г. Хабаровск |
|
29 сентября 2021 г. |
А73-1232/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края: представителя Пестовой А.В. по доверенности от 31.12.2020 (сроком по 31.12.2021);
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
на решение от 30.06.2021
по делу N А73-1232/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Администрации Советско - Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597479, ИНН 2704800381)
к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053); Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840)
о признании незаконным отказа Федерального агентства лесного хозяйства в предоставлении первичных материалов, на основании которых в Государственный лесной реестр внесены сведения о расположении на землях населенных пунктов Советско - Гаванского муниципального района лесов, площадью 4396 га., выраженного в письме от 23.03.2021 N АВ-06-27/5563 "О городских лесах"
о признании незаконным отказа Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в предоставлении первичных материалов, на основании которых в Государственный лесной реестр внесены сведения о расположении на землях населенных пунктов Советско - Гаванского муниципального района лесов, площадью 4396 га., выраженного в письме от 20.02.2021 N 04-06-2516 "О предоставлении материалов",
УСТАНОВИЛ:
Администрация Советско - Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением: о признании незаконным отказа Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) в предоставлении первичных материалов, на основании которых в Государственный лесной реестр внесены сведения о расположении на землях населенных пунктов Советско - Гаванского муниципального района лесов, площадью 4396 га., выраженного в письме от 23.03.2021 N АВ-06-27/5563 "О городских лесах"; о признании незаконным отказа Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) в предоставлении первичных материалов, на основании которых в Государственный лесной реестр внесены сведения о расположении на землях населенных пунктов Советско - Гаванского муниципального района лесов, площадью 4396 га., выраженного в письме от 20.02.2021 N 04-06-2516 "О предоставлении материалов", с обязанием Рослесхоза и Комитета представить первичные документы и документированную информацию, на основании которых в Государственном лесном реестре содержатся сведения о расположении на землях населенных пунктов Советско-Гаванского муниципального района лесов, площадью 4396 га, в объеме, предусмотренном статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Решением суда от 30.06.2021 в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования Администрации удовлетворить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: даже если данные о наличии на территории населённых пунктов Советско-Гаванского муниципального района лесов, площадью 4396 га взяты из государственного учета, они должны быть основаны на первичных документах; суд неправомерно снял вопрос о возможной технической ошибке при занесении данных в государственный лесной реестр, как не относящийся к материалам дела, указанный вопрос имеет существенное значение для дела; суд первой инстанции применил норму права, не подлежащую применению, а именно п.9 Порядка предоставления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр, утв. Приказом Минприроды России от 20.07.2007 N 189, согласно которому документы, предоставленные для внесения документированной информации в государственный лесной реестр об установленном и фактическом использовании лесов, а также о выполненных мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежат хранению в течении трех лет, однако, в указанном выше пункте поименованы только определенные виды документов (использование лесов, охрана, защита, воспроизводство лесов), которые не являются предметом судебного разбирательства; подлежит применению п.8 указанного выше порядка, согласно которому документированная информация на бумажных носителях, представленная для внесения в государственной лесной реестр, а также формы государственного лесного реестра на бумажных носителях хранятся бессрочно органами, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в специально оборудованных местах, исключающих утрату документов; в государственном лесном реестре не может стоять только "цифра", не подтверждённая документами.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Комитет отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представители Администрации, Рослесхоза, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Комитета отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в Государственном лесном реестре (далее- ГЛР) содержатся сведения о составе земель населенных пунктов, на которых расположены леса в границах Советско - Гаванского муниципального района; согласно указанным сведениям площадь земель, на которых расположены леса, составляет 4556 га.
Администрация обратилась в Комитет с письмом от 25.01.2021 N 1-12-199, в соответствии с которым просила на основании статьи 91 ЛК РФ предоставить первичные документы (материалы лесоустройства, инвентаризации, таксации и т.д.) на основании которых в ГЛР содержатся сведения о расположении лесов на землях населенных пунктов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, площадью 4556 га.
Письмом от 20.02.2021 N 04-06-2516 Комитет сообщил Администрации о том, что в данные ГРЛ по состоянию на 01.01.2012 были внесены изменения в части увеличения площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов на 160 га. в границах Советско-Гаванского муниципального района; изменения внесены вследствие перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 04.03.2011 N 108-рп.
Соответствующие материалы лесоустройства представлены Администрации.
В отношении площади лесов 4 396 га. Комитет сообщил, что указанные сведения в ГЛР внесены в соответствии с пунктом 3 Порядка представления и правил внесения документированной информации в ГЛР, утвержденного приказом МПР России от 20.07.2007 N 189, которым установлено, что в ГЛР вносятся данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007; иными материалами и сведениями о лесах, расположенных на землях населенных пунктов в границе Советско-Гаванского муниципального района Комитет не располагает.
Кроме того, Администрация обратилась в Рослесхоз с письмом от 26.02.2021 N 1-12-603 о предоставлении первичных материалов, которые явились основанием для внесения сведений в ГЛР о лесах, расположенных в границах Советско - Гаванского муниципального района.
