г. Саратов |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А57-12280/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2021 года по делу N А57-12280/2021,
по исковому заявлению комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401983475; ИНН 6449020910)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Парус" (ОГРН 1196451015782; ИНН 6449094661),
о прекращении действия свидетельства,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Парус" Зубрилова Алла Октаевна лично, паспорт обозревался.
- от общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Парус" представитель Алексеева Гелена Вячеславовна по доверенности от 09.12.2020, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании
- от комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района представитель Шажко Алексей Сергеевич по доверенности от 11.01.2021, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, представитель Гордзелевский Евгений Михайлович по доверенности от 21.04.2021, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Парус" о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок СМ N 002244 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 268 "г. Энгельс Ярмарка - с. Ленинское", выданного 21.10.2020 года ООО "Транспортная компания "Парус".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2021 года в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители комитета жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Парус" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, комитетом жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района в 2020 году проведен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области.
По результату проведенного конкурса ООО "ТК Парус" было выдано свидетельство об осуществлении перевозок СМ N 002244 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 268 "г.Энгельс Ярмарка - с.Ленинское" и карты маршрута, с указанием характеристик транспортных средств. Перевозки по вышеуказанному маршруту осуществляет ООО "ТК Парус".
Согласно данным, представленным Нижнее - Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области, ООО "ТК Парус" неоднократно (03.11.2020 года и 30.04.2021 года) привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33.КоАП Российской Федерации при осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 268 "Г.Энгельс Ярмарка - с.Ленинское".
На основании вышеизложенного, Комитет жилищно - коммунального хозяйства, топливно - энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района считает необходимым прекратить действие свидетельства, выданного ООО "ТК "Парус" на основании пункта 2 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем и обратился в Арбитражный суд Саратовской области.
Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок, который согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ выдается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данные маршруты. При этом в силу положений части 5 статьи 27 Закона N 220-ФЗ расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона N 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые заключили государственный или муниципальный контракт или выдали свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что они предусматривают не безусловную ответственность перевозчика за указанные нарушения, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Как указывает истец, ООО "ТК Парус" неоднократно (03.11.2020 года и 30.04.2021 года) привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33.КоАП Российской Федерации при осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 268 "Г.Энгельс Ярмарка - с.Ленинское".
Частью 5 статьи 11.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Судом первой инстанции установлено, что согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок Энгельсского муниципального района, по маршруту N 268 "г.Энгельс Ярмарка - с.Ленинское", к перевозкам на маршруте допускаются 6 автобусов малого класса, экологический класс: Евро-4 и выше, с максимальным сроком эксплуатации - до 10 лет (включительно), со следующими характеристиками: наличие кондиционера, речевого автоинформатора, внутрисалонного электронного табло, внешнего электронного табло, системы безналичной оплаты проезда.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ перевозчику обществу с ограниченной ответственностью "ТК Парус" к свидетельству по маршруту N 268 выданы 6 карт маршрута, в которых, в том числе содержатся характеристики, предусмотренные Реестром.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 35 Закона N 220-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2021 года) и проведение проверки по наличию у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок относится к исключительной компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Сторонами не оспаривается, что за период ноябрь 2020 - май 2021 ООО "ТК Парус" было привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП Российской Федерации дважды:
- Постановлением Территориального отдела по Саратовской области Нижнее - Волжского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 3 ноября 2020 года, назначено наказание в виде предупреждения;
- Постановлением Территориального отдела по Саратовской области Нижнее - Волжского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 апреля 2021 года, назначено наказание в виде штрафа, в размере 20 000 рублей.
Вместе с тем в материалы дела представлено платежное поручение N 351 от 26 июня 2021 года, свидетельствующее об оплате назначенного штрафа, в полном объеме.
В соответствии со статьей 28.1. Федерального Закона N 220-ФЗ, количество карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемое юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, определяется исходя из максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, и резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок.
