г. Москва |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А40-69220/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "КФС-ТРАНС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2021 принятое в порядке упрощенного производства делу N А40-69220/21,
по иску открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к акционерному обществу "КФС-ТРАНС" (ОГРН 1147746785890, ИНН 7709958212)
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд с иском к акционерному обществу "КФС-ТРАНС" о взыскании 211 741 руб. 33 коп. задолженности по договору на проведение текущего отцепочного ремонта вагонов от 10.08.2020 г. N ТОР-ЦДИЦВ/126, из них 209 331 руб. долг, 2 410 руб. 33 коп. пени.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам с уведомлением сторон о принятии жалобы к производству.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) был заключен договор на проведение текущего отцепочного ремонта вагонов от 10.08.2020 г. N ТОР-ЦДИЦВ/126, в соответствии с которым заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик обязуется производить работы по текущему отцепочному ремонту (далее -ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании, согласно инструкции Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России 2 сентября 1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97.
17.10.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон N 52211786 по неисправности - тонкий гребень код 102. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 23.10.2020 г. произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом выполненных работ от 23.10.2020 г. N 000014 на сумму 48054,36 руб.
07.11.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон N 5560811 1 по неисправности - тонкий гребень код 102. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 10.11.2020 г. произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом выполненных работ от 10.11.2020 г. N 000020 на сумму 25035,96 руб.
10.11.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон N 53024642 по неисправности - тонкий гребень код 102. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 13.11.2020 г. произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом выполненных работ от 13.11.2020 г. N 000021 на сумму 25035,96 руб.
15.11.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон N 55357669 по неисправности - тонкий гребень код 102. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 17.11.2020 г. произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом выполненных работ от 17.11.2020 г. N 000022 на сумму 63601,56 руб.
17.11.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон N 55684427 по неисправности - тонкий гребень код 102. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 19.11.2020 г. произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом выполненных работ от 19.11.2020 г. N 000023 на сумму 47603,16 руб.
22.11.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон N 55600829 по неисправности - выщербина обода колеса код 107. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 25.11.2020 г. произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом выполненных работ от 25.11.2020 г. N 000026 на сумму 48054,36 руб.
Согласно пункту 4.1.1 договора подрядчик обязуется производить ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России 2 сентября 1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97 (далее - РД) и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части ТР-2 грузовых вагонов.
В соответствии с подпунктом 2.3.3 договора окончательный расчет за проведение ТР-2 грузовых вагонов в отчетном месяце производится заказчиком с учетом выплаченного авансового платежа на основании подписанных сторонами актов выполненных работ, счетов-фактур и иных документов, указанных в пункте 3.10 настоящего договора, в течение 5 рабочих дней с даты получения заказчиком указанных документов.
В связи с отклонением вагонов и отсутствием оплаты текущего отцепочного ремонта вагонов N N 52211786, 55608111, 53024642, 55357669. 55684427. 55600829 в настоящее время за АО "КФС-Транс" числится дебиторская задолженность в размере 209331 рубль (с учетом НДС).
Заказчик в системе электронного документооборота отклонил от оплаты стоимость ремонта вышеуказанных вагонов по причинам несогласия с проведенным средним ремонтом колесных пар.
Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу пункта 2 статьи 20 названного закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - ПТЭ), железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Ответственными за, исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Работниками железной дороги были забракованы спорные вагоны по неисправностям "тонкий гребень" (код 102), "выщербина обода колеса" (код 107).
Указанные действия по браковке вагонов соответствуют обязанности по контролю за технической пригодностью подаваемых под погрузку вагонов согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также п. 7 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 28.
Согласно пункту 21 приложения N 5 к ПТЭ не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
На основании пунктов 30, 32 приложения N 5 к ПТЭ техническое обслуживание и ремонт вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, депо и заводах, оснащенных диагностическими средствами. Работники пунктов технического обслуживания вагонов должны своевременно в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить техническое обслуживание и ремонт вагонов, обеспечивающий проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка.
Пунктом 31 приложения N 5 к ПТЭ установлено, что на железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности отремонтирован.
В соответствии с пунктами 2.12, 2.13 Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, утвержденным на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту Государств участников Содружества от 16-17 октября 2012 г. неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожные пути общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря. Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
При техническом обслуживании вагонов проверяется: наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; сроки ремонта, исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, климатической установки (для пунктов формирования и оборота), наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования; исправность рамы и кузова вагона. Работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов, должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов. Они несут ответственность за безопасное проследование вагонов в составах грузовых и пассажирских поездов в пределах гарантийного участка, установленного железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры.
