г. Саратов |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А06-9436/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Силаковой О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайкиным Д. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Икрянинский район" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2021 года по делу N А06-9436/2020
по исковому заявлению Администрации Муниципального образования "Икрянинский сельсовет" (ОГРН 1023001940576, ИНН 3004002580)
к Администрации муниципального образования "Икрянинский район" (ОГРН 1023001942226, ИНН 3004002501)
об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества - нежилого здания общей площадью 377,9 кв.м. с земельным участком общей площадью 9 256 кв.м., находящихся по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, д. 20,
по встречному иску Администрации муниципального образования "Икрянинский район" (ОГРН 1023001942226, ИНН 3004002501)
к Администрации Муниципального образования "Икрянинский сельсовет" (ОГРН 1023001940576, ИНН 3004002580)
об обязании передать в собственность нежилое здание общей площадью 377,9 кв.м. с земельным участком общей площадью 9 256 кв.м., находящихся по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, д. 20,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: МУП "Икрянинское коммунально-эксплуатационное предприятие" МО "Икрянинский район";
Муниципальное казенное учреждение культуры "Культурно-досуговый центр" МО "Икрянинский сельсовет" Астраханской области;
МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Икрянинского района",
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования "Икрянинский сельсовет" (далее - истец) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Икрянинский район" (далее - ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения нежилого здания общей площадью 377,9 кв.м. с земельным участком общей площадью 9 256 кв.м., находящихся по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, д. 20.
Администрация муниципального образования "Икрянинский район" обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с встречным иском к Администрации муниципального образования "Икрянинский сельсовет" об обязании передать в собственность нежилое здание общей площадью 377,9 кв.м. с земельным участком общей площадью 9 256 кв.м., находящиеся по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, д. 20.
Решением Арбитражного суда Астраханской области исковые требования Администрации муниципального образования "Икрянинский сельсовет" удовлетворены, суд решил истребовать из незаконного владения Администрации муниципального образования "Икрянинский район" недвижимое имущество - нежилое здание общей площадью 377,9 кв.м., кадастровый номер 30:04:010106:11866, земельный участок общей площадью 9 256 кв.м., кадастровый номер 30:04:010105:600, расположенные по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20.
В удовлетворении встречных исковых требований Администрации муниципального образования "Икрянинский район" решением Арбитражного суда Астраханской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик по первоначальному иску обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как указывает истец по первоначальному иску, Администрация МО "Икрянинский сельсовет" является собственником нежилого здания общей площадью 377,9 кв.м. с кадастровым номером 30:04:010106:11866, с земельным участком общей площадью 9 256 кв.м. с кадастровым номером 30:04:010105:600, расположенных по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20.
05.09.2017 между Администрацией МО "Икрянинский сельсовет" (ссудодатель) и Администрацией МО "Икрянинский район" (ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, по условиям которого ссудодатель обязуется передать ссудополучателю в безвозмездное пользование здание конторы (нежилое здание общей площадью 377,9 кв.м. с кадастровым номером 30:04:010106:11866) и земельный участок общей площадью 9 256 кв.м. с кадастровым номером 30:04:010105:600 для эксплуатации производственно-технической базы ЖКХ и административного здания по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20.
Согласно пункту 4.1 договора, действие договора распространяется на отношения, возникшие между сторонами с даты подписания передаточного акта до 05.08.2018.
12.03.2020 Администрация МО "Икрянинский район" обратилась к истцу об осуществлении передачи здания в муниципальную собственность ответчика имущества, связанного с исполнением полномочий в сфере ЖКХ, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20.
Как указывает истец, он был вынужден отказать ответчику в данной процедуре в связи с необходимостью размещения Администрации поселения в нежилом здании, расположенном по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20, поскольку здание, расположенное по адресу: с. Икряное, ул. Ленина, д. 10, занимаемое Администрацией МО "Икрянинский сельсовет" на основании заключения по обследованию строительных конструкций, было признано аварийным, дальнейшая эксплуатация здания создает угрозу для пребывания людей.
Также истец обратился к ответчику с требованием об освобождении ответчиком незаконно занимаемого им спорного здания, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20 в срок до 15.04.2020.
04.08.2020 истец повторно обратился к ответчику с требованием об освобождении ответчиком незаконно занимаемого им спорного здания, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, 20 в срок до 15.08.2020.
Поскольку добровольно вернуть принадлежащее Администрации МО "Икрянинский сельсовет" по праву собственности спорное имущество ответчик отказался, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Администрация МО "Икрянинский район" заявила встречные исковые требования об обязании Администрации МО "Икрянинский сельсовет" передать в собственность истца нежилое здание общей площадью 377,9 кв.м. с земельным участком общей площадью 9256 кв.м., находящихся по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, д. 20.
