г. Ессентуки |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А15-551/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу СПК "Амадаг" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.03.2021 по делу N А15-551/2020,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Амадаг" (далее - СПК "Амадаг", истец) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство), сельскохозяйственному производственному кооперативу "Курах-Даг" (далее - СПК "Курах-Даг"), Управлению Росреестра по Республике Дагестан (далее - управление), филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД) о восстановлении нарушенного права владения и пользования земельным участком, расположенном на границе Дербентского района с кадастровым номером 05:07:000098:3 площадью 4681259 кв. м в границах, определенного договором аренды N 97; об обязании министерства привести границы переданного в аренду СПК "Амадаг" указанного земельного участка в соответствие с границами, определенными договором аренды N 97 от 01.07.2013.
Решением суда от 31.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что при заключении договора аренды от 01.07.2013 стороны нарушили порядок его заключения, а именно, не обеспечили соблюдение публичного порядка предоставления земельного участка.
Не согласившись с решением суда, СПК "Амадаг" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. Апеллянт указывает, что недействительность договора аренды земельного участка N 97 от 01.07.2013 не являлась предметом спора. Заявитель жалобы ссылается на то, что право аренды земельного участка своевременно зарегистрировано в управлении за СПК "Амадаг" и сторонами не оспорено.
Отзыв на жалобу суду не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.03.2021 по делу N А15-551/2020 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.09.2007 на основании распоряжения N 297-р от 13.06.2007 зарегистрировано право собственности министерства на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000098:0001 общей площадью 7181254 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, установлено относительно ориентира Дербентский район, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации N 05-05-01/075/2007-132, 05.09.2007 выдано свидетельство серии 05-АА N 097623.
08.04.2013 распоряжением министерства от N 171-р отделу учета и реестра республиканской собственности поручено внести в реестр земельные участки категории "земли сельскохозяйственного назначения" площадями 2499995 кв. м и 4681259 кв.м с кадастровыми номерами 05:07:000098:4 и 05:07:000098:3 соответственно, образованные при разделе земельного участка площадью 7181254 кв. м с кадастровым номером 05:07:000098:0001, находившегося в пользовании муниципального сельскохозяйственного предприятия "Ашарский" Курахского района, расположенные по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с распоряжением министерства от 28.06.2013 N 414-р между министерством (арендодатель) и СПК "Амадаг" (арендатор) заключен договор аренды от 01.07.2013 N 97 земельного участка с кадастровым номером 05:07:000098:3 площадью 468,1259 га, категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения отгонного животноводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1 договор аренды заключен сроком на 20 лет, до 01.07.2033
01.07.2013 земельный участок передан арендатору по передаточному акту.
16.09.2013 договор зарегистрирован в установленном законом порядке (номер записи: 05-05-01/504/2013-365).
Согласно распоряжению министерства от 18.04.2012 N 330-р между министерством (арендодатель) и СПК "Курах-Даг" (арендатор) заключен договор аренды от 20.04.2012 N 29 земельного участка с кадастровым номером 05:07:000098:5 площадью 259,0365 га, категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения отгонного животноводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью.
20.04.2012 земельный участок передан арендатору по передаточному акту.
Истцом выявлено изменение министерством фактических границ земельного участка СПК "Амадаг" и наложения на него границы соседнего участка, предоставленного МСП "Курахский".
Посчитав, что границы арендуемого СПК "Амадаг" земельного участка нарушены министерством, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ, статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заинтересованное лицо вправе требовать в судебном порядке восстановления своих нарушенных прав и законных интересов от лиц, допустивших такие нарушения, установленными законом способами, соответствующими содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статьи 304, 305 Гражданского кодекса).
В материалы дела в подтверждение права на владение и пользование земельным участком площадью 468,1259 га истцом представлен договор аренды N 97 от 01.07.2013, заключенный на основании распоряжения министерства N 414-р от 28.06.2013.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012.
В действующей с 01.03.2015 редакции указанного пункта статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено аналогичное правило.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Исследовав и оценив представленные истцом в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии общества права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый им в аренду земельный участок, исходя из следующего
Положениями Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" устанавливалась возможность передачи земельных участков коллективам колхозов и акционерным обществам, созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Указом N 323 на органы местной администрации возложена обязанность по принятию решений по перераспределению земель, на колхозы и совхозы - по проведению в 1992 году реорганизации, приведению своего статуса в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрации в соответствующих органах, а на районные органы исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам - по установлению среднерайонных норм бесплатной передачи земли, с учетом ее качества, в собственность граждан.
Участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, подлежали включению в фонды перераспределения земель. Коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, должны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
Постановлением Правительства N 86 предполагалось разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель с выделением земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, получали право на покупку земли и имущества бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования предполагалась перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств допускалось образование товариществ, акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной земельным законодательством. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. Владелец имущественного пая и земельной доли мог внести их в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что после реорганизации колхоза уполномоченным органом издавался акт, закреплявший за обществом или его правопредшественниками на праве постоянного (бессрочного) пользования земли, оставшиеся после перераспределения принадлежавших колхозу земель и передачи их части в коллективно-долевую собственность работников названной сельскохозяйственной организации.
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ (в редакции от 05.04.2013) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При таких обстоятельствах, в момент заключения договора аренды от 01.07.2013 земельным законодательством допускалось предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключительно на торгах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 07.06.2013) предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 12 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" установлен порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, согласно пункту 1 которого земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет, находящиеся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи предусмотрена обязанность собственника передаваемого в аренду земельного участка по обеспечению подготовки и заблаговременного (не менее чем за 30 дней) опубликования сообщения о передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в официальном печатном органе Республики Дагестан.
Исходя из статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Порядок предоставления земельного участка в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован, в связи с чем, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам статьи 38 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов ответчика и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Суд первой инстанции верно установил, что при заключении договора аренды от 01.07.2013 стороны нарушили порядок его заключения. В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения публичного порядка предоставления земельного участка. Доказательств, подтверждающих наличие у истца права на предоставление земельного участка без торгов, в материалах дела не имеется, равно как и доказательств, подтверждающих правопреемство кооператива и переход к нему (кооперативу) права на земельный участок.
Поскольку материалами дела установлено нарушение порядка заключения договора от 01.07.2013, указанный договор в соответствии со статьей 168 ГК РФ, является недействительной (ничтожной) сделкой.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований кооператива о восстановлении границ спорного земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал СПК "Амадаг" в удовлетворении заявленных требований.
Довод апеллянта о том, что право аренды земельного участка своевременно зарегистрировано в управлении за СПК "Амадаг" и сторонами не оспорено, не имеет правового значения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что после реорганизации колхоза уполномоченным органом издавался акт, закреплявший за СПК "Амадаг" на праве постоянного (бессрочного) пользования земли, оставшиеся после перераспределения принадлежавших колхозу земель.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку стороны не заявляли о признании недействительной (ничтожной) сделки договора аренды от 01.07.2013 N 94, отклоняются по следующим основаниям.
Поскольку договор аренды заключен 01.07.2013 в рассматриваемом случае подлежат применению нормы ГК РФ об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181 ГК РФ) в редакции от 28.06.2013.
Названной редакцией статей 166, 168 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Суд первой инстанции установил, что земельный участок был предоставлен истцу с нарушением действовавшего в момент предоставления земельного законодательства порядка, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения публичного порядка предоставления земельного участка, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о ничтожности договора аренды земельного участка от 01.07.2013 N 94 в силу статьи 168 ГК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.03.2021 по делу N А15-551/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-551/2020
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "АМАДАГ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "КУРАХ-ДАГ"
Третье лицо: СПК "КУРАХ-ДАГ", Управление Росреестра по РД, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан, Шабанов Хидирнаби Яхъяевич