Согласно пункту 1.4 договора основанием для отцепки вагона в текущий отцепочный ремонт являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (протокол 21-22 мая 2009 г. N 50).
Согласно пункту 1.3 Инструкции под текущим отцепочным ремонтом понимается, ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона с заменой или восстановлением отдельных составных частей, отцепкой от состава или группы вагонов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Перевозчик обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора подрядчик обязуется произвести текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями РД и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Требования РД являются обязательными при проведении ТР-2 грузовых вагонов железных дорог Российской Федерации колеи 1520 мм. Вагоны, не принадлежащие МПС России, допускаемые к обращению по железнодорожным путям общего пользования и подлежащие ТР-2, ремонтируются в соответствии с требованиями РД (пункт 1.1 РД).
Согласно пункту 2.4 РД при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Неисправности устранять в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологического процесса текущего отцепочного ремонта вагонов.
Таким образом, на момент проведения текущего отцепочного ремонта спорных грузовых вагонов ремонт колесных пар производился также в соответствии с положениями действующего РД.
Согласно пункту 3.2.1 Инструкции по техническому обслуживании вагонов в эксплуатации запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, колесные пары которых имеют износы или повреждение, в том числе, неисправность -неравномерный прокат по кругу катания, вертикальный подрез гребня, ползун на поверхности катания колеса, выщербина на поверхности катания колеса, толщина гребня, протертость средней части оси, следы контакта с электродом в любой части оси, сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси, местное уширение обода колеса., поверхностный откол наружной грани обода колеса, повреждение поверхности катания колеса, остроконечный накат, толщина обода.
Согласно РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 г. N 67 от 19.10.2017 г пунктом 12.5 средний ремонт колесным парам производится после крушений и аварий, после схода вагона с рельсов, при повреждении вагона, при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси, при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения на ней знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта, через два восстановления профиля поверхности катания колес обточкой колесных пар. при отрицательном результате входного вибродиагностического контроля, при демонтаже буксовых узлов с последующим ремонтом, при сдвиге буксового узла, при недопустимом нагреве буксового узла, при повреждении наружных колец, при выбросе смазки на диск.
При выбросе смазки с примесью металлических частиц, при наличии на поверхности катания колес колесных пар неравномерного проката, ползуна, навара.
Кроме того, первичные документы подтверждают проведение ОАО "РЖД" ТР-2 спорных грузовых вагонов в соответствии с условиями договора, требованиями РД и РД-1, Инструкции, технологическими процессами работы пунктов технического обслуживания и другими нормативными документами в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Также в перечне первичных документов, имеются акты, предоставленные ремонтными предприятиями АО "ВРК", обосновывающие проведение среднего ремонта колесных пар и помимо прочего, заказчик, отклоняя от оплаты спорные вагоны, не указывает, какие именно пункты Руководящего документа нарушены подрядчиком при браковке и ремонте спорных вагонов.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что каждый грузовой вагон при постановке в ТР-2 осматривается соответствующим должностным лицом подрядчика с участием представителя заказчика.
Согласно пункту 3.3 договора при отсутствии представителя заказчика при постановке грузового вагона в ТР-2 дефектная ведомость формы ВУ-22 составляется представителем подрядчика в одностороннем порядке. При этом заказчик выражает свое согласие на проведение подрядчиком работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов в объеме, определенном подрядчиком в дефектной ведомости формы ВУ-22, и не вправе отказаться от их приемки и оплаты по причине отсутствия согласования дефектной ведомости формы ВУ-22 со стороны заказчика.
Таким образом, текущий отцепочный ремонт спорных вагонов и выпуск их из ремонта произведен ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями Инструкции, РД и РД-1 и обязательства по выполнению ремонтов спорных грузовых вагонов исполнены ОАО "РЖД" надлежащим образом, в связи с чем отклонение заказчиком документов об оплате проведенного текущего отцепочного ремонта вагонов является необоснованным.
