г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А40-1129/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2021 г. по делу N А40-1129/21
по заявлению ООО "Торгово-Промышленная Компания"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: |
Анохин Г.П. по доверенности от 02.03.2020; |
от заинтересованного лица: |
Алтуханов И.М. по доверенности от 21.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-Промышленная Компания" (далее - Заявитель, ООО "ТПК", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦЭТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий ЦЭТ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2021 г. заявление ООО "ТПК" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦЭТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что на Энергетический таможенный пост (центр электронного декларирования) ЦЭТ (далее - ЭТП (ЦЭД) ООО "ТПК" подана в электронной форме временная декларация на товары N 10006060/020920/0081836 (далее - ВТД).
В ВТД заявлен товар: "пропиточные высококипящие ароматические масла и смолы (ПВАМС), товар представляет собой смесь смолы нефтяной тяжелой марки А, СТО 50236110-002-2011 с изм.1, и мазута топочного 100, гост 10585- 13...". Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2707 999900.
16.09.2020 г. на ВТД N N 10006060/020920/0081836 подана полная декларация на товары (далее - ПВД) N 10006060/160920/0086678 на товар: "пропиточные высококипящие ароматические масла и смолы (ПВАМС), произведенные ООО "ТПК" по ТУ 2451 -001 -74245533-2016" Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2707 999900.
После запроса документов, подтверждающих физико-химические характеристики товара, на основании приказа ФТС России от 19 июня 2020 года N 550 "О внесении изменений в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 г. N 28" ЭТП (ЦЭД) ЦЭТ на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), были приняты решения об отказе в выпуске товаров, заявленных в полной ТД, так как не представлены дополнительные документы, содержащие характеристики товара, необходимые для его однозначной классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕА.ЭС.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Положениями пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08 и Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 г. N 631-О-О представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Положениями пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС где указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары;
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16.07.2012 г. N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС" и "Единый таможенный тариф ЕАЭС", которым установлены Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям. Основаниями для отнесения товара к определенной товарной позиции являются его состав, область применения, свойства и технологическая функция каждого компонента. Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларированием является заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. В соответствии частями 1 и 2 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Процедура временного периодического таможенного декларирования товаров урегулирована в статье 102 Федерального закона N 289-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что при вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
При временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации) (пункт 5 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ).
Пунктом 15 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что после фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.
В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товаре, в том числе их классификационный код по ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями ОПИ 2-4 ТН ВЭД.
При этом в соответствии с Правилом 3 (а) ОПИ ТН ВЭД предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. В соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Это означает, что наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара. В соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД определяются первые четыре знака в коде товара в соответствии ТН ВЭД.
В тексте товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС указано: "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических".
Таким образом, текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС устанавливает 2 вида товаров, которые могут классифицироваться в ней:
1) Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
2) Аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным в ЦЭТ России, при таможенном декларировании товара "Пропиточные высококипящие ароматические масла и смолы" (ПВАМС)", ТУ 2451-001-74245533-2016 по ВТД N 10006060/070820/0073610 (код 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС), в ЦЭТ России был представлен ТУ 2451-001-74245533-2016 указанного товара, согласно которому требуемые ЦЭТ России физико-химические показатели товара не нормируются.
Согласно представленным в ЦЭТ при таможенном декларировании товара "Пропиточные высококипящие ароматические масла и смолы" (ПВАМС)", ТУ 2451-001-74245533-2016 по ВТД N 10006060/020920/0081836 (код 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС), в ЦЭТ России был представлено Предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 21.02.2017 г. ЦЭТ, где рекомендовано таможенное декларирование указанного товара по коду 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленному ООО "ТПК" при таможенном декларировании и вывозе на пределы РФ, согласно которому требуемые ЦЭТ России физико-химические показатели товара не нормируются.
При временном таможенном декларировании ЦЭТ не требовало предоставление физико-химических показателей товара (ПВАМС), ТУ 2451-001-74245533-2016, когда товар был в наличии у ООО "ТПК" и требуемых при за закрытии Полной таможенной декларации, когда указанный товар у ООО "ТПК" отсутствует в связи с его вывозом за пределы РФ, что делает невозможным тестирование товара по требуемым физико-химическим показателям, как и их предоставление по требованию ЦЭТ.
