г. Чита |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А19-22401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2021 года по делу NА19-22401/2020 по заявлению Уткина Игоря Петровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (адрес: 664047, Иркутская область, Иркутск город, Советская улица, 55, ОГРН: 1083849000014, ИНН: 3849000013) третьи лица: Зуев Александр Александрович; Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Декабрьских Событий, дом 47В, ОГРН: 1043841003832, ИНН: 3808114244); Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт 01" (адрес: 664081, Иркутская область, город Иркутск, улица Пискунова, дом 148, ОГРН: 1173850044928, ИНН: 3811451521) о признании незаконным бездействия,
(суд первой инстанции - О.В. Гаврилов),
при участии в судебном заседании):
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Уткин Игорь Петрович (далее - истец, заявитель, Уткин И.П.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Эксперт 01" ИНН 3811451521 ОГРН 1173850044928 ввиду недостоверных сведений об Уткине Игоре Петровиче как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Эксперт 01". Обязании Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Уткина Игоря Петровича, исключив из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об ООО "Эксперт 01" ИНН 3811451521 ОГРН 1173850044928 и Уткине Игоре Петровиче как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Эксперт 01" ИНН/3811451521 ОГРН 1173850044928.
Решением Арбитражного суда Иркутской области бездействие Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области, выразившееся в не исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Эксперт 01" ИНН 3811451521 ОГРН 1173850044928 ввиду недостоверных сведений об Уткине Игоре Петровиче, как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "Эксперт 01", признано незаконным, как не соответствующее требованиям действующего законодательства. Взысканы с Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области в пользу Уткина Игоря Петровича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обосновании суд указал, что основания для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ имелись, и прием ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска декларации формы 6-НДФЛ в автоматическом режиме без учета наличия в ЕГРЮЛ недостоверности сведений о руководителе ООО "Эксперт 01" Уткине И.П. не свидетельствует о необходимости прекращении процедуры исключения ООО "ЭКСПЕРТ 01" из ЕГРЮЛ без соответствующей проверки данных сведений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.06.2021 пo делу N А19-22401/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Уткина И.П. отказать.
Указывает, что 17.09.2020 в адрес Инспекции поступило письмо ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, согласно которому ООО "ЭКСПЕРТ 01" является "работодателем", выплачивающим заработную плату физическим лицам в 2019 и в первом квартале 2020. Таким образом, согласно сведениям налогового органа, ООО "ЭКСПЕРТ 01" не обладает признаками недействующего юридического лица, в связи с чем Инспекцией 21.09.2020 в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении процедуры исключения за ГРН 2203800547784.
Следует отметить, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в том числе исключение в связи с наличием в государственном реестре сведений о недостоверности, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является правом регистрирующего органа, а не его обязанностью. Исходя из изложенного, заинтересованные лица не вправе рассчитывать на то, что регистрирующий орган обязан исключить из реестра недействующее юридическое лицо, или юридическое лицо, в отношении которого внесена запись о недостоверности, а также требовать исключения таких юридических лиц из ЕГРЮЛ.
В отношении доводов Уткина И.П. о том, что не принятие регистрирующим органом решения об исключении ООО "ЭКСПЕРТ 01" из ЕГРЮЛ нарушает его права, а также права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, Инспекция сообщает, что в отношении Уткина И.П. как лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества в государственный реестр внесена запись о недостоверности, что само по себе является обстоятельством, свидетельствующим о непричастности Уткина И.П. к руководству обществом и не противоречит принципам правового регулирования в области информации.
Прекращение процедуры исключения ООО "ЭКСПЕРТ 01" из ЕГРЮЛ также не нарушает прав и законных интересов Уткина И.П., который в установленном законом порядке заявил о недостоверности сведений о себе, как о руководителе юридического лица, и от которого не зависит внесение в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе.
Кроме этого, в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, ранее внесенные записи государственного реестра, в том числе о том, что Уткин И.П. до внесения сведений о недостоверности являлся руководителем ООО "ЭКСПЕРТ 01", сохраняются в реестре.
На апелляционную жалобу налогового органа поступил отзыв заявителя, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.08.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 1 мая 2019 по 10 декабря 2019 года Уткин И.П. осуществлял функции единоличного исполнительного органа ООО "Эксперт 01" ИНН 3811451521 ОГРН 1173850044928.
Трудовые отношения с ним были прекращены на основании пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Решением единственного участника ООО "Эксперт 01" N 3 от 10.12.2019 (Зуевой А.А.) исполнительным органом ООО "Эксперт 01" была избрана Ершова М.В., на которую, согласно пункту 3 данного решения, были возложены обязанности по проведению всех необходимых действий, связанных с несением изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи со сменой генерального директора ООО "Эксперт 01".
В регистрации соответствующих изменений МИФНС России N 17 по Иркутской области было отказано решением N 35752А от 19.12.2019.
04 февраля 2020 года в адрес МИФНС России N 17 по Иркутской области Уткиным И.П. направлено заявление о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ относительно сведений об исполнительном органе ООО "Эксперт 01".
Регистрирующим органом 11.02.2020 принято решение о государственной регистрации в отношении ООО "ЭКСПЕРТ 01", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись (внесение в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений) за ГРНN 2203800057184.
24.08.2020 принято решение N 4481 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись N 2203800500286.
17.09.2020 в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области поступила информация из ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, согласно которой юридическое лицо является "работодателем", выплачивающим заработную плату физическим лицам в 2019 и в первом квартале 2020, в связи с чем налоговым органом 21.09.2020 в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении процедуры исключения ООО "ЭКСПЕРТ 01" из ЕГРЮЛ.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
В пункте 2 статьи ГК РФ закреплено, что данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Данные выводы соответствуют позиции, отраженной Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, где разъяснено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В соответствии с подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Как установлено пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона о регистрации).
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N 72) утверждены "Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий".
Исходя из положений Приказа N 72, обязанность по установлению достоверности сведений ЕГРЮЛ возложена как на регистрирующие, так и на территориальные налоговые органы.
При этом мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных, в том числе, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
Территориальный налоговый орган вправе представить в регистрирующий орган заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице.
При этом заинтересованность налогового органа обусловлена его прямыми обязанностями, установленными статьей 32 НК РФ, в частности обязанностью вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Совокупный анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что сведения об адресе места нахождения юридического лица и его учредителе и руководителе являются сведениями, подлежащими отражению в едином информационном ресурсе и считаются достоверными для третьих лиц до момента их изменения в соответствии с установленным законодателем порядком. При этом информация, свидетельствующая о недостоверности содержащихся в информационном ресурсе сведениях, может быть получена по фактам реализации налоговыми органами своих непосредственных полномочий, обозначенных в статье 31 НК РФ и получивших развитие в иных нормативных документах.
Согласно пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей, и является основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что прием ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска декларации формы 6-НДФЛ в автоматическом режиме без учета наличия в ЕГРЮЛ недостоверности сведений о руководителе ООО "Эксперт 01" Уткине И.П. не свидетельствует о необходимости прекращении процедуры исключения ООО "ЭКСПЕРТ 01" из ЕГРЮЛ без соответствующей проверки данных сведений. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 17.09.2020 в адрес Инспекции поступило письмо ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, согласно которому ООО "ЭКСПЕРТ 01" является "работодателем", выплачивающим заработную плату физическим лицам в 2019 и в первом квартале 2020, отклоняются апелляционным судом, поскольку она подана в автоматическом режиме, и налоговым органом каких-либо действий по проверке того, кем она была подана, имеет ли к этому отношение заявитель, не совершалось.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит также из того, что исключение из ЕГРЮЛ в связи с наличием записи о недостоверности сведений и в связи с тем, что юридическое лицо является недействующим, являются разными не взаимосвязанными основаниями для исключения из ЕГРЮЛ, и применительно к недостоверности сведений подача декларации сама по себе не является основанием для неприменения процедуры исключения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в том числе исключение в связи с наличием в государственном реестре сведений о недостоверности, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является правом регистрирующего органа, а не его обязанностью, поэтому заинтересованные лица не вправе рассчитывать на то, что регистрирующий орган обязан исключить из реестра недействующее юридическое лицо, или юридическое лицо, в отношении которого внесена запись о недостоверности, а также требовать исключения таких юридических лиц из ЕГРЮЛ, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим. Действительно, нормы ст.21.1 закона N129-ФЗ указывают, что юридическое лицо может быть (а не должно быть) исключено из ЕГРЮЛ по указанным основаниям, однако, из этого не следует, что регистрирующий орган наделен ничем неограниченным усмотрением, поскольку органы власти, не просто имеют права и обязанности, но наделены полномочиями. В рассматриваемом случае это означает, что для прекращения процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ к этому должны иметься объективные основания, установленные налоговым органом. Следовательно, получив сведения о поступлении декларации, налоговый орган должен был проверить, как это влияет на возможность исключения общества из ЕГРЮЛ по задействованному основанию, однако, таких действий, как следует из пояснений налогового органа, им не предпринималось. Доказательств того, что декларация подана Уткиным И.П. в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств того, что могли быть затронуты права работников общества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прекращение процедуры исключения ООО "ЭКСПЕРТ 01" из ЕГРЮЛ также не нарушает прав и законных интересов Уткина И.П., который в установленном законом порядке заявил о недостоверности сведений о себе, как о руководителе юридического лица, и от которого не зависит внесение в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе, и в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, ранее внесенные записи государственного реестра, в том числе о том, что Уткин И.П. до внесения сведений о недостоверности являлся руководителем ООО "ЭКСПЕРТ 01", сохраняются в реестре, отклоняются апелляционным судом, поскольку заявитель усматривал нарушение своих прав в том, что сам заявитель не мог подать заявление по установленной форме о смене директора, а наличие такой записи создает для него затруднения в реализации права на труд путем поступления на государственную или муниципальную службу, и наличие записи о недостоверности сведений этих препятствий не устраняет. Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что избранный способ защиты права по отношению к Уткину И.П. является допустимым, поскольку исключение общества из ЕГРЮЛ полностью снимало бы все вопросы относительно отсутствия у заявителя трудовых отношений с обществом.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области, выразившегося в неисключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Эксперт 01" ИНН 3811451521 ОГРН 1173850044928 ввиду недостоверных сведений об Уткине Игоре Петровиче, как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "Эксперт 01" подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции также правильно посчитал, что поскольку после обращения с в суд с 05.03.2021 года обществом инициирована процедура добровольной ликвидации и назначен ликвидатор ООО "Эксперт 01" Ершова М.В., то правовых оснований для обязания Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2021 года по делу N А19-22401/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22401/2020
Истец: Уткин Игорь Петрович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области
Третье лицо: Зуева Александра Александровна, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска, ООО "Эксперт 01"