г. Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А40-265272/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-265272/20
по исковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо - ООО "ГАРЕЗ И ПАРТНЕРЫ",
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Чернова А.Н. по доверенности от 29.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по доверенности от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
Горбань Ю.А. по доверенности от 29.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее-Заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным уведомления от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-9451343/2 (МFС-0558/2020-95276 об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.07.2020 в договор аренды от 18.02.2015 N М-01-046348. Дополнительным соглашением от 08.07.2020 в договор аренды от 18.02.2015 N М-01 -046348 внесены изменения в части смены стороны и перевода договора аренды из условий множественности лиц на стороне арендатора - ООО "Гарез и партнеры".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ООО "Гарез и партнеры".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 признано незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-9451343/2. Суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по г. Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы в установленном законом порядке, путем осуществления государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.07.2020 в договор аренды от 18.02.2015 N М-01-046348.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.06.2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований Департаменту отказать.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебном заседании указал, что Дополнительным соглашением от 08.06.2021 к договору аренды N М-01-046348, ООО ВТБ Капитал Пенсионный Резерв, ООО "Гарез и Партнеры", Департамент городского имущества города Москвы предусмотрели, что права и обязанности ООО "Гарез и Партнеры" по договору аренды N М-01-046348 переходят к владельцам инвестиционных паев Комбинированного Закрытого апаевого инвестиционного фонда "Янус Инвест", под управлением ООО ВТБ Капитал Пенсионный Резерв.
Государственная регистрация дополнительного соглашения от 08.06.2021 была проведена 26.07.2021, что подтверждается выпиской от 02.08.2021.
Пунктом 7 дополнительного соглашения от 08.06.2021 стороны установили, считать утратившим силу дополнительное соглашение от 08.07.2020 к договору аренды земельного участка (отказ в государственной регистрации которого является предметом настоящего спора). Таким образом, как указало третье лицо, и с чем не спорит Департамент, на сегодняшний день отсутствует необходимость в государственной регистрации дополнительного соглашения от 08.07.2020.
Суд в порядке ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывал судебное заседание для уточнения позиции Департамента.
После отложения судебного заседания слушанием, Департамент настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вопрос порядка восстановления нарушенного права оставил на усмотрение суда.
Управление настаивает на доводах апелляционной жалобы.
Третье лицо оставило вопрос удовлетворения апелляционной жалобы, отмены, сохранения в силе решения суда первой инстанции на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001003:28 по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка, вл. 7/6, стр. 1 ранее был предоставлен ООО "ГАРЕЗ И ПАРТНЕРЫ" и ЗАО "ЕВРО-ИНСАИТ" по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 18.02.2015 N М-01 -046348 (в редакции дополнительного соглашения от 21.06.2018) (далее - договор аренды) сроком до 04.12.2063. Договор аренды и дополнительное соглашения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
ООО "ГАРЕЗ И ПАРТНЕРЫ" обратилось в Департамент с заявлением от 08.04.2020 N 199619129 (08.04.2020 N 33-5-35940/20-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Воздвиженка, вл.7/6, стр.1 (кадастровый номер 77:01:0001003:28).
Согласно выписке из Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о государственной регистрации перехода прав на помещение 77:01:0001003:1939 площадью 2046.4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка, д.7/6, строен. 1 от ЗАО "Евро-Инсайт" к ООО "Гарез и партнеры" (запись от 23.03.2020 N 77:01:0001003:1939-77/011/2020-18).
Дополнительным соглашением от 08.07.2020 в договор аренды от 18.02.2015 N М-01 -046348 внесены изменения в части смены стороны и перевода договора аренды из условий множественности лиц на стороне арендатора (далее - дополнительное соглашение).
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745 (далее - Управление) с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения.
Уведомлением от 05.08.2020 N MFC-0558/2020-95276 государственная регистрация Дополнительного соглашения была приостановлена.
В качестве причин для приостановления государственной регистрации Дополнительного соглашения Управлением Росреестра по Москве было указано:
- договор аренды не содержит исчерпывающий перечень ограничений по использованию земельного участка.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановки регистрации договора аренды, Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве направлено письмо от 29.10.2020 N ДГИ-1-7925 7/20-1 с соответствующими разъяснениями.
Однако уведомлением от 05.11.2020 N КУВД-001/2020-9451343/2 (MFC-0558/2020-95276) было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 13 Гражданского кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом, законность и обоснованность принятого решения и действий, а также факт нарушения прав заявителя проверяется судом не на момент вынесения судом решения, а на момент совершения управлением оспариваемых действий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Управления, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, обосновано исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)
государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с
законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством,
действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Причиной приостановления государственной регистрации указанного
дополнительного соглашения послужило то, что договором аренды не установлены ограничения в использовании земельного участка, так как земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.6. указанного договора аренды Арендатору ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия.
Кроме того, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости на помещение с кадастровым номером 77:01:0001003:1939 в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 7/6, строен. 1, содержится следующее ограничение (обременение): - объект является объектом культурного наследия (Приказ об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской Синодальной конторы, 2-я пол.ХУШв.- Х1Хв., архитекторы И.Н. Лизогубов, Н.Г. Кондратенко:- Жилой дом священнослужителей кремлевских соборов с кельями Крестовоздвиженского монастыря, 2-я пол.ХVIIIв., 18171818гг., 1868 г., 1898 г., архитекторы И.Н. Лизогубов, И.Г. Кондратенко; -Жилой дом прокурора Синодальной конторы, 1817 г., арх. И.Н.
Лизогубов", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 7/6, стр.1, 2 от 08.02.2018 N 83, выдавший орган: Департамент культурного наследия города Москвы совместно с Охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденный приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 08.02.2018 N83).
В связи с чем, пунктом 4.12. указанного договора (в редакции дополнительного соглашения к договору аренды от 21.06.2018) на Арендатора возложена обязанность использовать земельный участок, расположенный в охранной зоне объекта культурного наследия, в соответствии с требованиями, установленными ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом довод регистрирующего органа об отсутствии в договоре сведений об ограничении земельного участка не обоснован.
Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации дополнительного соглашения не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимого имущества, следовательно, оспариваемый отказ Управления в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды незаконен.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом обстоятельств, которые возникли на стадии рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, а именно, стороны договора аренды установили, считать утратившим силу дополнительное соглашение от 08.07.2020 к договору аренды земельного участка (отказ в государственной регистрации которого является предметом настоящего спора), суд полагает возможным применить правовой подход, сформулированный в постановлении Президиума ВАС РФ N 12925/2012 от 19.02.2013 по делу А12-19682/2011, согласно которому Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации допустил признание незаконными действий органа, осуществляющего публичные полномочия, без указания в резолютивной части решения на обязание этого органа устранить допущенные нарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым изменить решение арбитражного суда, исключив из его резолютивной части абзац следующего содержания:
"Обязать Управление Росреестра по г. Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы в установленном законом порядке, путем осуществления государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.07.2020 в договор аренды от 18.02.2015 N М-01- 046348".
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-265272/20 отмене (изменению) не подлежит.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-265272/20 изменить, исключив из его резолютивной части абзац следующего содержания:
"Обязать Управление Росреестра по г. Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы в установленном законом порядке, путем осуществления государственной регистрации Дополнительного соглашения от 08.07.2020 в договор аренды от 18.02.2015 N М-01- 046348".
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-265272/20 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265272/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО ГАРЕЗ и ПАРТНЕРЫ