г. Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А40-36133/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-36133/21
по заявлению ООО "РОСТРОЙИНВЕСТ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным решение от 19.11.2020 г.
при участии:
от заявителя: |
Голубева Е.С. по доверенности от 18.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РОСТРОЙИНВЕСТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением(с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, которое судом удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ) в котором просит признать недействительным (незаконным) решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе государственного кадастрового учета от 19.11.2020 N КУВД-001/2020-11310880/2, принятое по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете, о государственном кадастрового учете и государственной регистрации прав от 11.08.2020 N MFC-0558/2020-196879-1 (КУВД-001/2020-11310880) и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РоСтройИнвест" путем государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: 121059, г. Москва, Бережковская набережная, д. 20А кадастровый номер 77:07:0007006:3256.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.21 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель заявителя, Управления в заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои доводы и воражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела 11.08.2020 Заявитель, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0007006:3256, расположенного по адресу: 121059, г. Москва, Бережковская наб., д. 20-А (далее - Объект недвижимости), обратился через Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения ЮАО с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 11.08.2020 N MFC-0558/2020-196879-1 (КУВД-001/2020-11310880). К заявлению был приложен технический план от 06.08.2020 N б/н, подготовленный кадастровым инженером Кораблиным Алексеем Федоровичем (СНИЛС 127-947-651 03) (далее - Технический план). Технический план подготовлен в связи с изменением сведений о местоположении Объекта недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007006:50, принадлежащего Заявителю на праве собственности, изменением введений о площади, планах и количестве этажей Объекта недвижимости в результате выполненных работ по перепланировке.
Согласно уведомлению от 19.08.2020 N КУВД-001/2020-11310880/1 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета. Основанием для приостановления явилось отсутствие в проекте перепланировки и техническом заключении, включенных в Технический план, отметок об их согласовании компетентными органами; отсутствие согласования ремонта фасадов Объекта недвижимости с Москомархитектурой в соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы".
Не согласившись с принятым решением, 16.09.2020 ООО Компания "КОР" (ИНН 7721365459), работником которого является кадастровый инженер, подготовивший Технический план, обратилось в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве с заявлением об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета N 3107-РР/АП. (вх. N 77/20-876 от 17.09.2020). 30.09.2020 решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Москве N 930/2020 заявление об обжаловании решения о приостановлении отклонено.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 19.11.2020 N КУВД-001/2020-11310880/2 (далее - "Решение") Заявителю отказано в государственном кадастровом учете в отношении Объекта недвижимости в связи с истечением 19.11.2020 срока приостановления, указанного в уведомлении от 19.08.2020 N КУВД-001/2020-11310880/1 и не устранением приведенных в данном уведомлении причин препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета - нарушение пункта 7 части 1 статьи 26 Закона, а именно нарушение Приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 N 953:
- проект перепланировки, техническое заключение не содержит отметки о согласовании их соответствующими компетентными органами. Относительно изменения фасадов здания, сообщаем, что в соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города "Москвы" ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов сроки, установленные нормативами и договорами.
Уведомление получено представителем Заявителя по электронной почте 20.11.2020.
Заявитель с вынесенным Решением не согласен. Решение Управления Росреестра по Москве не соответствует закону и создает препятствия для осуществления Заявителем предпринимательской деятельности. Основным видом деятельности Заявителя является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.2.). Объект недвижимости используется в предпринимательской деятельности Заявителя. Кадастровый учет Объекта недвижимости необходим, в том числе, для дальнейшего осуществления государственной регистрации долгосрочного договора аренды Объекта недвижимости, заключенного Заявителем с третьим лицом.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с пп. 1.7. п. 1 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление Правительства Москвы N 432-ПП) выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и(или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в Приложении N 2 к Постановлению Правительства Москвы N 432-ПП не требуют разрешения на строительство.
Согласно п. п. 2.11 - 2.13 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Москвы N 432-ПП к таким видам работ относятся, в том числе, заделка проемов в несущих стенах, перегородках, перекрытиях, создание ликвидация, изменение формы оконных проемов во внешних ограждающих конструкциях без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства, создание и (или) изменение входных групп в подвальные или цокольные этажи или на первые этажи зданий общей площадью не более 10 кв. м без устройства фундамента и т.д. Производство указанных работ осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ (пункт 2.2. Постановления Правительства Москвы N 432-ПП).
Наличие положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ от проектной организации, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ, получено, и включено в состав Технического плана.
Таким образом, выполненные на Объекте недвижимости работы не требуют получения специальных разрешений. Проект перепланировки, техническое заключение в составе Технического плана оформлены надлежащим образом.
Закон города Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" устанавливает обязательства собственников, арендаторов, а также юридических лиц, имеющих здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - обязательства собственников зданий), по содержанию, реставрации и ремонту фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы.
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами.
Порядок проведения работ по ремонту фасадов регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 31.07.2007 г. N 651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений" (далее - Постановление N 651-ПП)
Согласно пункту 1.4. Приложения к Постановлению N 651-ПП содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений включают в себя:
- мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования) и текущий ремонт;
- капитальный ремонт или реставрацию фасадов (для памятников архитектуры и ценной исторической застройки). Указанные мероприятия должны проводиться с установленной периодичностью. Ремонт при аварийном состоянии фасадов должен выполняться незамедлительно при выявлении этого состояния (СП 13-102-2003, пп. 3, 7.6, 7.7).
