город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2021 г. |
дело N А32-22362/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Краснодарской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель не подключился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.06.2021 по делу N А32-22362/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш"
(ИНН 2310179009, ОГРН 1142310006300)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о взыскании процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фреш" (далее - ООО "Фреш", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фреш" проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/010615/0001371, N 10309180/030615/0001393, N 10309180/030615/0001395, N 10309180/040615/0001406, N 10309180/040615/0001407, N 10309180/050615/0001426, N 10309180/070615/0001468, N 10309180/070615/0001469, N 10309180/070615/0001470, N 10309180/110615/0001533, N 10309180/110615/0001534, N 10309180/110615/0001532, N 10309180/140615/0001577, N 10309180/140615/0001578, N 10309180/140615/0001579, N 10309180/150615/0001598, N 10309180/150615/0001599, N 10309180/170615/0001630, N 10309180/170615/0001631, N 10309180/170615/0001632, N 10309180/170615/0001633, N 10309180/210615/0001672, N 10309180/210615/0001673, N 10309180-210615/0001674, N 10309180/220615/0001694, N 10309180/260515/0001720, N 10309180/260515/0001721, N 10309180/250615/0001725, N 10309180/290615/0001746, N 10309180/290615/0001749, N 10309180/290615/0001747, N 10309180/030715/0001770, N 10309180/030715/0001769, N 10309180/030715/0001772, N 10309180/080715/0001786, N 10309180/080715/0001787, N 10309180/120715/0001799, N 10309180/170715/0001823, N 10309180/170715/0001824, N 10309180/041015/0002056, N 10309180/071015/0002074, N 10309180/081015/0002083, N 10309180'091015/0002092, N 10309180/111015/0002098, N 10309180/151015/0002123, N 10309180/201015/0002147, N 10309180/201015/0002148, N 10309180/241015/0002211, N 10309180/241015/6002212, N 10309180/281015/0002272 в сумме 4 288 446,73 руб." (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 с Краснодарской таможни в пользу ООО "Фреш" взысканы проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 4 288 446,73 руб., 43 450 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент обращения общества в таможню с заявлением о возврате основания для возврата у Краснодарской таможни отсутствовали. Обществом к заявлению о возврате не были представлены документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Федерального закона. Также таможня указывает, что на момент подачи в суд искового заявления о выплате процентов с даты уплаты таможенных платежей, доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров, прошло более трех лет, срок исковой давности по взысканию процентов по указанным ДТ истек. Срок возврата по заявлению ООО "Фреш" от 23.06.2016 не был нарушен, поскольку у таможенного органа отсутствовали основания для возврата, у общества не возникло право на начисление Краснодарской таможне процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание назначалось к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с технической невозможностью проведения заседания в режиме онлайн-заседание объявлялся перерыв до 15.09.2021 до 15 час. 30 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель таможни не подключился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 26.09.2014 N 1, заключенным между ООО "Фреш" и Компанией "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI., TURKEY " (Турция), в 2015 году на условиях Инкотермс-2010 на территорию Российской Федерации по таможенным декларациям ООО "Фреш" был задекларирован товар (овощи и фрукты).
27.02.2015 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 6 к контракту, согласно которому общая стоимость поставки составила 40 000 000,00 долларов США на условиях CFR Туапсе и включает стоимость данной погрузки, упаковки, маркировки, тары, поддонов, расходов, связанных с экспортным оформлением в стране продавца.
В ходе таможенного оформления таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров и изменен метод определения таможенной стоимости товаров.
Общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей от 17.06.2016 и заявлением о внесении изменений в декларации на товары от 17.06.2016.
Таможенный орган в письме N 21.4-28/13146 от 29.06.2016 отказал обществу в принятии решения о возврате денежных средств и внесении корректировки в сведения в ДТ.
Указанные обстоятельства были предметом рассмотрения в рамках дела N А32-26081/2016.