Во исполнение требования ч. 5 ст. 4 АПК РФ, в качестве меры по досудебному урегулированию спора ответчику направлена претензия N 456 исх/ДИ ВЧДЭ-5 от 07.12.2020, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
По вагону N 53024642. 10.11.2020 г. на станции Карталы ЮУЖД отцеплен вагон N53024642 по неисправности - тонкий гребень код 102. В эксплуатационном вагонном депо Карталы ТОР ст. Карталы 13.11.2020 г колесные пары N 0005-80325-78. N 0039-112041-81 были отремонтированы Подрядчиком. Ремонт колесных пар был произведен в объеме текущего ремонта, а не среднего, что подтверждается представленными в материалы дела документами: актом выполненных работ, расчетно-дефектной ведомостью, дефектной ведомостью. Таким образом, ответчик необоснованно отклоняется от оплаты проведенного ремонта вагона N 53024642 в сумме 25 035,96 руб. со ссылкой на необоснованно проведенный средний ремонт.
По вагонам N 52211786 (колесные пары 29-964752-2002, 5-867720-2002), N 55684427 (колесная пара 1164-15583-2008), N 553576669 (колесная пара 0029-841895-2010), N 5560811 (колесные пары 1175-85375-2012, 1557-110758-2019.
В соответствии с п. 3.2. договора от 10.08.2020 г. N ТОР-ЦДИЦВ/126. при постановке вагона в ТР-2 (текущий отцепочный ремонт), вагон осматривается должностным лицом подрядчика на предмет определения объема работ с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22 ЭТД.
Согласно п. 3.3. договора, дефектная ведомость формы ВУ-22 ЭТД составляется представителем подрядчика в одностороннем порядке, при этом заказчик выражает свое согласие на проведение подрядчиком работ по ТР-2 грузовых вагонов в объеме, определенном подрядчиком в дефектной ведомости формы ВУ-22 ЭТД. но он не вправе отказаться от их приемки и оплаты произведенного в любом объеме текущего отцепочного ремонта грузового вагона. Соответственно, средний ремонт колесных пар предусмотрен договором и не требовал согласования с заказчиком.
На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика долга обоснован и подлежало удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5.1 договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и сроков оплаты за хранение запасных частей, предусмотренных разделом 2 настоящего договора, заказчик уплачивает подрядчику пеню в размере 0,07% от цены выполненных и принятых заказчиком, но не оплаченных в срок заказчиком работ, за каждый день просрочки. Согласно представленного расчета сумма пени составляет 2 410 руб. 33 коп.
Расчет суммы неустойки проверен судом, обоснован и подлежал удовлетворению в заявленном размере.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе подлежат отклонению, поскольку обоснованность проведения среднего ремонта колесных пар определяет исключительно предприятия, имеющие соответствующее оборудование, оснастку, приспособления инструменты и средства измерения, а также удостоверение установленной формы в соответствии с п. 1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИИЖТ 27.05.01-2017.
Поскольку ОАО "РЖД" не имеет необходимого оборудования и специализированных мастерских для ремонта колесных пар, ОАО "РЖД" с целью обеспечения необходимого ремонта заключило договор с АО "ВРК-1", АО "ВРК-3" на ремонт запасных частей грузовых вагонов, в соответствии с которыми снятые и забракованные колесные пары передаются на ремонт в данные компании.
Именно ремонтными компаниями в соответствии с условиями заключенного договора определен вид и объем необходимого ремонта поступившим колесным парам.
Таким образом, истцом представлены документы, подтверждающие необходимость проведения колесным парам среднего ремонта и факт его проведения: акты обоснования проведения среднего ремонта, документы, оформленные по результатам вибродиагностического исследования. Доводы ответчика об отсутствии таких доказательств является необоснованным, вагоноремонтными предприятиями представлены все документы в обоснование проведения среднего ремонта колесным парам согласно пунктам 4.1.19 договоров N 4076390 от 30.09.2020, N 3668390 от 18.12.2019, заключенных ОАО "РЖД" с АО "ВРК-3", АО "ВРК-1".
Вагоны были отремонтированы и приняты на инфраструктуру. Документы на ремонт были направлены АО "КФС-Транс" в установленном договором порядке.
Факт выпуска из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36. и введение грузовых вагонов в обращение при якобы несогласии ответчика с объемом, выполненных ОАО "РЖД" свидетельствует об обратном, о принятии ответчиком вагона из ремонта без каких-либо претензий. При этом отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов. Без проведения среднего ремонта колесных пар вагоны не могли быть выпущены в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 19.07.2021.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2021 по делу N А40-69220/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69220/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "КФС-ТРАНС"