г. Москва |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А40-70768/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - МРО ФСС РФ Филиал N 38
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2021 по делу N А40-70768/21
по заявлению ООО "АНКОР ФИНТЕК"
к ГУ - МРО ФСС РФ Филиал N 38
о признании незаконным приказа
в присутствии:
от заявителя: |
Жухевич И.А. по дов. от 22.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
Грозина Л.В. по дов. от 23.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АНКОР ФИНТЕК" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 38) (ответчик, Фонд) о признании незаконным Приказа от 22.12.2020 N 3309 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вынесенное ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 38) в отношении общества, как не соответствующее действующему законодательству РФ.
Решением от 08.07.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 04.01.2021 обществом от ответчика было получено письмо - N 10-07/06-15742 об установлении надбавки к страховому тарифу на 2021 год.
В вышеуказанном письме Фонд сообщил об установлении заявителю надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2021 год, а также о том, что надбавка на 2021 год установлена позже срока, предусмотренного пунктом 9 Правил (постановление Правительства РФ от 30.05.2021 N 524), в связи с техническим сбоем новой программы ФК РУСТ Целевое решение ЕИИС "Соцстрах".
К письму N 10-07/06-15742 ответчиком был приложен Приказ N 3309 от 22.12.2020 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании данного Приказа страхователю ООО "АНКОР ФинТек" (рег.N 7731200868) установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 19% с приложением к данному приказу расчета надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему году.
Не согласившись с оспариваемым приказом Фонда, общество обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Федерального закон N 125-ФЗ).
Вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируют Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Правила).
Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом (п. 3 Правил).
Согласно пункту 9 Правил решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Из материалов дела следует, что расчёт надбавки к страховому тарифу на 2021 год произведен на основании таблицы 5 представленных заявителем в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчетам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 1 полугодие 2020 года и с учетом несчастного случая (1 человек), происшедшего в 2019 году, на основании пункта 8 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н.
Кроме того, расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в сумме 98 778,76 руб. отражены страхователем в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчетам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 2019 год.
Ответчиком представлен расчет надбавки в соответствии с установленной Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н.
Из апелляционной жалобы следует, что для расчета надбавки используются данные Расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС, представленные ООО "АНКОР ФинТек" в Филиал N 38 Отделения Фонда за 2012 -2020 годы.
Между тем, данные доводы опровергаются материалами дела.
Фондом, вопреки доводам жалобы, не было представлено обоснование использования определенных видов значений, а также не были приложены документы, подтверждающие достоверность и корректность указанных значений показателей.
Определяющими значениями в применяемой формуле являются коэффициенты и q2:
* - коэффициент специальной оценки условий труда, определяется как отношение разницы числа рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка, и числа мест с вредными или опасными условиями труда к общему количеству рабочих мест;
* q2 - коэффициент проведения обязательных медицинских осмотров, рассчитывается как отношение числа работников, прошедших обязательные медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра.
Указанные Фондом значения для и q2 - 50 (пятьдесят) рабочих мест в отношении которых проведена спецоценка условий труда и 50 (пятьдесят) работников, прошедших обязательные медицинские осмотры. Однако такие значения не предоставлялись заявителем ответчику, в связи с чем такие значения не соответствуют действительности и не подтверждаются какими-либо объективными доказательствами. Фондом не были представлены подтверждающие документы, на основании которых можно было бы установить возникновение и использование для расчета надбавки именно таких значений.
Согласно материалам дела, заявителем были представлены доказательства того, что количество проведенных мероприятий по спецоценке условий труда и медицинским осмотрам существенно отличается от тех, которые применялись ответчиком при расчете надбавки. Так, из Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения следует, что количество рабочих мест, в отношении условий труда на которых проведена специальная оценка условий труда на начало года - 99 (девяносто девять), количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры на начало года - 36 (тридцать шесть) чел. Таким образом, в действительности коэффициент содержит в себе значение - 99, a q2 - 36.
Ответчиком не представлены доказательства в подтверждение достоверности расчета в части и других значений. Так, в расчете предусмотрен такой показатель, как суммы оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, произведенные территориальным органом Фонда в связи со страховыми случаями, произошедшими у страхователя за три года. предшествующие текущему календарному году. Указанное в расчете ответчика значение данного показателя - 408 268,11 рублей. Возможность проверить достоверность указанного значения отсутствует, поскольку такие выплаты производятся Фондом, однако документы, подтверждающие размер такой суммы, ответчиком не представило.
В пунктах 11,12 Постановления N 524 от 30.05.2012 указано, что данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию.
После принятия Заявления ООО "АНКОР ФинТек" к производству заявителем от ответчика был получен запрос - N 11-07/06/7154 от 12.05.2021 с требованием предоставить документы, подтверждающие: - проведение специальной оценки условий труда (50 рабочих мест); - проведение периодических осмотров (50 работников). Поскольку фактическое количество проведенных специальных оценок условий труда и проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров отличалось от запрашиваемого, ООО "АНКОР ФинТек" исполнило запрос, передав ответчику сведения с достоверным количеством проведенных мероприятий. Таким образом, ООО "АНКОР ФинТек" надлежащим образом подтвердило Фонду количество проведенных периодических медицинских осмотров в отношении 36 (тридцати шести) работников и количество проведенных специальных оценок условий труда в отношении 99 (девяноста девяти) рабочих мест.
Фонд указывает, что заявитель не был лишен права на обращение в Филиал N 38 Отделения Фонда с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 г.
Между тем, в соответствии с п. 9. Постановления N 524 от 30.05.2012 решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года. При этом согласно п. 7. Постановления N 524 от 30.05.2012 для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь обращается с заявлением не позднее 1 ноября текущего календарного года. Таким образом, законодатель намеренно разграничил сроки и предоставил возможность страхователям обращаться по вопросу установления скидки в течение 2 (двух) месяцев с момента вынесения решения об установлении надбавки. Определенные значения, такие как суммы оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, произведенные территориальным органом Фонда в связи со страховыми случаями, произошедшими у страхователя за три года, предшествующие текущему календарному году, страхователь может узнать исключительно от страховщика, в частности из соответствующего решения об установлении надбавки. Кроме того, ответчиком не учтено, что заявитель может быть согласен с действующим размером страхового тарифа, и неполучение в установленные законом сроки (до 01.09.2020) решения об установлении надбавки может стать причиной отсутствия намерения обращаться с вопросом об установлении скидки.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, ответчик не доказал обстоятельства, на которых основывает свою правовую позицию.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ Фонда является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2021 по делу N А40-70768/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70768/2021
Истец: ООО "АНКОР ФИНТЕК"
Ответчик: МРО ФСС Филиал N 38