г. Москва |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А41-85589/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колтан А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-85589/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
закрытого акционерного общества Племхоз "Наро-Осановский" - Воронов Е.П. по доверенности от 18.12.2018.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу Племхоз "Наро-Осановский" (далее - ЗАО Племхоз "Наро-Осановский", общество, ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 в координатах наложения на земли лесного фонда и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 в части наложения на земли лесного фонда.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.07.2021 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, заключение ФГБУ "Рослесинфорг" является надлежащим доказательством по делу, границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 пересекаются с землями лесного фонда.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от 03.12.2020 ЗАО Племхоз "Наро-Осановский" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1393, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовкий р-н, г.п. Кубинка, в районе Дубки, уч. 13.1, о чем в ЕГРН совершена запись от 17.02.2010 N 50-50-20/006/2010-305.
Истец указывает, что в соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 3 установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 с границами земель лесного фонда выделов 4, 10, 11, 14 квартала 31 Звенигородского сельского участкового лесничества Звенигородского лесничества Московской области (Одинцовский район), площадь пересечения 526 593 кв. м. Заключением ФГБУ "Рослесинфорг" также установлены координаты пересечения земельного участка с землями лесного фонда.
Истец также представил в материалы дела письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.12.2019 N 26Исх-14488, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 имеет наложение на границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы "Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев".
Ссылаясь на нарушение порядка постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 при отсутствии оснований для выбытия спорной части лесного участка из федеральной собственности, Рослесхоз обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Так, в силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Указанное право принадлежит также лицу, владеющему имуществом на ином основании, предусмотренном законом (статья 305 названного Кодекса).
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
Как следует из положений приведенной нормы, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Из содержания указанных нормы права и разъяснений следует, что при рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, нахождение имущества во владении ответчика, незаконность владения ответчиком названным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Кодекса).
В силу статьи 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела указанное заключение ФГБУ "Рослесинфорг".
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Представленное истцом заключение ФГБУ "Рослесинфорг" само по себе не свидетельствует о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Следовательно, истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
В силу изложенного не может быть принят довод подателя жалобы о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда является надлежащим доказательством по делу.
Также Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
При этом частью 6 статьи 14 Закона о переводе земель предусмотрены исключения, а именно положения части 3 статьи 14 Закона не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
В материалы дела представлены регистрационные и кадастровые дела, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 поставлен на кадастровый учет 20.08.2009 с установлением местоположения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства
При этом, как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:133, который относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имел вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежавший обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2008.
Доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:133 из земель лесного фонда не представлено.
При этом формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:133 не оспорены.
В порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 26.11.2009 N 3431 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 предоставлен в собственность АО Племхоз "Наро-Осановский" по договору купли-продажи продажи от 02.12.2009.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:133, на который 03.12.2008 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, то есть до 01.01.2016, к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В обоснование исковых требований истец ссылается на письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.10.2020 N 26Исх-14488, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 имеет наложение на границы существующей ООПТ регионального значения памятника природы "Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев", границы и режим особой охраны которого утверждены постановлением Правительства Московской области от 28.01.2016 N 44/3.
Постановлением Правительства Московской области от 28.01.2016 N 44/3 утвержден паспорт памятника природы областного значения "Леса Дороховского лесничества с комплексами гнезд рыжих лесных муравьев".
В разделе 5 паспорта памятника природы указано, что участок N 1 памятника природы включает западную часть квартала 4 Дороховского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества.
Следовательно, на момент принятия постановления от 28.01.2016 N 44/3 не учтены границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000: 1393.
Иных доказательств отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий либо его расположения в границах особо охраняемых природных территорий истцом не представлено.
Кроме того письмо Минэкологии МО от 14.10.2020 26 Исх-14488 не подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 расположен в границах особо охраняемой природной территории, а говорит лишь об имеющемся наложении, которое ничем не подтверждено.
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание, что положения части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ).
Истцом в материалы дела представлен акт осмотра территории лесного участка от 11.07.2019, из которого следует, что согласно данным, имеющимся в ИСОГД МО, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 расположен в квартале 31 выделах 4, 10, 11, 13, 14 Звенигородского сельского участкового лесничества Звенигородского лесничества. Границы квартала 31 выделов 4, 10, 11, 13, 14 Звенигородского сельского участкового лесничества Звенигородского лесничества в ИСОГД МО согласно материалам лесоустройства 2015 года Звенигородского лесничества отражены верно.
Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок на подачу уведомления в орган регистрации прав об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, в силу чего в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи применяются положения части 3 статьи 14 названного Закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что к спорным правоотношениям также подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В этой связи принадлежность земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1393 к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Таким образом, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок не подлежит отнесению к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
Кроме указанного, ответчик при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представил акт согласования границ спорного земельного участка 2005 года, согласно которому границы участка согласованы, в том числе, с лесхозом.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-85589/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85589/2020
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: АО ПЛЕМХОЗ "НАРО-ОСАНОВСКИЙ"
Третье лицо: Администрацию Одинцовского городского округа, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КУМИ Администрации Одинцовского городского округа, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, "Управление Росреестра по Московской области", ФГБУ " ФКП Росреестра " по МО