земель.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "АвтоВолгастрой" просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, указывая, что апелляционная жалоба Управления Россельхознадзора не содержит доводы, на основании которых судебный акт подлежит отмене по основаниям ст.270 АПК РФ. Судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права влекущих безусловную отмену судебного акта.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда в обжалуемой части, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 05.02.2020 по результатам планового (рейдового) осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434, 58:02:0140103:141, расположенных в границах кадастрового квартала 58:02:0120101, 58:02:0140103, 58:02:0030101, Спасского района Пензенской области, должностными лицами Управления Россельхознадзора были выявлены нарушения в использовании названных участков, был составлен акт планового (рейдового) осмотра обследования N 6, в котором указано, что на части земельного участка 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434 проводятся строительные работы, связанные со снятием и перемещением верхнего плодородного слоя почвы, на указанных площадях ведется строительство полотна автодороги. Снятый и перемещенный верхний плодородный слой (частично перемешанный с низлежащими горизонтами (глиной) складируется по границам полосы отвода, ширина которой составляет 150 метров. На данной площади не выполняются установленные требования обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
К акту рейдового осмотра N 6 от 05.02.2020 приложена фототаблица.
Также составлен акт планового (рейдового) осмотра обследования N 7 от 05.02.2020 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:02:0140103:141, согласно которому на данном земельном участке проводятся строительные работы, связанные со снятием и перемещением верхнего плодородного слоя почвы На указанных площадях ведется строительство полотна автодороги. Снятый и перемещенный верхний плодородный слой (частично перемешанный с низлежащими горизонтами (глиной) складируется по границам полосы отвода, ширина которой составляет 150 метров. На части данной площади расположен строительный городок, складируются инертные строительные материалы (щебень, смесь строительного песка и щебня, металлические и бетонные конструкции). Часть площади, освобожденной от верхнего плодородного слоя почвы (площадью примерно 10000 м.кв.) перекрыта щебневой подушкой. На данной площади не выполняются установленные требования обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
К акту рейдового осмотра N 7 от 05.02.2020 приложена фототаблица.
Распоряжением руководителя Россельхознадзора N 238 от 27.02.2020 в рамках государственного земельного контроля (надзора) была назначена внеплановая выездная проверка ООО "АвтоВолгастрой" по факту проведения работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434, 58:02:0140103:141 без согласования проекта рекультивации нарушенных земель с правообладателями земельных участков, складирования строительных материалов на земельном участке с кадастровым номером 58:02:0140103:141, перекрытия щебнем части указанного земельного участка, освобожденной от верхнего плодородного слоя почвы на площади 10000 кв.м.
Решение направлено почтовой связью и вручено ООО "АвтоВолгастрой" 11.03.2020, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления, приложенного к материалам дела.
Проведение проверки было согласовано с Прокуратурой Пензенской области (решение N 7-27/169-2020 от 28.02.2020).
Согласно протоколу осмотра от 16.03.2020, составленного должностными лицами Россельхознадзора было установлено, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434, 58:02:0140103:141 без согласования проекта рекультивации нарушенных земель с правообладателями земельных участков ведется строительство полотна автодороги, проводятся земляные работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы. На земельном участке с кадастровым номером 58:02:0140103:141 расположен строительный городок, складируются инертные строительные материалы: щебень, смесь строительного песка и щебня, металлические и бетонные конструкции. При этом соответствующего разрешения от правообладателей участков, проект рекультивации при осмотрен не предоставлены.
К протоколу осмотра приложена фототаблица.
Выявленные нарушения были зафиксированы должностными лицами Россельхознадзора в акте проверки N 238 от 10.04.2020.
По результатам проверки должностными лицами Управления Россельхознадзора в отношении ООО "АвтоВолгастрой" 10.04.2020 был составлен протокол об административном правонарушении N 09-006.
ООО "АвтоВолгастрой" также было выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 10.04.2020 N 09-01, которым ООО "АвтоВолгастрой" предписано в срок до 01.11.2020 провести рекультивацию нарушенных земель с/х назначения в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
Не согласившись с вынесенным предписанием и актом проверки ООО "АвтоВолгастрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Заявленные требования мотивированы тем, что предписание может быть выдано только в случае проведения мероприятий по контролю предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ), однако в отношении общества такая проверка не проводилась, акт не направлялся, обследование спорных земельных участков проводилось без участия представителя общества. При этом на земельные участки с/х назначения с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434, 58:02:0140103:141 имеются проекты рекультивации, согласованные с правообладателями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что учитывая, что работы по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, не завершены, принимая во внимание установленные проектами сроки рекультивации, изложенное в оспариваемом предписании требование о проведении рекультивации спорных земельных участков в соответствии с проектом рекультивации в срок до 01.11.2020, представляется неисполнимым. По этой причине выданное заявителю предписание, возможность законного исполнения которого предварительно не определена, не отвечает требованию реальной исполнимости способами, не противоречащими закону. Следует признать, что предписание, однозначно установить способ исполнения которого не представляется возможным, не является законным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции обоснованно счел возможным признать уважительными причины пропуска заявителем срока на подачу рассматриваемого заявления, удовлетворив, ходатайство заявителя и восстановил пропущенный им процессуальный срок на обращение в арбитражный суд. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктами 1, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе других функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), осуществляет государственный земельный контроль (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Порядок осуществления государственного земельного контроля, в том числе службой Россельхознадзора установлен Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1.
Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном контроле Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В соответствии с пунктом 12 названного Положения сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
В рассматриваемом случае, на основании пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ Управлением Россельхознадзора составлены акты планового (рейдового) осмотра обследования N 6, N 7.
В случае, если при проведении планового (рейдового) осмотра было выявлено нарушение установленных законом требований, должностное лицо обязано довести до сведения руководителя информацию о выявленных нарушениях (часть 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля.
Основания, порядок проведения, порядок согласования внеплановой проверки установлен статьей 10 Закона N 294-ФЗ.
Исходя из изложенного, поскольку при проведении рейдового осмотра были установлены нарушения в использовании указанных земельных участков, соответственно, у Управления Россельхознадзора имелись законные основания для проведения внеплановой проверки в отношении ООО "АвтоВолгастрой".
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В рассматриваемом случае, по результатам проверки Управление Россельхознадзора выдало ООО "АвтоВолгастрой" предписание от 10.04.2020 года N 09-01 о необходимости в срок до 01.11.2020 провести рекультивацию земельных участков с/х назначения с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434, 58:02:0140103:141 в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер.
Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
При этом критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для организации в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности, административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Соответственно, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности. Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Исследовав и оценив оспариваемое предписание Управления Росприроднадзора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно не соответствует указанным выше требованиям, поскольку оно не содержит норм права, которые были нарушены, перечня конкретных действий, которые заявитель должен совершить в установленный в нем срок и не отвечает критерию исполнимости.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила) установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, который в равной мере распространяются на земли и земельные участки, а также устанавливает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).
Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 Правил.
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 15 Правил).
Согласно пункту 24 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти: а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Согласование проектов рекультивации земель с Россельхознадзором Правилами не предусмотрено.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, между Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства (Заказчик) и ООО "АвтоВолгастрой" (Подрядчик) 27.05.2019 заключен государственный контракт N 5/5-19, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик принимает на себя обязательства по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 466 - км 487 в обход г.Спасск, Пензенская область, в соответствии с проектной документацией, утвержденной Распоряжением Росавтодора N 1348-р от 14.07.2014, а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно пункту 5.1 контракта календарные сроки выполнения работ по объекту определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ: начало выполнения работ: с даты заключения государственного контракта, окончание: 31 октября 2024 года.
Рекультивация земель на вышеуказанных участках Спасского района Пензенской области проводится в рамках контракта от 27.05.2019 N 5/5-19 "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань -Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 466- км 487 в обход г. Спасск, Пензенская область".
Судом установлено, что на земельные участки с/х назначения с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0120101:434, 58:02:0140103:141 имеются проекты рекультивации, согласованные с правообладателями в 2019, 2020 гг.
При этом согласно проекту рекультивации земель на участке с кадастровым номером 58:02:0120101:434 предусмотрено проведение работ по биологической рекультивации нарушенных земель сроком на 3 года до 2023 года включительно.
Согласно проекту рекультивации земель на участках с кадастровыми номерами 58:02:0120101:149, 58:02:0120101:284, 58:02:0120101:288, 58:02:0140103:141 работы по рекультивации земель ведутся на протяжении всего срока строительства, составляющего 5 лет, по мере производства работ на захватках.
Таким образом, указанными проектами предусмотрено проведение работ по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, при этом неосуществление предусмотренных работ по проведению рекультивации в установленные сроки, причинение какого-либо вреда окружающей природной среде административным органом не установлено.
Указанные обстоятельства ответчиком опровергнуты не были.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, учитывая, что работы по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, не завершены, принимая во внимание установленные проектами сроки рекультивации, изложенное в оспариваемом предписании требование о проведении рекультивации спорных земельных участков в соответствии с проектом рекультивации в срок до 01.11.2020, представляется неисполнимым.
По этой причине выданное заявителю предписание, возможность законного исполнения которого предварительно не определена, не отвечает требованию реальной исполнимости способами, не противоречащими закону.
В силу указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно признал, что предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 10.04.2020 N 09-01 не соответствует закону.
Предписание, однозначно установить способ исполнения которого не представляется возможным, не является законным. В связи с неясностью, неисполнимостью предписания для общества существовал реальный риск его неисполнения, исполнения за рамками отведенного срока или способом, который впоследствии мог бы быть признан Управлением Росприроднадзора ненадлежащим, за что в свою очередь административным законодательством предусмотрена ответственность, в том числе в виде применения к нарушителю штрафных санкций.
Таким образом, неисполнение незаконного требования ответчика могло повлечь негативные административные и финансовые последствия.
Следовательно, выдав в адрес ООО "АвтоВолгастрой" оспариваемое предписание, надзорный орган нарушил права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылки Управления Россельхознадзора на положения п. 139 Административного регламента, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права. Возможность продления срока исполнения предписания N 09-01 от 10.04.2020 г. в соответствии с проектом рекультивации земель до окончания работ по рекультивации нарушенных земель, не свидетельствует о законности и исполнимости предписания со сроком исполнения до 01.11.2020.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм права.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение в оспариваемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06 мая 2021 года по делу N А39-12693/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-12693/2020
Истец: ООО "АвтоВолгастрой", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области
Третье лицо: Антропов Александр Николаевич, Антропов Виктор Николаевич, Антропов Николай Николаевич, Мещерина Нина Ивановна, ООО "Дубровки", Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" "Федерального Дорожного Агенства"