Посчитав, что Краснодарская таможня обязана выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), действовавшего в спорный период, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 76 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 12 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311 -ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется. Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался или нет таможенным органом месячный срок возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Как установлено судом, ООО "Фреш" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Краснодарской таможни, выраженного в письме от 29.06.2016 N 21.4-28/13146, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/010615/0001371, N 10309180/030615/0001393, N 10309180/030615/0001395, N 10309180/040615/0001406, N 10309180/040615/0001407, N 10309180/050615/0001426, N 10309180/070615/0001468, N 10309180/070615/0001469, N 10309180/070615/0001470, N 10309180/110615/0001533, N 10309180/110615/0001534, N 10309180/110615/0001532, N 10309180/140615/0001577, N 10309180/140615/0001578, N 10309180/140615/0001579, N 10309180/150615/0001598, N 10309180/150615/0001599, N 10309180/170615/0001630, N 10309180/170615/0001631, N 10309180/170615/0001632, N 10309180/170615/0001633, N 10309180/210615/0001672, N 10309180/210615/0001673, N 10309180/210615/0001674, N 10309180/220615/0001694, N 10309180/260515/0001720, N 10309180/260515/0001721, N 10309180/250615/0001725, N 10309180/290615/0001746, N 10309180/290615/0001749, N 10309180/290615/0001747, N 10309180/030715/0001770, N 10309180/030715/0001769, N 10309180/030715/0001772, N 10309180/080715/0001786, N 10309180/080715/0001787, N 10309180/120715/0001799, N 10309180/170715/0001823, N 10309180/170715/0001824, N 10309180/041015/0002056, N 10309180/071015/0002074, N 10309180/081015/0002083, N 10309180/091015/0002092, N 10309180/111015/0002098, N 10309180/151015/0002123, N 10309180/201015/0002147, N 10309180/201015/0002148, N 10309180/241015/0002211, N 10309180/241015/0002212, N 10309180/281015/0002272, о признании незаконным бездействия, выраженного в письме от 01.07.2016 N 22.4-16/13601, по невнесению изменений в ДТ N 10309180/010615/0001371, N 10309180/030615/0001393, N 10309180/030615/0001395, N 10309180/040615/0001406, N 10309180/040615/0001407, N 10309180/050615/0001426, N 10309180/070615/0001468, N 10309180/070615/0001469, N 10309180/070615/0001470, N 10309180/110615/0001533, N 10309180/110615/0001534, N 10309180/110615/0001532, N 10309180/140615/0001577, N 10309180/140615/0001578, N 10309180/140615/0001579, N 10309180/150615/0001598, N 10309180/150615/0001599, N 10309180/170615/0001630, N 10309180/170615/0001631, N 10309180/170615/0001632, N 10309180/170615/0001633, N 10309180/210615/0001672, N 10309180/210615/0001673, N 10309180/210615/0001674, N 10309180/220615/0001694, N 10309180/260515/0001720, N 10309180/260515/0001721, N 10309180/250615/0001725, N 10309180/290615/0001746, N 10309180/290615/0001749, N 10309180/290615/0001747, N 10309180/030715/0001770, N 10309180/030715/0001769, N 10309180/030715/0001772, N 10309180/080715/0001786, N 10309180/080715/0001787, N 10309180/120715/0001799, N 10309180/170715/0001823, N 10309180/170715/0001824, N 10309180/041015/0002056, N 10309180/071015/0002074, N 10309180/081015/0002083, N 10309180/091015/0002092, N 10309180/111015/0002098, N 10309180/151015/0002123, N 10309180/201015/0002147, N 10309180/201015/0002148, N 10309180/241015/0002211, N 10309180/241015/0002212, N 10309180/281015/0002272, об обязании произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/010615/0001371, N 10309180/030615/0001393, N 10309180/030615/0001395, N 10309180/040615/0001406, N 10309180/040615/0001407, N 10309180/050615/0001426, N 10309180/070615/0001468, N 10309180/070615/0001469, N 10309180/070615/0001470, N 10309180/110615/0001533, N 10309180/110615/0001534, N 10309180/110615/0001532, N 10309180/140615/0001577, N 10309180/140615/0001578, N 10309180/140615/0001579, N 10309180/150615/0001598, N 10309180/150615/0001599, N 10309180/170615/0001630, N 10309180/170615/0001631, N 10309180/170615/0001632, N 10309180/170615/0001633, N 10309180/210615/0001672, N 10309180/210615/0001673, N 10309180/210615/0001674, N 10309180/220615/0001694, N 10309180/260515/0001720, N 10309180/260515/0001721, N 10309180/250615/0001725, N 10309180/290615/0001746, N 10309180/290615/0001749, N 10309180/290615/0001747, N 10309180/030715/0001770, N 10309180/030715/0001769, N 10309180/030715/0001772, N 10309180/080715/0001786, N 10309180/080715/0001787, N 10309180/120715/0001799, N 10309180/170715/0001823, N 10309180/170715/0001824, N 10309180/041015/0002056, N 10309180/071015/0002074, N 10309180/081015/0002083, N 10309180/091015/0002092, N 10309180/111015/0002098, N 10309180/151015/0002123, N 10309180/201015/0002147, N 10309180/201015/0002148, N 10309180/241015/0002211, N 10309180/241015/0002212, N 10309180/281015/0002272, в размере 25 708 560,23 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 18.05.2017 суд апелляционной инстанции принял