г. Самара |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А55-8383/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.09.2021 в помещении суда дело N А55-8383/2021, по исковому заявлению акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" (ИНН 6316138990, ОГРН 1086316010373), г.Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871), г.Самара,
о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - АО "СамГЭС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) задолженности за фактически потребленную за период с 01.01.2018 по 01.01.2021 электрическую энергию в сумме 15 178 руб. 08 коп.
Решением от 16.06.2021 (резолютивная часть от 31.05.2021) по делу N А55-8383/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Департамент обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по делу N А55-8383/2021 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил АО "СамГЭС" представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 27.07.2021.
Определением от 19.08.2021 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А55-8383/2021 по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с п.2 ст.27 Устава городского округа Самара (принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294) и в силу ст.50, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Департамент является казенным учреждением.
В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в ст.6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном ст.242.3-242.6 БК РФ, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (п.1, пп.8 п.3 ст.50, п.4 ст.123.22 ГК РФ, п.8, 9 ст.161 БК РФ).
Согласно правовой позиции, содержащейся в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020), требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам казенных учреждений не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу ч.4 ст.227 АПК РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев настоящее дело в порядке упрощенного производства, не учел положения ч.4 ст.227 АПК РФ (в ред.Федерального закона N 451-ФЗ), согласно которой не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства в нарушение ч.4 ст.227 АПК РФ привело к тому, что дело рассмотрено без проведения судебного заседания и в отсутствие сторон, не извещенных надлежащим образом о времени и месте такого судебного заседания.
В силу п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 сформирован состав суда, рассматривающего дело N А55-8383/2021: председательствующий судья Некрасова Е.Н., судьи Бажан П.В. и Драгоценнова И.С.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно выписке из ЕГРН собственником квартиры N 33 в доме N 26 по ул.Вятской в г.Самаре является муниципальное образование городской округ Самара.
По сведениям МП г.о.Самара "ЕИРЦ" в отношении указанной квартиры открыт лицевой счет N 27001062; в квартире никто не зарегистрирован.
Департамент осуществляет права собственника в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (ст.ст.45, 47 Устава городского округа Самара).
АО "СамГЭС" в иске указало на то, что в период с 01.01.2018 по 01.01.2021 имело место фактическое потребление электрической энергии в данной квартире на общую сумму 15 178 руб. 08 коп. Расчет задолженности производился на основании норматива потребления.
Поскольку Департамент оплату электрической энергии не произвел, АО "СамГЭС" направило претензию от 10.02.2021 N 550/27001062 с просьбой погасить задолженность.
Департамент претензию не исполнил, в связи с чем АО "СамГЭС" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Возражая против исковых требований, Департамент указал на то, что собственником жилого помещения является муниципальное образование городской округ Самара, а Департамент лишь осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара; организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа Самара, относится к компетенции Департамента финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара. Кроме того, по мнению Департамента, АО "СамГЭС" не доказало факт потребления электроэнергии и не обосновало размер заявленной к взысканию задолженности.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией, к сетям которой присоединено энергопринимающее оборудование потребителя, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с ч.2 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч.1 ст.155 ЖК РФ).
Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в ст.153, 158 ЖК РФ, п.28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв.Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч.3 ст.153 ЖК РФ).
В силу положений ч.2, 4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию.
Таким образом, Департамент обязан ежемесячно производить оплату потребленной электроэнергии.
Возражения Департамента о не предоставлении АО "СамГЭС" подробного расчета несостоятельны, поскольку в материалах дела имеются список счетов (по лицевому счету N 27001062), расшифровка счета для внесения платы за электроэнергию и расшифровка задолженности за период с 01.01.2018 по 01.01.2021.
Ссылка Департамента на то, что документы, содержащие состав и размер платежей с их обоснованием ему не направлялись, подлежит отклонению, поскольку неполучение платежных документов энергоснабжающей организации не является основанием для освобождения собственника помещения от обязанности по оплате потребленного ресурса.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.1.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара (утв.Постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154) Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно п.4 ст.45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент.
В соответствии со ст.47 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях надлежащим ответчиком является именно Департамент.
Факт оказания соответствующих услуг без установленных сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения (ст.1102 ГК РФ).
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Доказательств оплаты поставленной электроэнергии Департамент не представил.
Ссылка Департамента на то, что в бюджете городского округа не предусмотрены денежные средства на оплату коммунальных услуг в отношении рассматриваемого помещения, сама по себе не свидетельствует о наличии законных оснований для освобождения Департамента от обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса.
Департамент не обращался в АО "СамГЭС" по вопросу введения режима ограничения поставки электроэнергии, не исполнял обязанности по представлению показаний приборов учета; иное не доказано.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, учитывая, что факт и объем поставки энергетических ресурсов, размер задолженности подтверждаются материалами дела и Департаментом не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности полностью или в части на дату вынесения судебного акта не представлены, суд апелляционной инстанции удовлетворяет исковые требования АО "СамГЭС".
В соответствии со ст.110 АПК РФ с Департамента в пользу АО "СамГЭС" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., понесенные истцом при обращении в суд с исковым заявлением.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2021 года (резолютивная часть от 31 мая 2021 года) по делу N А55-8383/2021 отменить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" задолженность в сумме 15 178 руб. 08 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8383/2021
Истец: АО "Самарагорэнергосбыт"
Ответчик: ДУИ г.о. Самара