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 2.15 части 2 Приложения к Постановлению N 651-ПП установлено, что изменение внешнего вида фасадов (пробивкой или заделкой оконных или дверных проемов, остекление с изменением формы окон, тональности стекол, рисунка переплетов, а также самовольное остекление балконов и лоджий) согласовываются в порядке, установленном Законом города Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы".
Ранее порядок согласования работ ремонту фасадов определялся Распоряжением Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 "О подготовке и оформлении проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений" (вместе с "Порядком подготовки и оформления проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, проведение которых в том числе связано с необходимостью незначительных изменений фасадов зданий"), а также Приказом Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675. В настоящее время, согласно Распоряжению Москомархитектуры N 793 от 25.12.2018 и Приказу Москомархитектуры N 872 от 12.10.2018, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы", Распоряжение Москомархитектуры от 17.07.2008 N 133 и Приказ Москомархитектуры от 28.03.2014 N 675 признаны утратившими силу.
Москомархитектура не осуществляет согласование данной проектной документации до утверждения соответствующего порядка.
Положение о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП включает в полномочия Москомархитектуры работы по утверждению решений по изменению фасадов, а именно:
- подготовка и выдача паспортов колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве (п. 4.2.2.);
- подготовка и выдача свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства (п. 4.2.3.).
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.03.2012 N 114-ПП "О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве" паспорт колористического решения фасадов зданий выдается при определении (изменении) колористического (отделка и цвет фасада) решения фасада.
При выполнении работ на Объекте недвижимости колористическое решение фасада Объекта недвижимости не изменялось.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Москвы от 30.04.2013 N 284-ПП "Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве" застройщики, обеспечивающие строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства, осуществляют получение свидетельства об утверждении архитектурно- градостроительного решения объекта капитального строительства до проведения экспертизы проектной документации. Пункт 4 Положения об утверждении архитектурно- градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве (Приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2013 N 284-ПП) предусматривает обязательное утверждение архитектурно-градостроительных решений объектов в городе Москве при проведении указанных в подпунктах а), б) в) видов работ.
Виды работ на Объекте недвижимости, предусмотренные проектом, не соответствуют видам работ, установленным в п. 4 вышеуказанного Положения. Получение свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства не требовалось.
Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление) размещение объектов благоустройства территории, указанных в приложении 1 к настоящему постановлению, и выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, осуществляются с соблюдением действующих требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Москвы (в том числе требований технических регламентов, законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об особо охраняемых природных территориях), в том числе в части разработки проектной документации с учетом заключения, указанного в пункте 2.2 настоящего постановления, ее согласования, получения соответствующих разрешений, включая оформление ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок в установленном порядке.
Приложение N 2 Постановления содержит виды работ, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
На Объекте недвижимости в отношении фасадов были выполнены следующие виды работ:
- на этажах 1-4 - создание/ликвидация оконных проемов;
- на этаже 1 - изменение входной группы (изменена конфигурация лестницы).
Технический план от 06.08.2020 на электронном носителе прилагается.
Указанные виды работ, содержатся в п. 3.12 - 3.14 Приложения N 2 Постановления, следовательно, при их выполнении не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с п. 2.2. Постановления производство работ, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Работы были выполнены на основании Проектной документации и Технического заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций, подготовленных ООО "Моспроекткомплекс". ООО "Моспроекткомплекс" состоит в государственном реестре саморегулируемых организаций, регистрационный номер СРО N П-019-7715437017, что подтверждается Выпиской от 16.01.2020 N 368 (выписка включена в состав Проекта и ТЗК, листы 49-50 и листы 43-44 соответственно).
Таким образом, документами, свидетельствующими о законности и согласованности выполненных работ по перепланировки, в соответствии Постановлением являются проект и техническое заключение, выданные уполномоченной организацией, имеющей допуск на изготовление проектной документации и предоставленные уполномоченному лицу в составе технического плана от 06.08.2020.
Таким образом, выполненные на Объекте недвижимости работы не могут быть отнесены к работам по ремонту фасада, в связи с чем ссылка заинтересованного лица на ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории г. Москвы" является необоснованной.
Как указано выше, документами, свидетельствующими о законности и согласованности выполненных работ по перепланировке в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 432-ПП являются проект и техническое заключение, выданные уполномоченной организацией, имеющей допуск на изготовление проектной документации. Указанные документы были предоставлены в Управление в составе технического плана для осуществления государственного кадастрового учета.
Решение Управления Росреестра по Москве также не содержит ссылки на конкретные нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов и их содержание, которые бы регулировали порядок получения согласования на ремонт фасадов зданий с Москомархитектурой, что не соответствует требованиям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Таким образом, требование Управления Росреестра по Москве о согласовании ремонта фасадов Объекта недвижимости, изложенных в проектной документации и техническом плане, с Москомархитектурой не соответствует действующим нормативно-правовым актам и противоречит установленному порядку подготовки проектной документации в городе Москве.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами заявителя об отсутствии правовых оснований для отказа в государственной регистрации.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Между тем, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Учитывая изложенное, Обществом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что избранный судом способ приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-36133/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36133/2021
Истец: ООО "РОСТРОЙИНВЕСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