г. Ессентуки |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А61-4017/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии Межрайонной ИФНС N 4 по Республике Северная Осетия-Алания - Такоевой И.В. (по доверенности от 14.12.2020 N 02-17/06418), Купеевой Ж.В. (по доверенности от 14.12.2020 N 02-17/06421), Нарсавидзе Х.К. (по доверенности от 16.09.2021 N 02-16/038910), от АО "Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания" - Дзаховой Д.Х. (по доверенности от 13.04.2021), общества с ограниченной ответственностью "Диг-Агро" - Слугина С.А. (по доверенности от 02.11.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диг-Агро" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.07.2021 по делу N А61-4017/2020 (в составе Сидаковой З.К.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Диг-Агро" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Межрайонной ИФНС N 4 по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Инспекция) о признании недействительными решений от 26.06.2010 N 56 и от 26.06.2020 N 3, которыми заявителю отказано в предоставлении налоговых вычетов по НДС.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания" (далее - Корпорация инвестиционного развития); Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания; Министерство экономического развития по Республике Северная Осетия-Алания; Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания.
Решением суда от 07.07.2021 в удовлетворении заявления Общества отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Обществом необоснованно заявлены суммы НДС по товарно-материальным ценностям, приобретенным за счет денежных средств внесенных Корпорацией инвестиционного развития.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решения Инспекции не соответствуют налоговому законодательству. Вывод Инспекции об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, неправомерен. Судом первой инстанции не полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Инспекции и Корпорации инвестиционного развития поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Инспекция в отзыве возражает по существу доводов жалобы Общества.
Корпорация инвестиционного развития поддерживает доводы Общества.
От Министерства экономического развития по Республике Северная Осетия-Алания поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе, в которых поддержана позиция Общества.
Определением апелляционного суда от 20.08.2021 удовлетворено ходатайство Инспекции о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
В судебном заседании представители Общества и Корпорации инвестиционного развития просят решение суда отменить, поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве к ней.
Представители Инспекции поддержали позицию, изложенную в своем отзыве на апелляционную жалобу. Просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества, Инспекции и Корпорации инвестиционного развития, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество состоит на налоговом в учете с 08.05.2015 по юридическому адресу: Ирафский район, с. Чикола, ул. Степная,153.
Корпорация инвестиционного развития создана 30.09.2016 Министерством государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания.
В 2017-2019 гг. Общество получило от Корпорации инвестиционного развития денежные средства в качестве взноса в уставный капитал 196999940р.
До 01.10.2017 Общество применяло упрощенную систему налогообложения (УСН).
23.10.2019 Обществом представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года, согласно которой налогоплательщик предъявил к возмещению НДС в сумме 38417704р.
Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации Общества по результатам камеральной проверки составлен акт от 06.02.2020 N 250 (т. 2, л.д. 90-112) и 26.06.2020 приняты решения N 3 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 37116128р (т.1, л.д. 71) и N 56 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д. 48-70).
Решением Управления ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания от 24.09.2020 N 97 (т.1, л.д. 74-79) решения Инспекции от 26.06.2020 N 56 и N 3 оставлены без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, поддержал позицию Инспекции о том, что денежные средства, полученные Обществом от Корпорации инвестиционного развития имеют статус бюджетных, в связи с чем суммы налога на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, если иное не установлено названной статьей, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из содержания пункта 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, вычету не подлежат.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 335-ФЗ), с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.
Полученные от Корпорации инвестиционного развития в уставный капитал Общества денежные средства были направлены на текущую хозяйственную деятельность, в том числе на строительство комплекса по приемке, хранению и подработке зерна и создание машинно - технической станции "Ирафская" (приобретение специализированной сельскохозяйственной техники).
Согласно книге покупок за 3 квартал 2019 г по счетам фактурам 2018 г стоимость составила 76670811р, в том числе НДС 11697178р, вклад в уставный капитал от Корпорации инвестиционного развития РСО-Алания в 2018 г составил 53681500р, который перечислен за товарно-материальные ценности. НДС принимаемый к вычету за 2018 г - 3508475р. По счетам фактурам 2019 г стоимость составила 156230353р, в том числе НДС 25849425р. Вклад в уставный капитал Общества от Корпорации инвестиционного развития в 2018 г составил 102377000р, который перечислен за товарно-материальные ценности. НДС принимаемый к вычету за 2019 г - 8786592р.
Целевой характер выделенных Корпорацией инвестиционного развития средств федерального бюджета выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания путем осуществления корпорацией взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе, на цели инвестиционно проекта - "Создание комплекса по приемке, хранению и первичной подработке зерна", в 2019 г. - Создание машинно-технологической станции "Ирафская", что соответствует требованиям статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Корпорация инвестиционного развития получила денежные средства в виде бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов из регионального бюджета от Министерства экономического развития РСО-Алания на основании договоров о предоставлении бюджетных инвестиций (имущественного взноса) в Корпорацию инвестиционного развития на реализацию инвестиционных проектов от 23.06.2017, от 25.06.2019. Таким образом, бюджетные денежные средства предоставляются для исполнения инвестиционного проекта.
