г. Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А40-192011/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Леликовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Москва Китчен Хаус"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023 по делу N А40-192011/23
по заявлению ООО "Москва Китчен Хаус"
к 1) ФНС России, 2) УФНС России по г. Москве, 3) ИФНС России N 3 по г. Москве,
4) ИФНС N 46 по г. Москве.
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованнцх лиц: 1) не явился, извещен; 2) Осипова А.С. - по доверенности от 09.01.2024; 3) Щербаков И.Н. по доверенности от 06.03.2024; 4) Зыков В.Д. по доверенности от 29.02.2024,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Москва Китчен Хаус" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к ФНС России, УФНС России по г. Москве, ИФНС России N 3 по г. Москве, ИФНС N 46 по г. Москве о признании незаконными действий по налоговому учету и налоговому контролю в период с 25.12.2019 по 06.04.2022, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 25.12.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023 по делу N А40-192011/23 в удовлетворении заявления ООО "Москва Китчен Хаус" отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представители УФНС России по г. Москве, ИФНС России N 3 по г. Москве, ИФНС N 46 по г. Москве с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представленный в материалы дела письменный отзыв ИФНС России N 3 по г. Москве в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей заявителя и ФНС России.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из заявления, общество зарегистрировано 02.10.2007 с присвоением ИНН 5262218324, ОГРН 1075261011066, состояло на налоговом учете в территориальном органе ФНС России - ИФНС N 3 по г. Москве в период с 25.12.2019 по 06.04.2022.
По мнению заявителя, налоговые органы не были наделены полномочиями по ведению учета в налоговом органе, в связи с чем, действия должны быть признаны незаконными, а Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 25.12.2019 недействительным.
Исходя из положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного акта недействительным является несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов обратившихся в суд граждан и юридических лиц.
Арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта в полном объеме (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
По делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов подлежит установлению соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту, факт нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеназванных норм, заявители должны доказать факт нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на момент совершения оспариваемых действий должностным лицом, а также указать каким именно нормам права не соответствует оспариваемое решение (действие) ответчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из содержания ст.ст. 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 198, 201 следует, что возложение судом на государственный орган каких-либо обязанностей возможно лишь при условии признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) соответствующего государственного органа.
При этом для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий:
1) несоответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пояснений, представленных регистрирующими органами, согласно сведениям ЕГРЮЛ в связи со сменой адреса места нахождения организации заявитель с 25.12.2019 поставлен на налоговый учет в ИФНС N 3 по г. Москве, а затем 07.04.2022 общество снято с учета в налоговом органе в связи с изменением места нахождения организации.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
При несоответствии указанных в п.п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п.п. 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п. 3 ст. 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения общества осуществлена в связи с подачей комплекта документов о смене адреса места нахождения, о чем 25.12.2019 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
В соответствии с п. 10 ст. 83 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах, осуществляются в порядке, установленном Министерством Финансов Российской Федерации.
Также в соответствии с положением о Федеральной налоговой службе РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, установлено, что Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов, страховых взносов, осуществляя свою деятельность через свои территориальные органы.
Вопреки положениям ч. 1 ст. 65 АПК РФ заявителем ни в суде первой, ни апелляционной инстанций не представлено достаточных и относимых доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми действиями налогового органа нарушены его права или законные интересы, либо созданы препятствия к осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности.
Материалы дела не содержат какого-либо обоснования обществом своего утверждения об отсутствии у налогового органа полномочий для ведения налогового учета и контроля, в то время как инспекции действуют в соответствии с утвержденными положениями о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие совокупности обстоятельств, необходимых для признания действий незаконными (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов), признает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а заявленный предмет иска и способ защиты нарушенного права не соответствует основанию иска, обстоятельствам и характеру нарушений его права, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Также, отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд отмечает, что судом первой инстанции правомерно определено, что обществом пропущен срок на обращение в суд с заявленными требованиями.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель в своем заявлении просил признать незаконными действия должностных лиц Инспекции по налоговому учету общества в период с 25.12.2019 по 06.04.2022 и свидетельство МИФНС России N 46 России по г. Москве о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 25.12.2019.
Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения общества осуществлена в связи с подачей обществом комплекта документов о смене адреса места нахождения, о чем 25.12.2019 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Учитывая открытость данной информации, Общество имеет возможность отслеживать информацию о юридическом лице путем обращения к соответствующим сведениям в ЕГРЮЛ.
Между тем заявление, направленное в электронном виде через систему "Мой Арбитр", зарегистрировано арбитражным судом 25.08.2023, то есть спустя более трех лет с момента внесения изменений.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признает, что о существовании оспариваемых действий налогового органа, их сущности и значении обществу должно было быть известно длительное время до подачи настоящего заявления в Арбитражный суд города Москвы.
При этом, обратившись в судебном порядке с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, заявитель каких-либо достаточных и относимых доказательств и убедительных доводов о наличии уважительных причин пропуска им срока обращения в суд с заявлением не представил, равно как и не обосновал, каким образом действиями налогового органа нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо созданы какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023 по делу N А40-192011/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192011/2023
Истец: ООО "МОСКВА КИТЧЕН ХАУС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 3 ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА