г. Саратов |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А57-12271/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2021 года по делу N А57-12271/2021,
по исковому заявлению комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401983475; ИНН 6449020910)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие -9" (ОГРН 1196451016178; ИНН 6452139471)
о прекращении действия свидетельства,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие -9" представитель Маркин Даниил Николаевич по доверенности от 21.09.2021, выданной сроком на 3 года, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
- от комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района представитель Шажко Алексей Сергеевич по доверенности от 11.01.2021, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, представитель Гордзелевский Евгений Михайлович по доверенности от 21.04.2021, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие -9" о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок СМ N 002244 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 268 "г. Энгельс Ярмарка - с. Ленинское", выданного 21.10.2020.
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил суд о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок СМ N 002239 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 32 "г. Энгельс Ярмарка - пос. Кирпичный", выданного 16.10.2020 года ООО "АПТ-9.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2021 года в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие -9" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 32 "Ярмарка - пос. Кирпичный" перевозки осуществляет ООО "АТП-9" на основании свидетельства СМ N 002239, выданного 21.10.2020 года Комитетом по результатам открытого конкурса и действующего в период с 17.10.2020 года по 16.10.2025 года.
До момента обращения Комитета в суд с заявлением о прекращении действия настоящего свидетельства ответчиком не исполнялась обязанность по направлению ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 32 "Ярмарка - пос. Кирпичный".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок, который согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ выдается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данные маршруты. При этом в силу положений части 5 статьи 27 Закона N 220-ФЗ расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.
В силу части 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона N 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые заключили государственный или муниципальный контракт или выдали свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что они предусматривают не безусловную ответственность перевозчика за указанные нарушения, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Как указывает истец, ООО "АТП-9" не представил в установленный срок ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок за IV квартал 2020 года, I квартал 2021 года по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 32 "Ярмарка - пос. Кирпичный".
При этом довод заявителя о том, что не предоставление отчетов является безусловным основанием для отзыва свидетельства, судебная коллегия отклоняет как основанный на неверном толковании норм права и противоречащий содержащимся в деле доказательствам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Из буквального толкования нормы пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что ею предусмотрена не безусловная ответственность перевозчика за указанное нарушение, а установлено право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соотношение тяжести вменяемого ООО "АТП-9" нарушения и размера истребуемой комитетом ответственности, суд первой инстанции, установил, что в рассматриваемом случае прекращение действия выданного обществу свидетельства повлечет невозможность осуществление им своего основного вида деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований не согласиться с данным выводом.
В результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту; документы, подтверждающие нарушение перевозчиком перевозочного процесса, кроме несвоевременного представления отчетов, администрацией не представлены, какие-либо жалобы, претензии к непосредственно перевозочной деятельности ответчика отсутствуют; проверочные мероприятия в отношении ООО "АТП-9" не осуществлялись.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции, что заявленная комитетом формальная причина (непредставление отчетов об осуществлении перевозочной деятельности), не является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок; фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления обществу данного вида деятельности и лишает его источника необходимого дохода.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что 11.06.2021 г. ООО "АТП-9" были сданы ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок за спорные периоды, в последующем повторения данного нарушения допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2021 года по делу N А57-12271/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12271/2021
Истец: Комитет ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского МР
Ответчик: ООО Автотранспортное предприятие-9