город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2021 г. |
дело N А32-26345/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23.
сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ПАО "ВымпелКом": представитель Лощинина Н.Г. по доверенности от 01.02.2021, паспорт;
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.07.2021 по делу N А32-26345/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (ИНН 2312112955, ОГРН 1042307165966)
к публичному акционерному обществу "ВымпелКом" (ИНН 7713076301,
ОГРН 1027700166636)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ПАО "ВымпелКом" (далее - общество, оператор связи) к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 26.05.2021 N АП-23/9/1709.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С принятым судебным актом Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу не согласилось, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору (п. 50 Правил ТЛМ). Изменения были внесены оператором в одностороннем порядке, дополнительное соглашение к договору об оказании услуг связи не оформлялось.
В отзыве на апелляционную жалобу публичное акционерное общество "ВымпелКом" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ПАО "ВымпелКом" поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя ПАО "ВымпелКом" в онлайн судебном заседании.
В судебном заседании представитель ПАО "ВымпелКом" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главным специалистом - экспертом ОКНСЭС Д.Ю. Жилиным, в результате рассмотрения обращения гр. Гуляева Н.О., составлен протокол об административном правонарушении (от 26.05.2021 N АП-23/9/1709).
22.05.2020 между гр. Гуляевым Н.О. и обществом в письменной форме заключен договор об оказании услуг связи N 20974758, тарифный план "Яркий 2020".
16.04.2021 оператор связи в одностороннем порядке осуществил изменение тарифов на оказываемые услуги связи в рамках тарифного плана "Яркий 2020".
Полагая, что обществом нарушен п. 50 Правил оказания телепатических услуг связи от 10.09.2007 N 575, управлением составлен протокол об административном правонарушении от 26.06.2021 N АП-23/9/1709 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 21 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила), Федерального закона "О связи", договор об оказании услуг связи, представляемых ПАО "ВымпелКом" физическим лицам, носит публичный характер.
Договор об оказании услуг связи Билайн, заключаемый между ПАО "ВымпелКом" и абонентом, состоит из:
- бланка, содержащего учетные данные абонента, сведения о выделенном абоненту номере, заказанных абонентом услугах, выбранном абонентом тарифном плане и тому подобных сведений, идентифицирующих абонента и индивидуализирующих условия, на которых будут оказываться услуги связи.
- текста публичных условий договора, которые, в соответствии со ст.426 ГК РФ, являются одинаковыми для всех абонентов: https://krasnodar.beeline.ru/customers/pomosh/home/domashnij-internet/dogovor-ob-okazaniiuslug/.
Согласно пункту 50 Правил внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору; плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.
К телематическим услугам связи относятся обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений (Правила, пункт 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87).
Телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора (пункт 16 Правил). К существенным условиям договора относятся в том числе тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи (пункт 23 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил тарифный план - это совокупность ценовых условий, при которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими телематическими услугами связи.
В пункте 17 Правил установлено, что договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой.
Телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляются на основании договора, заключенного в письменной форме (пункт 18 Правил).
Форма и порядок расчетов за оказанные телематические услуги связи определены в разделе 4 Правил.
Согласно пункту 32 раздела 4 Правил оплата оказанных услуг может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.
Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных устанавливается оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 33 Правил).
В соответствии с пунктом 35 Правил тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи, а также стоимость неполной единицы тарификации устанавливаются оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 26 Правил установлено, что оператор связи обязан извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов. По заявлению абонента извещение об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи возможно осуществлять через указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета.
Из приведенных норм следует, что оператор связи может самостоятельно как устанавливать тарифы (тарифные планы), так и изменять их с обязательным уведомлением абонентов. В данном случае понятие "тариф" и "тарифный план" являются тождественными, при этом цена услуги является их составляющей.
Указанный вывод основывается на правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 17.09.2014 N 301-ЭС14-2675 по делу N А43-15143/2013, Постановлении Верховного Суда РФ от 30.09.2016 N 306-АД15-8803 по делу N А72-11081/2014.
Согласно пунктам 17, 26, 32, 33, 35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575 Договор оказания услуг связи Билайн, размещённый на сайте https://static.beeline.ru/upload/images/22433_dogovor_shpd_i_tv.pdf является публичным, в рамках которого оператор связи может самостоятельно как устанавливать тарифы (тарифные планы), так и изменять их с обязательным уведомлением абонентов.
Как следует из материалов дела, информация о планируемых в апреле 2021 года изменениях параметров ряда тарифных планов была размещена на сайте Билайн в разделе "Новости" 29.03.2021: https://moskva.beeline.ru/customers/press/news/details/novie-usloviya-i-bolee-visokaya-skorostna-ryade-tarifov-domashnego-interneta-0104/?category=0.
Пунктом 4.6. Договора оказания услуг связи Билайн https://static.beeline.ru/upload/images/22433_dogovor_shpd_i_tv.pdf закреплено, что Оператор вправе самостоятельно устанавливать и изменять тарифы, как при заключении Договора, так и в процессе его исполнения известив Абонента не позднее чем за 10 дней до вступления в силу тарифов путем размещения соответствующей информации на Сайте Оператора и в местах работы с Абонентами, а также иным способом по усмотрению Оператора, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Дополнительно к новости на сайте, Оператор уведомил 2 апреля 2021 года сообщением в ЛК абонента Гуляева Н.О. select * from notifications where id = 1124 и на номер 9298478478 о предстоящих изменениях по договору логин 0854188899 о том, что с 16.04.2021 ежемесячный платеж увеличится на 100 руб. и составит 650 руб.
Апелляционной коллегией не принимается довод управления о том, что изменения внесены оператором в одностороннем порядке, дополнительное соглашение к договору об оказании услуг связи не оформлялось.
Как пояснил представитель общества, письменного отказа от абонента Гуляева Н.О. о несогласии с изменениями стоимости тарифного плана "Яркий 2020" не поступало. Перехода на другой тарифный план, из числа доступных, абонент со 2 апреля 2021 года по настоящее время не совершал. Гр. Гуляев Н.О. продолжает пользоваться услугами связи по тарифному плану "Яркий 2020" и вносит абонентскую плату в размере 650 руб./мес. на изменённых условиях.
В данном случае оператор изменил лишь ценовую составляющую тарифного плана (увеличение на 100 руб.), параметры доступа к сети Интернет не изменились; абонент об одностороннем изменении оператором платы за предоставление телематических услуг заблаговременно уведомлен.
При этом абонент, имея возможность отказаться от услуги или заключить дополнительное соглашение на новый тарифный план (свобода договора), продолжал пользоваться услугами по ранее выбранному тарифному плану и оплачивал их по новым тарифам, то есть своими конклюдентными действиями принял новые условия договора.
Учитывая вышеизложенное, изменение тарифов на оказываемые услуги связи абоненту в рамках тарифного плана "Яркий 2020", осуществлено ПАО "ВымпелКом" в полном соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе пунктом 50 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2014 по делу N А43-4401/2013, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.07.2014 по делу N А43-15143/2013, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2016 N Ф08-8772/2016 по делу N А63-1679/2016.
Таким образом, требование административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ обоснованно не было удовлетворено судом первой инстанции.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2021 по делу N А32-26345/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26345/2021
Истец: Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
Ответчик: ПАО "Вымпел-Коммуникации", ПАО "Вымпел-Коммуникации" "ВымпелКом"