г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А56-32070/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Ковальчук Ю.А., по доверенности от 25.11.2020 (онлайн);
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25920/2021) общества с ограниченной ответственностью "Вира сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2021 по делу N А56-32070/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вира сервис"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вира сервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) N 90 от 16.02.2021.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Вира сервис" в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции при вынесении решения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что в рамках гражданского дела N 2-40/2021, которое находится в производстве Сланцевского городского суда Ленинградской области была проведена экспертиза, в рамках которой установлено, что для ремонта фасада многоквартирного дома требуется капитальный ремонт, данный объем выполнить в рамках текущего ремонта многоквартирного дома невозможно. Таким образом, работы указанные в предписании могут быть выполнены только в рамках капитального ремонта фасада многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направил, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ВИРА сервис" является управляющей организацией в 79 многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных в городе Сланцы Ленинградской области, осуществляет деятельность по управлению данными многоквартирными домами, в том числе МКД N 14 по ул. Кирова.
На основании распоряжения N 90 от 27.01.2021 председателя (заместителя председателя) Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области 03.02.2021 главным специалистом инспекционного отдела Комитета Мельниковым Н.Н. проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества в целях установления факта выполнения ранее выданного предписания от 21.02.2020 N129.
По результатам внеплановой проверки Комитетом составлен акт проверки N 90 от 16.02.2021 и выдано предписание N 90 от 16.02.2021, согласно пункту 1 которого со стороны заднего фасада, а также с боковых сторон МКД, наблюдается разрушение бетонного основания козырьков (перекрытий витражей расположенных над нежилыми помещениями), в частности наблюдается оголение арматуры в перекрытиях, выкрашивания бетонного слоя, мер по восстановлению целостности перекрытий не принимается, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил N170, в связи, с чем Обществу предписано: "Провести работы в соответствии с Правилами N170", в срок до 16.08.2021.
Согласно пункту 2 предписания: со стороны заднего фасада наблюдается повреждение отделочного слоя цоколя, что является нарушением пункта 4.2.3.4 Правил N 170, в связи с чем, Управляющей организации предписано провести работы в соответствии с Правилами N 170 в срок до 16.08.2021.
Не согласившись с указанным предписанием Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1). Соответственно, Правила N 170 являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, статус Общества как управляющей компании спорного МКД предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, обеспечении безопасности дома в процессе его эксплуатации, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении качественных коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Такое участие обусловлено рядом нормативных требований и условиями договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (статья 39, части 1, 1.1, 2.3 статьи 161, статья 162 ЖК РФ, статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 10 Правил N 491, пункт 1.1 Правил N 170).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Минимальный перечень N 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Выполнение работ, предусмотренных предписанием от 11.07.2017 N 230-св, предусмотрены законодательством и включены в Минимальный перечень N 290, который обязателен для исполнения управляющей организацией независимо от их указания в договоре управления.
В соответствии с пунктом 3 Минимального перечня N 290, в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов включены такие работы, как: выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней.
В случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня N 290, в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включены такие работы, как: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу подпункта "г" пункта 6 Правил N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2. Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Факт нарушения Обществом пунктов 4.2.4.2 и 4.2.3.4 Правил N 170 установлен Комитетом и судом, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N 90 от 16.02.2021.
Мероприятия согласно предписанию N 90 от 16.02.2021 относятся к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания и направленным на поддержание надлежащего содержания общего имущества. Указанные работы являются планово-предупредительными, относятся к текущему ремонту, и должны производиться Обществом по мере их обнаружения.
Апелляционный суд отмечает, что работы, указанные в оспариваемом предписании, не требуют проведения капитального ремонта, а относятся к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания и направленным на поддержание надлежащего содержания общего имущества.
При этом необходимость проведения капитального ремонта дома не может являться препятствием для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества МКД, либо свидетельствовать об отсутствии возможности соблюдения установленных требований по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.
В соответствии с пунктом 4.2.3.4. Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки или облицевать.
В соответствии с приложением N 7 к Правилам N170, герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов, работы по восстановление дли замене лестниц, балконов, козырьков над входами в подъезды, относятся к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту.
Работы восстановлению (ремонту) козырьков, цоколя МКД относятся к планово-предупредительному ремонту.
Таким образом, нарушения, указанные в Предписании от 16.02.2021 N 90, должны устраняться Обществом по мере их обнаружения, не допущения их дальнейшего развития согласно пункту 4.3.2. Правил N 170.
Судом первой инстанции также установлено, в соответствии с перечнем многоквартирных домов, расположенных в Ленинградской области, работы по ремонту фасада, стен, цоколя, балконных плит МКД не включены в план Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу вышеуказанных положений Общество, как управляющая организация, при должном систематическом осмотре МКД и надлежащем исполнении возложенных обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества МКД имела возможность своевременно выявить нарушения, принять меры по их устранению.
Общество не оспаривает тот факт, что является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного жилого дома. Следовательно, заявитель принял на себя обязательства соблюдать положения законодательства Российской Федерации, вытекающие из приобретенного им статуса управляющей организации.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое предписание N 90 от 16.02.2021 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно, а следовательно, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В целом доводы подателя жалобы аналогичные доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2021 по делу N А56-32070/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32070/2021
Истец: ООО "ВИРА СЕРВИС"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области