Резервное количество транспортных средств определяется в отношении каждого класса транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Согласно пункта 6 Приказа Министерства транспорта РФ от 4 мая 2018 г. N 172 "Об утверждении Порядка определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок", для маршрутов регулярных перевозок протяженностью до 50 километров включительно резервное количество транспортных средств одного класса составляет: одно транспортное средство в случае, если максимальное количество транспортных средств такого класса, предусмотренное в отношении каждого маршрута регулярных перевозок реестром маршрутов регулярных перевозок, составляет до 10 транспортных средств включительно.
Судом первой инстанции установлено, что 5 августа 2020 года Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района был объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства (свидетельств) об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1 "Ярмарка - ПМК-14", N 10,10А "Ярмарка - КХВ", N 32 "Ярмарка - Пос. Кирпичный", N 81 "Ярмарка - Пос. Прибрежный", N 268 "Г. Энгельс Ярмарка - С. Ленинское", N 416А "Г. Энгельс Ярмарка - С. Липовка", N 269 "Г. Энгельс Ярмарка - Дачи Волжанка", N 270 "Г. Энгельс Д/К Дружба - Дачи им. Урицкого", N 271А "Г. Энгельс Д/К Дружба - Дачи Детский Санаторий", N 275 "Г. Энгельс Ярмарка - Дачи Топоплевка", N 276Д "Г. Энгельс Д/К Дружба - Дачи с. Ленинское", N 351 "Г. Энгельс Д/К Дружба - Дачи Тополевка", N 351Б "Г. Энгельс Д/К Дружба - Дачи Искра-3", утверждена Конкурсная документация. В составе конкурсной документации имеется приложение N 1 с перечнем лотов открытого конкурса, в том числе лот N 5, маршрут N 268. Согласно требованиям конкурсной документации, к количеству транспортных средств по указанному лоту, открытый конкурс проведен без учета требований статьи 28.1. Федерального закона N 220-ФЗ, то есть без обязательного требования о наличии резервных транспортных средств. Согласно вышеуказанному Приказу Министерства транспорта РФ, организатором торгов должно быть указано - одно резервное транспортное средство.
В материалы дела представлено заявление ООО "ТК Парус", поданное 2 ноября 2021 года, о необходимости выдачи дополнительных карт маршрута на резервные транспортные средства.
Письмом от 4 февраля 2021 года N 596/01-24, комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района уведомил ООО "ТК Парус" о возможности получения дополнительных карт маршрута на резервные транспортные средства, в том числе по маршруту N 268.
Вместе с тем в материалы дела представлена копия выданной карты маршрута на резервное транспортное средство по маршруту N 268, в которой какие-либо характеристики отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что истцом была создана ситуация, при которой исполнение ООО "ТК Парус" обязательств по осуществлению регулярных перевозок по маршруту N 268, при необходимости гарантированной Федеральным законом N 220-ФЗ, возможности замены транспортного средства на резервное, стало невозможным.
Не выдача, в установленный срок карты маршрута на резервные транспортные средства не связана с виновными действиями (или бездействием) ответчика, а вызвана обстоятельствами, не зависящими от его воли.
При этом довод заявителя о том, что привлечение к административной ответственности на основании части 5 статьи 11.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является безусловным основанием для отзыва свидетельства, судебная коллегия отклоняет как основанным на неверном толковании норм права и противоречащим позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Из буквального толкования нормы пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что ею предусмотрена не безусловная ответственность перевозчика за указанное нарушение, а установлено право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соотношение тяжести вменяемого ООО "ТК Парус" нарушения и размера истребуемой комитетом ответственности, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных оснований для применения такой крайней меры административного воздействия как прекращение действия свидетельства.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований не согласиться с данным выводом.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что такая мера государственного принуждения как аннулирование свидетельства несоразмерна совершенным обществом нарушениям. В деле отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения лица к установленным законом требованиям, достоверно, безусловно, и однозначно свидетельствующие о наличии оснований для аннулирования свидетельства.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что обществом были оплачены назначенные штрафы, в последующем повторения данного нарушения допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2021 года по делу N А57-12280/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12280/2021
Истец: Комитет ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского МР
Ответчик: ООО ТК Парус
Третье лицо: ТО по Саратовской области Нижне-Волжское МУГАДН