В обоснование иска Администрация МО "Икрянинский район" указывает на неисполнение Администрации МО "Икрянинский сельсовет" обязанности по передаче вышеназванного имущества, необходимого Администрация МО "Икрянинский район" для исполнения возложенных на него статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") обязанностей, в частности организации тепло-, водоснабжения, водоотведения.
Администрация МО "Икрянинский район" считает, что нахождение в собственности Администрации МО "Икрянинский сельсовет" спорных объектов не отвечает ее полномочиям, объекты необходимы Администрации МО "Икрянинский район" для исполнения возложенных на нее полномочий в силу статьи 50 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальные исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Право собственности Администрации МО "Икрянинский сельсовет" на спорное имущество подтверждается решением Икрянинского районного представительного собрания от 22.05.1997 N 37, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л.д. 8-13).
В исковом заявлении истец в обоснование требований об обязании ответчика освободить нежилое здание и земельный участок ссылается на факт распоряжения спорным имуществом путем заключения сторонами договора безвозмездного пользования от 05.09.2017 сроком на 11 месяцев и неисполнением ответчиком обязанности по его возврату в связи с прекращением договора. Актом приема передачи от 05.09.2017 спорное имущество было передано ответчику во временное владение и пользование.
Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Пунктом 1 статьи 699 ГК РФ предусмотрено право каждой из сторон во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Письмами от 17.03.2020 и от 03.08.2020 истец, по существу, отказался от договора безвозмездного пользования и потребовал от ответчика возвратить имущество.
Как верно указал суд первой инстанции, односторонний отказ от договора в силу действующего законодательства производится без обращения в суд и, соответственно, в силу самого факта его осуществления договор считается прекратившим свое действие.
Таким образом, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 05.09.2017 прекратил свое действие.
Доказательства того, что спорное имущество, расположенное по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Подгорная, д. 20, ответчиком было возвращено его собственнику материалы дела не содержат.
Исследовав и оценив в соответствии со статьями 64, 68 и 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у ответчика отсутствуют правовые основания для пользования спорным имуществом, в связи с чем, требования истца об обязании ответчика передать спорное имущество истцу правомерно счел подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств доказательства принятия истцом мер, направленных на соблюдение положений части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также положений Закона Астраханской области от 02.07.2008 N 37/2008- ОЗ.
Из положения абзаца 12 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с абзацами 10, 11, 13, 14, 17 указанного пункта названной статьи Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение данных положений был принят Закон Астраханской области от 02.07.2008 N 37/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в Астраханской области" (принят Государственной Думой Астраханской области 24.06.2008).
В статье 2 данного Закона предусмотрен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, в статье 3 - порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований уполномоченному органу государственной власти Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Астраханской области от 02.07.2008 N 37/2008-ОЗ разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется распоряжениями Правительства Астраханской области, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия истцом мер, направленных на соблюдение положений части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также положений Закона Астраханской области от 02.07.2008 N 37/2008- ОЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, согласование имущества, подлежащего передаче не осуществлено, документы для принятия распоряжения Правительства Астраханской области не сформированы и в установленном порядке не направлены.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, доводы заявителя жалобы отклоняются.
Довод заявителя о том, что, поскольку земельный участок общей площадью 9 256 кв.м. с кадастровым номером 30:04:010105:600 является с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственно-технической базы ЖКХ и административного здания", следовательно, он подлежит безвозмездной передаче в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения является несостоятельным.
Само по себе нахождение спорного объекта на земельном участке с разрешенным использования "для эксплуатации производственно-технической базы ЖКХ и административного здания" не свидетельствует об использовании непосредственно самого здания для выполнения функций в части организации тепло-, водоснабжения, водоотведения.
Иных доказательств, свидетельствующих, что спорное имущество по своему функциональному назначению предназначено исключительно для организации тепло-, водоснабжения, водоотведения материалы дела не содержат.
Таким образом материалами дела не доказана обязанность Администрации МО "Икрянинский сельсовет" по передаче спорного объекта в собственность истца.
При этом, как уже было сказано, доказательств соблюдения истцом положений части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также положений Закона Астраханской области от 02.07.2008 N 37/2008- ОЗ материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2021 года по делу N А06-9436/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9436/2020
Истец: Администрация муниципального образования "Икрянинский сельсовет"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Икрянинский район"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА ИКРЯНИНСКОГО РАЙОНА", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИКРЯНИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ" АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП "ИКРЯНИНСКОЕ КОММУНАЛЬНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИКРЯНИНСКИЙ РАЙОН"