г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А41-44144/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е..,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "ЮНИКС" - Албегова М.С. представитель по доверенности от 22.04.2021,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - Новикова О.В. представитель по доверенности от 13.04.2021.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по МО на решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2021 по делу N А41-44144/21 по заявлению ООО "ЮНИКС" к Управлению Росреестра по МО о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮНИКС" (далее - "ЮНИКС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации и кадастровом учете от 15.02.2021 N КУВД-001/2020-20984063/2 и обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности ООО "ЮНИКС" на объект недвижимого имущества: сооружение - АЗС, площадью застройки 3 220 кв. м, с кадастровым номером 50:12:0050308:943, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Еремино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ЮНИКС" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ЮНИКС" принадлежал на праве собственности объект недвижимости - здание АЗС, назначение - нежилое, 2-хэтажное, общей площадью 446,8 кв. м, инв. N 141:045-2912, лит. А-А1-Н, место нахождения объекта: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, д. Еремино, с кадастровым номером 50:12:0050308:943.
Право собственности на указанный объект недвижимости было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 10.11.2008 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись регистрации N 50-50-12/077/2008-280.
Здание АЗС было расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения автозаправочной станции, место нахождения: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Мытищинский, сельское поселение Федоскинское, вблизи д. Еремино.
Между муниципальным образованием "Мытищинский муниципальный район Московской области" в лице Администрации Мытищинского муниципального района Московской области и ООО "ЮНИКС" был заключен договор аренды от 03.08.2010 N 7824, для эксплуатации АЗС, сроком на 49 лет, запись регистрации от 24.09.2010 N 50-50-12/084/2010-025.
05 марта 2013 года Администрацией сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области ООО "ЮНИКС" было выдано разрешение N RU50501301-001361 на реконструкцию существующего здания АЗС.
В результате проведенных работ по реконструкции был образован объект недвижимости: сооружение - комплекс АЗС, со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки сооружения - 3 220 кв. м, состав АЗС: здание операторской с магазином и кафе площадью 238,80 кв. м; навес и 4 заправочных островка с колонками ТРК; 2 заправочных островка с колонками ТРК; подземные топливные резервуары - 5 штук; аварийный топливный резервуар - 1 шт.
Министерством строительного комплекса Московской области 09.12.2016 ООО "ЮНИКС" выдано разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию N RU50-16-6726-2016.
Специалистом ООО "Специализированное землеустроительное бюро" (141100, Московская область, г. Щелково, ул. Талсинская, д. 1а), кадастровым инженером Мигачевым Дмитрием Михайловичем (уникальный регистрационный номер члена саморегулируемой организации кадастровых инженеров в реестре членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и дата внесения сведений о физическом лице в такой реестр: N 0308, 19.01.2011), был подготовлен технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием сооружения в результате преобразования здания с кадастровым номером 50:12:0050308:943, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Еремино.
Документы для проведения государственного кадастрового учета сооружения и государственной регистрации права собственности ООО "ЮНИКС" на него были поданы в Управление Росреестра по Московской области 23.10.2020 (MFC-0555/2020-1115577-1).
Уведомлением от 12.11.2020 N КУВД-001/2020-20984063/1 Управлением Росреестра по Московской области было сообщено заявителю о приостановлении проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до 12.02.2021.
Уведомлением от 15.02.2021. N КУВД-001/2020-20984063/2 Управлением Росреестра по Московской области было сообщено заявителю об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение.
Истец, считая оспариваемое решение незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением в порядке Главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕРГН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7.3 ст. 14 Закона о регистрации основанием для проведения государственного кадастрового учета и регистрации права при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении является технический план объекта.
В силу положений ст. 18 ФЗ-218 к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства установлены ст. 40 ФЗ-218.
Так, в соответствии ч. 10 ст. 40 ФЗ-218 Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Требования к техническому плану сооружения регламентированы Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953.
Как указано в уведомлении об отказе в проведении кадастрового учета и государственной регистрации права от 15.02.2021 г. N КУВД-001/2020-20984063/2, в состав технического плана сооружения с кадастровым номером 50:12:0050308:943, выполненного Мигачевым Д.М., включен технический план указанного сооружения от 22.10.2014, подготовленный кадастровым инженером Шруб Алексеем Григорьевичем (номер квалификационного аттестата - 71-11-140), который был подготовлен при получении заявителем государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Министерстве строительного комплекса Московской области, и являющийся неотъемлемой частью (приложением) разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию N RU50-16-6726-2016 от 09.12.2016 г., при этом техплан (его электронный образ) не подписан квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и, кроме того, электронный образ документа не обеспечивает его визуальную идентичность бумажному оригиналу в масштабе 1:1.
Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50-16-6726-2016 от 09.12.2016 недействительно без технического плана от 22.10.2014, заинтересованное лицо посчитало технический план от 22.10.2014 непредставленным для государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили причиной отказа в проведении государственного кадастрового учета сооружения и государственной регистрации права собственности на него.
Заявителю отказано со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, т.е. в связи с тем, что, по мнению регистрирующего органа, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Технический план сооружения от 22.10.2014, подготовленный кадастровым инженером Шруб Алексеем Григорьевичем, был подготовлен для получения заявителем государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Министерстве строительного комплекса Московской области.
Указанный технический план был направлен заявителем в составе документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после завершения реконструкции.
Технический план направляется органом, уполномоченным на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в Управление Росреестра по Московской области для проверки. В том случае, если замечаний к техническому плану у указанного органа не имеется, заявителю выдается разрешение, что и было сделано Министерством строительного комплекса Московской области.
Технический план от 22.10.2014 хранится в Управлении Росреестра по Московской области, а также имеется в Минстрое Московской области, и может быть запрошен заинтересованным лицом в порядке межведомственного взаимодействия в указанном органе.
Технический план от 04.09.2020 подписан усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, подготовившего его.
Подписать усиленной ЭЦП другого лица документ, входящий в состав данного технического плана, технически невозможно.
Технический план от 04.09.2020, выполненный кадастровым инженером Мигачевым Д.М., соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, что не оспаривалось сторонами.
Правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставляются заявителем по его инициативе, поскольку также могут быть запрошены регистрирующим органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
И правоустанавливающие документы на земельный участок, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являлись составными частями технического плана от 04.09.2020.
Как указано выше, подтверждено распиской в получении документов, заявитель для постановки на кадастровый учет и регистрации права предоставил полный пакет необходимых документов, подтверждающих правоотношения на земельный участок и технический план, отражающий описание объекта.
Таким образом, в данном случае судами установлено, что для испрашиваемого регистрационного действия истец представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, в связи с чем заявление ООО "ЮНИКС" подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2021 по делу N А41-44144/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44144/2021
Истец: ООО ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ "ЕКА", ООО "ЮНИКС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