г. Ессентуки |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А61-4414/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии от Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Сабановой А.А. (доверенность от 18.09.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2021 по делу N А61-4414/2020 (в составе судьи Бекоевой С.Х.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным решения от 08.12.2020 по делу N АМЗ20-12/20 и отмене предписания от 08.12.2020 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по делу N АМЗ20-12/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Трансрегионкавказ".
Решением суда от 09.07.2021 в удовлетворении заявленных требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемых актов Управления.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на неосновательность позиции суда и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением апелляционного суда от 06.09.2021 удовлетворено ходатайство Управления о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения. Выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы Министерства. Считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции изучены все материалы дела, им дана объективная оценка. Материалы дела содержат доказательства несоответствия конкурсной документации положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
ООО "Трансрегионкавказ" в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Министерства, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Управления возразил по существу доводов Министерства, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства, ООО "Трансрегионкавказ".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Управления, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 13.07.2020 на официальном сайте Министерства (minprom.alania.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок: Лот N 1 - межмуниципальный автобусный маршрут N 133 "Владикавказ (АВ1) - Дигора", количество автобусов малого класса 21 ед.; Лот N 2 - межмуниципальный автобусный маршрут N 203 "Владикавказ (АВ1) - Чикола", количество автобусов малого класса 22 ед., в котором указаны требования к участникам конкурса и необходимые для предоставления документы. В соответствии с пунктом 1.2 конкурсной документации в открытом конкурсе могут принимать участие индивидуальные предприниматели, юридические лица или уполномоченный участник договора простого товарищества, претендующие на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным и (или) муниципальным маршрутам регулярных перевозок, отвечающие требованиям раздела 2 конкурсной документации. Пункт 2.1 раздела 2 конкурсной документации содержит в себе условие о принятии участником конкурса обязательства в случае предоставления права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Пунктом 9.1 конкурсной документации предусмотрено, что по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Для участия в открытом конкурсе по лоту N 2 открытого конкурса по - межмуниципальному автобусному маршруту N 203 "Владикавказ (АВ1) - Чикола", (количество автобусов малого класса 22 ед.) заявки были поданы ООО "Трансрегионкавказ" и ООО "Октябрьское", заявка последнего решением конкурсной комиссии отклонена, победителем открытого конкурса по лоту N 2 признано ООО "Трансрегионкавказ" (протокол от 28.08.2020 N 4).
30.09.2020 в адрес Министерства поступило письмо от ООО "Трансрегионкавказ" с приложением перечня транспортных средств и копий заключенных соглашений на автотранспортные средства. К указанному письму приложены соглашения о намерениях, датируемые 25.09.2020. Согласно указанным соглашениям, заключенным с рядом физических и юридических лиц, при победе в конкурсном отборе по маршруту Владикавказ-Чикола на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок ООО "Трансрегионкавказ" обязуется заключить договоры на перевозку пассажиров по указанному маршруту. Министерство расценило это как нарушение конкурсного обязательства, которое также было подтверждено в ходе осмотра транспортных средств, проведенного 30.09.2020, в рамках которого победителем открытого конкурса не были предоставлены документы, подтверждающие заключение с физическими и юридическими лицами договоров на перевозку пассажиров по маршруту Владикавказ-Чикола на основании соглашений о намерениях, направленных в адрес Министерства письмом от 30.09.2020 (вх. N 1544 от 30.09.2020).
Считая, что победителем открытого конкурса - ООО "Трансрегионкавказ" нарушены требования статьи 23 Закона N 220-ФЗ и пункты 4, 11 раздела 5 конкурсной документации (не подтверждено наличие транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в конкурсе; по информации УГИБДД РСО-Алания имеются несоответствия транспортных средств заявленным техническим характеристикам, указанным в заявке на участие в открытом конкурсе), Министерство отказало ООО "Трансрегионкавказ" в выдаче свидетельства на право осуществления перевозки пассажиров по лоту N 2. Открытый конкурс по лоту N 2 признан несостоявшимся.
26.11.2020 ООО "Трансрегионкавказ" обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов (Министерства).
08.12.2020 по результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение по делу N АМ320-12/20, которым действия Министерства признаны нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ. Министерству выдано предписание от 08.12.2020, согласно которому Министерству в трехдневный срок со дня получения предписания предписано прекратить нарушение порядка организации и проведения торгов: отменить протокол заседания конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам N 133 "Владикавказ-Дигора" и N 203 "Владикавказ-Чикола" N 5 от 09.10.2020, касающейся лота N 2; привести документацию для проведения указанного конкурса в соответствие с требованиями Закона 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе с учетом решения УФАС по делу N АМЗ 20-12/20 от 08.12.2020; продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее чем на 30 дней со дня размещения на сайте Министерства изменений, внесенных в конкурсную документацию. При этом поданные ранее заявки на участие в открытом конкурсе возвращаются участникам закупки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и возможности подать новые заявки. Министерству представить в Управление до 28.12.2020 подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе, следующему требованию: принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, а именно наличие транспортных средств, предусмотренных приложенному к заявке обязательству о приобретении транспортных средств для осуществления регулярных перевозок. Если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса (п. 10 ст. 24 Закона N 220-ФЗ).
