г. Москва |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А40-19278/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2021 по делуN А40-19278/21 (144-134)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Федотова М.И. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - ответчик, Управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в письме от 22.12.2020 N КУВД-001/2020-15058352 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944 общей площадью 116,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бажова, д. 7. и обязании Управления Росреестра по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке путем осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944 общей площадью 116,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бажова, д. 7, на основании документов, направленных с заявлениями от 14.09.2020 N КУВД-001/2020-15058352 и от 19.10.2020 N MFC-0558/2020-605502-1.
Решением суда от 16.06.2021, принятым по настоящему делу, заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании ч.2 ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
Департаментом городского имущества города Москвы проводились мероприятия по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944, а именно комнаты 2д помещения II, расположенного в здании по адресу: г. Москва, ул. Бажова, Д. 7.
Ранее в собственности города Москвы находилось помещение общей площадью 357,9 кв.м. (подвал пом. II ком. 1-5,8,10,11,11а, 12-19,19а,20-23, пом. IV ком. 1-4, 4а, 4б, 5, 5а, 5б, 5в, 5г), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 77 АЖ 118303 от 09.09.2007.
После осуществления перепланировки указанного помещения в сведения ЕГРН были внесены изменения, по результатам которого получено Свидетельство о государственной регистрации права собственности города Москвы на помещение общей площадью 349,8 кв.м. (этаж подвал N 0, номера на поэтажном плане: подвал, помещение II - комнаты с 1 по 4, 4а, 4б, 5, 5а, 5б, 5в, 5г) с кадастровым номером 77:02:0019004:1901, в состав которого не была включена комната 2Д.
В дальнейшем объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1901 был преобразован в объекты с кадастровыми номерами 77:02:0019004:1943, 77:02:0019004:1944, 77:02:0019004:1945.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944 образован с ошибочным перечнем комнат и площадью, в связи с тем, что был учтен с ошибочными сведениями, перенесенными из родительского объекта с кадастровым номером 77:02:0019004:1901.
В целях устранения ошибки в сведениях ЕГРН Департаментом было направлено заявление от 14.09.2020 N КУВД-001/2020-15058352 с приложением технического плана в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0019004:1944.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 23.09.2020 N КУВД-001/2020-15058352/1 о приостановлении государственного кадастрового учета.
Основаниями для приостановления проведения учетных действий послужило несоответствие технического плана требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в части представления графической части, а также наличие оснований полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы третьих лиц.
С целью устранения причин приостановления государственного кадастрового учета в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 19.10.2020 N MFC-05 5 8/2020- 605502-1 был направлен исправленный технический план.
Вместе с тем, в качестве документов, подтверждающих факт наличия ошибки, к направленному техническому плану были приложены следующие документы: архивный поэтажный план подвала по состоянию на 09.10.2007 (до перепланировки); свидетельство о государственной регистрации права от 09.08.2007 (77 АЖ N 118303); абрис внутренних помещений подвала с журналом обмера по состоянию на 05.04.2010 (после перепланировки); Свидетельство о государственной регистрации права от 12.08.2013 (77- АП N 124900).
В разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" дано подробное обоснование наличия реестровой ошибки.
В соответствии с заключением кадастрового инженера при анализе исходных правовых документов выявлена реестровая ошибка в объекте недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1901.
Вследствие допущенной ошибки в документах основаниях, использованных при учете изменений в объекте недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1901, общей площадью 357,9 кв.м. (Свидетельство о государственной регистрации права N 77 АЖ 11803 от 09.09.2007) не была включена в состав помещений комната 2д, расположенная в помещении II в подвале, хотя на приложенном архивном поэтажном плане видно, что граница комнаты 2 до перепланировки включала в себя комнату 2д, образованную после перепланировки.
Соответственно площадь помещения, после внесения изменений стала также некорректной и составила 349,8 кв.м. (Свидетельство о государственной регистрации права N 77-АП 024900 от 12.08.2013). Из объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1901, образованного после перепланировки с некорректным перечнем и площадью, вследствие раздела образовались помещения с кадастровыми номерами 77:02:0019004:1943, 77:02:0019004:1944, 77:02:0019004:1945.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944 образован с ошибочным перечнем комнат и площадью, в связи с тем, что был учтен с ошибочными сведениями, перенесенными из родительского объекта с кадастровым номером 77:02:0019004:1901.
Корректный перечень объектов недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944: пом. II (ком. 1, 1а, 2, 2а, 26, 2в, 2г, 2д, 3, 14-16, 19, 19а, 20-23), общая площадь: 123,9 кв.м.
Однако, при рассмотрении технического плана государственным регистратором доводы кадастрового инженера, а также приложенные документы, подтверждающие факт наличия реестровой ошибки, не были приняты во внимание, в связи с чем, 05.11.2020 Управлением Росреестра по Москве в уведомлении N КУВД-001/2020-15058352/2 принято решение об отказе в снятии приостановления.
Департаментом дополнительно в Управление Росреестра по Москве было направлено письмо N ДГИ-И-80978/20 от 16.11.2020 с разъяснениями по вопросу исправления реестровой ошибки.
Таким образом, представленные документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для осуществления регистрационных действий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0019004:1944 общей площадью 116,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бажова, д. 7, на основании документов, направленных с заявлениями от 14.09.2020 N КУВД-001/2020-15058352 и от 19.10.2020 N MFC-0558/2020-605502-1.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2021 по делу N А40-19278/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19278/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