Ссылка же на требование Приказа ФТС России от 19.06.2020 г. N 550 о предоставлении физико-химических характеристик товара является необоснованной и незаконной.
Исходя из буквального текста Приказа ФТС России от 19.06.2020 г. N 550, данными приказом вносятся изменения в подпункт 48.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС отдельных товаров, приведенных в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 года N 28 (зарегистрирован Минюстом России 16.04.2019 г., регистрационный N 54388) и вступившем в силу 14.09.2020 г., а именно "48.1. Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС." и в нем (Приказ ФТС России от 19.06.2020 г. N 550) не говорится о обязательном предоставлении, либо обязательном тестировании вывозимых товаров по физико-химическим характеристикам требуемым ЦЭТ, в нем определяется только предельное содержание ароматических веществ для квалификации в товарной позиции товара.
В соответствии с пунктами 2, 7 статьи 325 ТК ЕАЭС ООО "ТПК" в установленный срок письмами исх. N 388 от 17.09.2020 г., исх. N 400 от 01.10.2020 г., исх. N 406 от 02.10.2020 г., исх. N 409 от 08.10.2020 г. дало обоснованные пояснения причин по которым истребуемые документы и сведения не могут быть представлены по причине их отсутствия, а часть документов и сведений предоставлены одновременно с подачей таможенных деклараций должны декларантом, чему должностные лица ЦЭТ России не дали должной оценки, в результате чего незаконно отказали в выпуске/закрытии полных таможенных деклараций на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, необоснованный отказ в закрытии Полных таможенных деклараций на товар проданный и вывезенный за пределы Российской Федерации по ВТД N 10006060/020920/0081836 (код 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС) лишает Заявителя права на возмещение НДС в соответствии со статьей 165 ПК РФ.
Таможенный орган указал, что перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710, был дополнен Приказом ФТС N 550 от 19.06.2020 г. "О внесении изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведённые в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 года N 28" в отношении нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и содержащих более 50 масс.% ароматических составных частей.
Исходя из формулировки пункта 48.1 Приказа ФТС N 550 для классификации товаров в товарной позиции 2710 необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий: товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород; содержание ароматических составляющих в товаре составляет более 50 мас.%.
Однако, как верно счёл суд первой инстанции, указанное разъяснение о классификации также не распространяется на спорный товар, поскольку последний хотя и содержит более 50 масс.% ароматических составных частей, тем не менее не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Исходя из буквального текста Приказа ФТС России от 19.06.2020 г. N 550 в нем отсутствует указание об обязательном предоставлении, либо обязательном тестировании вывозимых товаров по физико-химическим характеристикам требуемым ЦЭТ, в нем определяется только предельное содержание ароматических веществ для квалификации в товарной позиции товара.
Доказательств обратного таможенным органом не представлено.
При таких обстоятельствах таможенным органом не доказано наличие законных оснований для отказа в выпуске товаров по спорным таможенным декларациям.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 г. N 09АП-15092/2021 по делу N А40-209887/2020, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2021 г.
Кроме того, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда города Москвы по делу А40-1132/21 от 25.05.2021 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-1132/21 от 23.08.2021 г., решения ЦЭТ о классификации аналогичных товаров признаны незаконными.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Общество в целях планирования хозяйственной деятельности, в том числе, внешнеэкономической, должно быть заблаговременно осведомлено о составе и содержании своих фискальных обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на ведение экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны быть внезапными.
Иные приведенные таможенным органом доводы судом оценены и проверены, однако, сами по себе основанием для отказа в удовлетворении заявленных требованиях не являются.
Оспариваемые действия таможенного органа противоречат нормам таможенного законодательства и нарушают права Заявителя, на которого возложена дополнительная обязанность по предоставлению документов, не предусмотренных законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "ТПК".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.05.2021 по делу N А40-1129/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1129/2021
Истец: ООО " ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "
Ответчик: Центральная энергетическая таможня