Пунктом 2.6 конкурсной документации предусмотрено, что участник конкурса должен обеспечить отражение в заявке на участие в конкурсе достоверную и полную информацию в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2.1. конкурсной документации к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники простого товарищества, соответствующие, в том числе требованиям: о принятии на себя обязательств в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином другом законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 5.1 конкурсной документации к заявке на участие в конкурсе прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие наличие на праве собственности или на ином другом законном основании транспортных средств, либо принятие на себя обязательства по приобретению транспортных средств в течение месячного срока (подпункт 4 пункта 5.1). В случае отсутствия транспортных средств претендентом принимается обязательство по приобретению транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в конкурсной документации, с оформлением соответствующего обязательства (подпункт 11 пункта 5.1).
В приложении N 7 к конкурсной документации "Обязательство о приобретении транспортных средств для осуществления регулярных перевозок" предусмотрено, что в случае выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок в порядке, установленном частью 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ, участник берет на себя обязательство приобрести в установленные сроки транспортные средства в установленном количестве и с соответствующими характеристиками.
Таким образом, в приложении N 7 к конкурсной документации, предусмотрено принятие на себя участником конкурса обязательства по приобретению в установленные сроки транспортных средств в установленном количестве и с соответствующими характеристиками в случае выдачи ему свидетельства об осуществлении перевозок, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 23 Закона N 22-ФЗ.
Руководствуясь приложением N 7 к конкурсной документации, не соответствующим требованиям пункта 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, ООО "Трансрегионкавказ" не приобрело в установленный срок транспортные средства до получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что закон предоставляет возможность принять участие в конкурсе и быть признанным победителем даже при отсутствии у претендента транспортных средств, с условием, что такие транспортные средства будут приобретены в установленные сроки. Подразумевается, что такой срок достаточен для приобретения транспортных средств.
Игнорирование требований статьи 23 Закона N 220-ФЗ является недопустимым, т.к. именно оно будет приводить к нарушению требований Закона "О защите конкуренции" и приводить к определению победителя конкурса не посредством проведения открытой публичной процедуры торгов, а посредством манипулирования организатором торгов положений конкурсной документации и норм действующего законодательства.
ООО "Трансрегионкавказ", получившее право на выдачу свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, представило в требуемые сроки транспортные средства и необходимые документы на транспортные средства и подтвердило в срок, не превышающий тридцати дней со дня утверждения результатов открытого конкурса, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
В рассматриваемом деле ООО "Трансрегионкавказ" представлены все необходимые документы, оснований для отказа Министерством в выдаче свидетельства не имелось.
Соответствие или несоответствие технических характеристик транспортных средств, в рассматриваемом случае, не является основанием для отказа в выдаче свидетельства на право осуществление перевозки пассажиров. Транспортные средства ООО "Трансрегионкаваз" соответствовали предъявляемым к ним требованиям для осуществления пассажирских перевозок (категория автомобиля, количество сидящих мест). Технические характеристики транспортных средств влияют на количество баллов по итогам, которых признается победитель при наличии нескольких участников.
Доводы Министерства не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Объявление о проведении повторного конкурса на перевозки пассажиров по тем же самым маршрутам не является основанием, при котором антимонопольный орган при выявлении нарушений порядка организации и проведения торгов обязан, либо имеет право не выдавать предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.
Подлежит отклонению довод Министерства о том, что оспариваемое решение Управления от 08.12.2020 по делу N АМЗ 20-12/20 не соответствует требованиям, предъявляемым к нему по содержанию и форме, установленным в статье 41 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункта 3.156 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339. Как следует из содержания решения Управления от 08.12.2020 по делу N АМЗ 20-12/20, указанное решение принималось не в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом, а в соответствии с порядком, установленным статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Нарушений порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного Законом N 135-ФЗ, не установлено.
Оспариваемое решение Управления является законным, а требование Министерства о признании его недействительным не подлежало удовлетворению.
Поскольку основанием выдачи оспариваемого предписания от 08.12.2020 послужили обстоятельства, установленные в решении Управления от 08.12.2020 по делу N АМЗ 20-12/20, требование о признании указанного предписания недействительным также не подлежало удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2021 по делу N А61-4414/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4414/2020
Истец: Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания
Ответчик: УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: ООО "Трансоегионкавказ", ООО "ТРАНСРЕГИОНККАВКАЗ"