Письмом от 23.03.2021 N АВ-06-27/5563 Рослесхоз сообщил Администрации о том, что к полномочиям Рослесхоза относится обобщение документированной информации, содержащейся в ГЛР и согласно указанной информации площадь земель населенных пунктов, на которых расположены леса Советско-Гаванского муниципального района, составляет 4556 гектар.
Полагая, что Комитет и Рослесхоз необоснованно отказали в представлении первичных документов, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно положениям статьи 91 ЛК РФ, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках; в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам; внесение информации в Государственный лесной Реестр осуществляется на основании первичных документов лесоустройства, инвентаризации лесов, мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Аналогичные положения содержаться в статье 5 Порядка ведения Государственного лесного Реестра, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 N 491 "Об утверждении порядка ведения государственного лесного Реестра" (далее - Порядок N 491).
Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа (пункт 3 статьи 91 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено, что Перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.10.2013 N 464 утвержден Перечень видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления (далее - Перечень N 464), пунктом 2 которого предусмотрено, что предоставление информации, содержащейся в государственном лесном реестре, осуществляется в виде выписок из государственного лесного реестра по запросам любых лиц, поданным в письменной форме в уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного лесного реестра.
То есть, вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено представление выписок, содержащих информацию из ГЛР, а не первичных документов, на основании которых в ГЛР внесена соответствующая информация.
В пункте 2 Приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированой информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приложение) поименованы документы, являющиеся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
К таким документам в частности отнесены данные государственного учета лесных участков.
В соответствии с п. 7 ч. 2 Порядка N 491 первичные документы, являющиеся основанием для внесения сведений в Государственный лесной Реестр, хранятся уполномоченным органом по ведению Государственного лесного Реестра в специально оборудованных местах, в дальнейшем передаются в архив, и являются документами постоянного хранения.
Государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных на территории Хабаровского края, в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 N 162-пр, ведет Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
В рассматриваемом случае, Комитет, по запросу Администрации, представил материалы, касающиеся внесения изменений по ГЛР по состоянию на 01.01.2012 в отношении перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов на площади 160 га.; при этом, иными материалами и сведениями о лесах, расположенных на землях населенных пунктов в границе Советско - Гаванского района Комитет не располагает.
До принятия Лесного кодекса Российской Федерации информация о группах лесов и категории защищенности лесов, в том числе о городских лесах (лесах, расположенных на землях населенных пунктов) содержалась в материалах государственного учета лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 Порядке предоставления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр, утвержденного приказом Минприроды России от 20.07.2007 N 189 - утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 24.07.2013 N 260 (далее - Порядок N 189) было установлено, что в ГЛР вносятся данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда".
Как указывает Комитет, сведения о лесах, расположенных на землях населенных пунктов Советско-Гаванского муниципального района площадью 4 396 га. были внесены в ГЛР на основании данных, содержащихся в материалах государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007 без предоставления первичных материалов, что соответствует требованиям Порядка N 189, а также Порядка N 496 подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 которого предусмотрено, что основанием для внесения документированной информации в Акты и в последующем в ГЛР являются данные государственного учета лесных участков.
В связи с этим доводы заявителя жалобы о том, что основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются исключительно материалы лесоустройства, правомерно не приняты судом.
При этом, в соответствии с Инструкцией о порядке ведения государственного учета лесов, утвержденной приказом Гослесхоза СССР от 19.10.1982 N 148, действовавшей в 2007 года, документация государственного учета лесов ведется, в том числе: по городским лесам - исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов и подведомственными им лесохозяйственными и другими предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства в этих лесах.
То есть, соответствующая информация государственного учета лесного фонда, в последующем внесенная в ГЛР, основана на документах, которые велись исполнительными органами района, а соответственно первичные документы должны быть именно у Администрации.
В силу пункта 9 Порядка N 189 документы, представленные для внесения документированной информации в государственный лесной реестр, об установленном и фактическом использовании лесов, а также о выполненных мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежат хранению в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 3 Перечня N 464 в срок, установленный для предоставления выписки, уполномоченный орган государственной власти направляет заинтересованному лицу письменный мотивированный отказ в предоставлении выписки в частности в случае отсутствия в государственном лесном реестре запрашиваемой информации.
В данном случае, как Комитет, так и Рослесхоз представили Администрации выписку из ГЛР, содержащую сведения о площади земель, на которых расположены леса на территории Советско-Гаванского района, сообщив об отсутствии иных материалов и сведений об указанных лесах.
Таким образом, оснований для квалификации спорных писем Комитета и Рослесхоза, как решений об отказе в предоставлении документированной информации, у суда не имелось.
На этом основании, а также с учетом отсутствия нормативной обязанности представлять по запросу заинтересованного лица первичные документы, согласно которым в ГЛР внесена соответствующая информация, суд правомерно не усмотрел несоответствия оспариваемых писем Комитета и Рослесхоза требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов, в связи, с чем правильно отказал в удовлетворении заявления Администрации.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 июня 2021 года по делу N А73-1232/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1232/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Федеральное агентство лесного хозяйства