город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2021 г. |
дело N А53-14851/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Нарышкиной Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Азова "Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2021 по делу N А53-14851/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Рента" (ОГРН 1146188002135, ИНН 6140041103) к муниципальному унитарному предприятию города Азова "Теплоэнерго" (ОГРН 1186196035992, ИНН 6166111316) о взыскании неосновательного обогащения, обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рента" (далее - истец, ООО "Рента", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию города Азова "Теплоэнерго" (далее - ответчик, МУП "Теплоэнерго", предприятие) о взыскании неосновательного обогащения за период с апреля 2018 года по октябрь 2020 года в размере 58 828,42 руб., обязании в течение месяца с дата вступления решения суда в законную силу обеспечить качество предоставляемой услуги ГВС в соответствии с приложением N 1 к Правилам N 354 от 06.05.2011 в части соблюдения надлежащего температурного режима горячего водоснабжения МКД, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, пер. Черноморский, 66А (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик не был ознакомлен с заключением специалиста N 2020/128 от 08.12.2020. Расчет истца основан на отчетах о суточных параметрах теплоснабжения, что противоречит Постановлению N 354.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управлении истца находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Азов, пер. Черноморский, дом N 66А, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.06.2015.
25.11.2014 между МУП г. Азова "Теплоэнерго" и ООО "Наш дом" (в настоящее время ООО "Наш дом" переименовано в ООО "Рента") был заключен договор энергоснабжения N 706 для исполнителей коммунальных услуг, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (для нужд отопления и приготовления горячей воды) на границу раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в установленные сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Ежемесячно ООО "Рента" направляет в адрес ответчика данные ОДПУ. Так, с ноября 2017 года и по настоящее время в МКД, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Азов, пер. Черноморский, дом N 66А, на основании данных ОДПУ зафиксировано ненадлежащее качество предоставляемой услуги в жилом доме в зоне МУП г. Азова "Теплоэнерго", а именно температура ГВС, подаваемая на дом, не соответствует установленным нормативам.
По мнению истца, выставление счетов по горячему водоснабжению в полном объеме за период с ноября 2017 года по октябрь 2020 года необоснованно, поскольку ресурсоснабжающей организацией осуществляется поставка ГВС ненадлежащего качества.
Истцом был произведен расчет снижения платы за горячее водоснабжение в связи с подачей ее ненадлежащего качества за период с апреля 2018 года по октябрь 2020 года на сумму 58 828,42 руб. (уточненные требования).
В рамках досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия о произведении перерасчета суммы переплаты за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, которая оставлена последним без удовлетворения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
В соответствии с Законом о теплоснабжении качество теплоснабжения представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В соответствии с пунктами 1, 5, 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.
Согласно положениям статьи 2 и 19 Закона о теплоснабжении в точке учета средствами коммерческого учета фиксируются как количественные, так и качественные характеристики поставленного теплоносителя.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354.
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
На основании пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), т.е. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия. Названным пунктом приложения N 1 также установлены допустимые отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в ночное время и дневное время, а также предусмотрено, что за каждые 3 градуса Цельсия отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов Цельсия, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Таким образом, Правила N 354 не допускают полного отказа от оплаты горячей воды при нарушении ее температурного режима, однако для снижения платы за нее в указанном порядке требуются почасовые данные о температуре горячей воды.
Как следует из ведомостей суточных и часовых параметров теплопотребления за период в период с ноября 2017 года по октябрь 2020 года, ответчик поставлял горячую воду низкой температуры на протяжении всего периода.
Таким образом, суд пришел к выводу, что возникновение у ответчика обязанности по перерасчету размера платы за ГВС подтверждается ведомостями параметров теплопотребления.
В обоснование расчета исковых требований истцом представлено заключение специалиста N 2020/128 от 08.12.2020, согласно которому за период с ноября 2017 года по октябрь 2020 года сумма перерасчета составила 73 775,93 руб.
Судом первой инстанции установлено, что факт поставки ГВС ненадлежащего качества подтверждается представленными актами приема-передачи тепловой энергии, сводными ведомостями учета индивидуального потребления коммунальных услуг, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.
Ежемесячно ООО "Рента" направляет в адрес МУП г. Азова "Теплоэнерго" отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя с информацией о суточных параметрах теплоснабжения. Указанные документы представлены истцом в материалы дела с отметками МУП г. Азова "Теплоэнерго" о получении данных документов (отчет исх. N 559 от 25.11.2020 и другие), что опровергает доводы ответчика об отсутствии у него указанной информации.
Из материалов дела следует, что ООО "Рента" на протяжении спорного периода извещало МУП г. Азова "Теплоэнерго" о некачественной подаче ресурса.
Теплоснабжающая организация имела возможность направить своего представителя для снятия показаний прибора учета с почасовыми показателями температуры поставляемой горячей воды. Данные действия теплоснабжающей организацией в спорный период не совершены. При этом доказательств ненадлежащей работы прибора учета либо его несоответствия установленным требованиям, ответчиком не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в отсутствии мотивированных возражений ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания задолженности в размере 58 828,42 руб.
Удовлетворяя требования об обязании ответчика в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить качество предоставляемой услуги ГВС в соответствии с приложением N 1 к Правилам N 354 от 06.05.2011 в части соблюдения надлежащего температурного режима горячего водоснабжения МКД, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, пер. Черноморский, 66А, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Под качеством теплоснабжения согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы), которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 2.4 указанных СанПиН горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.
Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил N 124 если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем).
В силу пункта 17 Правил N 124 показатели качества поставляемого коммунального ресурса являются одним из существенных условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг.
При этом пунктом 20 Правил N 124 установлено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 354, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Факт поставки теплосносителя в спорный многоквартирный дом с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 4 приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Поскольку теплоноситель, поставляемый ответчиком по договору, не соответствовал требованиям пунктов 2.1 и 2.2 договора, суд первой инстанции обязал муниципальное унитарное предприятие города Азова "Теплоэнерго" обеспечить качество предоставляемой услуги ГВС в соответствии с приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в части соблюдения надлежащего температурного режима горячего водоснабжения МКД, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, пер. Черноморский, 66А.
Доводы ответчика о том, что он не был ознакомлен с заключением специалиста, приложенному к иску, судом апелляционной инстанции отклоняются как не влияющие на правомерность выводов суда первой инстанции.
В материалах дела отсутствует ходатайство ответчика об ознакомлении с материалами дела в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2021 по делу N А53-14851/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Азова "Теплоэнерго" (ОГРН 1186196035992, ИНН 6166111316) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавсказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14851/2021
Истец: ООО "Рента", ООО "РЕНТА"
Ответчик: МУП ГОРОДА АЗОВА "ТЕПЛОЭНЕРГО"