отказ общества от заявленных требований в части признания незаконным бездействия таможни, выраженного в письме от 29.06.2016 N 21.4-28/13146, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/260515/0001720, 10309180/260515/0001721; в части признания незаконным бездействия таможни, выраженного в письме от 01.07.2016 N 22.4-16/13601, по невнесению изменений в ДТ N 10309180/260515/0001720, 10309180/260515/0001720; об обязании таможни произвести возврат обществу излишне взысканных таможенных платежей ДТ N 10309180/260515/0001720, 10309180/260515/0001720 в размере 288 714 рублей 30 копеек. Решение суда от 19.09.2016 в части, принятой по указанным требованиям, отменено, производство по делу в этой части прекращено. В остальной части суд апелляционной инстанции оставил решение суда от 19.09.2016 без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.08.2017 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 по делу N А32-26081/2016 были признаны незаконными бездействия Краснодарской таможни, выраженные в письме от 29.06.2016 N 21.4-28/13146, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей, выраженные в письме от 01.07.2016 N 22.4-16/13601, по невнесению изменений в таможенные декларации. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано, поскольку 16.06.2017 денежные средства в размере 25 708 560,23 рублей были возвращены на расчетный счет ООО "Фреш" по исполнительному документу от 23.05.2017 N ФС 016487663, выданному на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края по настоящему делу.
Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 по делу N А32-26081/2016.
Однако, определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 производство по апелляционной жалобе прекращено в связи с отказом таможни от апелляционной жалобы.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 по делу N А32-26081/2016.
Конституцией Российской Федерации закреплен принцип охраны права частной собственности законом (часть 1 статьи 35). Статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации предусмотрена охрана законом прав каждого потерпевшего от злоупотреблений властью, обеспечение доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, и предусмотрено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно пункту 33 Постановления N 18 выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты, начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа
С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом ФТС России от 30.03.2012 N 01-11/15247 указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Указанная позиция согласуется с позицией, указанной в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2015 по делу N А32-38807/13, от 28.09.2015 по делу N А32-38804/13, от 17.11.2015 по делу N А32-38806/13, от 15.07.2016 по делу N А32-46640/2015.
Согласно указанию ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11.12.2015 N 37) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату; с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Согласно расчету, представленному заявителем, сумма процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей составила 4481679,91 руб.
В материалы дела таможенным органом был представлен контррасчет, сумма процентов составила 4288446,73 руб.
Общество согласилось с представленным расчетом таможенного органа и уточнило заявленные требования в порядке ст.49 АПК РФ, указало сумму процентов - 4288446,73 руб.
Суд первой инстанции принял уточнения и взыскал с Краснодарской таможни в пользу общества 4 288 446,73 руб. процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Апелляционной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы таможни о том, что суд первой инстанции не учел позицию таможни о пропуске обществом срока исковой давности (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) для предъявления в суд требования имущественного характера, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судебной коллегией установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции о пропуске срока исковой давности таможенным органом заявлялось, представлен контррасчет, с учетом срока исковой давности. Общество уточнило заявленные требования согласно представленному контррасчету.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что обществом необоснованно были включены ДТ N 10309180/220615/0001694, N 10309180/030715/0001772, N1030918/260515/0001720, N 10309180/260515/001721, по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции установил, что обществом при первоначальном расчете были учтены вышеназванные таможенные декларации. Однако, при рассмотрении дела, был представлен контррасчет таможенным органом, в который не вошли указанные декларации. Общество уточнило заявленные требования согласно представленному контррасчету. Суд первой инстанции взыскал проценты в размере 4 288 446,73 руб. без учета вышеназванных таможенных деклараций.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 по делу N А32-22362/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22362/2018
Истец: ООО "Фреш"
Ответчик: Краснодарская таможня