В договоре "Об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью "Диг - Агро" от 02.08.2017 (т. 2 л.д. 9-18) в п. 1 абз. 9 указано, что "Проект означает сотрудничество участников Общества в отношении инвестиционного проекта "Создание комплекса по приемке, хранению и первичной подработке зерна", в п. 5.1.4. указывает: "В целях осуществления контроля реализации инвестиционного проекта, Обществу необходимо обеспечить раздельный учет средств направленных на реализацию проекта". На основании вышеуказанного пункта договора Общество издало приказ N 1 от 02.08.2017 (т. 2 л.д. 25): "Вести раздельный учет расходов, произведенных за счет средств, полученных от АО "Корпорация инвестиционного развития РСО - Алания"; "Предоставлять в распоряжение АО "Корпорация инвестиционного развития РСО - Алания" всю информацию и документы, необходимые для проверки проекта".
Совокупностью изложенных обстоятельств, подтверждена установленная в пункте 4 статьи 170 НК РФ обязанность Общества вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При этом Обществом не были представлены доказательства, ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным (оплаченным) им за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.
При получении Обществом в качестве взноса в уставный капитал денежных средств, ранее предоставленных его учредителю - юридическому лицу (Корпорация инвестиционного развития) в виде бюджетных инвестиций с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале такого юридического лица, применяются нормы п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет вышеуказанных средств, к вычету у данного налогоплательщика, на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ не принимаются. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 N Ф08-12443/2019 по делу N А25-499/2019).
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
В части отказа в предоставлении налоговых вычетов по НДС в размере 11436794,03р по поставщикам ООО "Профформат", АО "Мельинвест" по счетам - фактурам 4 кв. 2017 г установлено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 326.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
При переходе в добровольном порядке к упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики по общему правилу сами выбирают для себя объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ). Таким образом, они самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и последствий перехода на иную систему налогообложения).
На налогоплательщиков, применявших УСН с объектом налогообложения "доходы", п. 6 ст. 346.25 НК РФ не распространяется.
Положениями ст.167 НК РФ установлен момент определения налоговой базы по НДС, а, именно, наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В рассматриваемом деле счет-фактуры на аванс выставлены в адрес Общества контрагентами ООО "Промформат" и ООО "Мельинвест" в 3 кв. 2017 г в период применения Обществом УСН (доходы 6%), следовательно, моментом определения налоговой базы следует считать 3 кв. 2017 г (копии авансовых счетов-фактур контрагентов в материалах дела).
В учетной политике Общества (приложение 5 к приказу N 1 от 01.10.2017 НДС п.5 (т. 2 л.д. 71) указано, что при перечислении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров и услуг при получении счетов-фактур от получателя платежа сумма НДС, выделенного по документам и уплаченного продавцу принимается к возмещению в текущем налоговом периоде. В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при получении предоплаты продавцу следует выставить счет-фактуру покупателю. Авансовый счет-фактура составляется в двух экземплярах - для себя и покупателя. Свой экземпляр регистрируется в книге продаж, а второй экземпляр передается покупателю, который зарегистрирует его в книге покупок (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 6 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, п. п. 3, 17 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, п. 21 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Данный порядок был соблюден контрагентами спорных счетов-фактур: спорные операции у контрагентов отражены также в 3 квартале 2017 г в книгах продаж (т.8 л.д.25-26).
Согласно условиям договоров с контрагентами ООО "Профформат", АО "Мельинвест" (т. 5 л.д. 4) предусмотрено 100% предоплата, что подтверждается выпиской с банка (т. 8 л.д.23, 24). Таким образом, по спорным операциям предварительная оплата прошла в 3 квартале 2017 г.
Данное обстоятельство подтверждает факт несения расходов Обществом в 3 квартале 2017 при применении УСН "доходы" и невозможность отнесения расходов при переходе на общий режим налогообложения.
Оснований для признания недействительными оспариваемых решений Инспекции не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом.
Ссылки Общества на то обстоятельство, что оплату затрат напрямую Обществом за счет бюджетных средств следует отличать от внесения бюджетных средств в качестве вклада в уставной капитал с дальнейшим использованием обществом, не принимаются в качестве обоснования позиции Общества. Вне зависимости от той или иной ситуации с 01.01.2018 подход к вопросу о вычете НДС стал единообразен. С указанной даты ст. 170 НК РФ действует в редакции N 335-ФЗ. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включается (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Правильность расчетов сумм налога, пени, штрафа в оспариваемом решении Управления не оспорены.
Инспекцией не допущено существенных нарушений процедуры проведения камеральной налоговой проверки, оформления ее результатов, рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемых решений, являющихся основанием для отмены решения налогового органа.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Общества.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.07.2021 по делу N А61-4017/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4017/2020
Истец: ООО "Диг-Агро"
Ответчик: МРИ ФНС N4
Третье лицо: Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия -Алания, Министерство экономического развития РСО-Алания, УФК по РСО - Алания, АО "Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания", Слугин Сергей Александрович