г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-85790/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей:В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Москомстройинвеста
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-85790/21
по заявлению ООО "Рождествено"
к Москомстройинвесту
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: Головинский М.И. по дов. от 11.01.2021;
от ответчика: Радь Н.П. по дов. от 25.09.2020;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рождествено" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным постановления Москомстройинвеста N 05-07-21-224-01/1.
Решением суда от 28.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Москомстройинвест, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Москомстройинвеста доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Рождествено" просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представил отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Рождествено" является застройщиком Объекта(ов), осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства Объекта(ов).
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Москомстройинвестом 08.10.2020 осуществлены мероприятия по контролю без взаимодействия в отношении ООО "Рождествено".
По результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (акт N 1956/20 от 08.10.2020) в отношении ООО "Рождествено" установлено нарушение требований п. 8 ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с п.8 ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) в электронном виде должна быть размещена следующая информация: фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).
1) разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона, а именно о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимали участие застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию;
2) документы, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 21 Федерального закона, а именно разрешение на строительство;
3) проектная декларация;
4) заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в ч. 2 ст. 23 Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст. 20 и 21 Федерального закона;
5) проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона;
6) условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона в случае размещения таких средств на счетах эскроу;
7) документы, указанные в ч. 5 ст. 3 Федерального закона, а именно годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика;
8) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания);
9) градостроительный план земельного участка;
10) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка,
с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
11) документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика;
12) сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
13) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
14) сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер);
15) иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом.
Информация, указанная в п. 2, 6, 8 - 10, 13 ч.2 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, раскрывается застройщиком в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства (ч.2.1 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Фотографии, указанные в п.8 ч.2 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства ежемесячно (ч.3.2 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
28.05.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 26.03.2019 года N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства", устанавливающее новый порядок размещения информации, предусмотренной ст.23.3 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2018 N 175- ФЗ).
На основании ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со ст. 112 ТК РФ - 01.01.2020 08.01.2020, 23.02.2020, 08.03.2020, 01.05.2020, 09.05.2020, 12.06.2020, 04.11.2020 нерабочие праздничные дни.
Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 29.05.2020 N 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.", от 01.06.2020 N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" установлено, что в периоды с 30 марта по 30 апреля 2020 г., с 6 по 8 мая 2020, а также 24 июня 2020, 1 июля 2020 являются нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
В рамках проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом с целью осуществления проверки размещения ООО "РОЖДЕСТВЕНО" информации, указанной в ч.2 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ проведен анализ ЕИСЖС, размещенной в сети Интернет, в ходе которого установлено следующее.
Срок размещения сведений, предусмотренных п.7 ч.2 ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, а именно, бухгалтерской (финансовой) отчетности за II квартал 2020 года в системе ЕИСЖС предусмотрен до 30.07.2020.
В результате произведенной проверки установлено, что Застройщик по состоянию на 08.10.2020 разместил бухгалтерскую(финансовую) отчетность за II квартал 2020 года с нарушением установленного срока (фактическая дата размещения - 31.07.2020), что подтверждается скриншотами 08.10.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19.3 КоАП РФ, о чем вынесено постановление N 1 по делу 05-07-21-224-01/1 от 05.04.2021.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом нарушен срок привлечения общества к административной ответственности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за не размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в ЕИСЖС, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Согласно ч. 2 ст. 13.19.3 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в ЕИСЖС, указанной в ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 23.3 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости с 01.10.2018.
В силу ч. 6 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Срок размещения сведений, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, а именно: фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания) в системе ЕИСЖС на сайте ттрз://наш.дом.рф за июль 2020 предусмотрен до 30.07.2020.
Согласно ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, -по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.
В отношении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19.3 КоАП РФ действует общий двухмесячный срок давности, что подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении ВС РФ от 18.12.2020 N 6-АД20-2.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 19 Пленума Высшего арбитражного суда РФ т 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Аналогичная позиция изложена в абзаце 4 пункта 14 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 5, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которых предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, учитывая, что сведения, предусмотренные п. 8 ч. 2 ст. 3.1 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ за июль 2020 должны были быть представлены до 30.07.2020, двухмесячный срок давности привлечения к ответственности к моменту вынесения административным органом оспариваемого постановления от 05.04.2021 истек.
Москомстройинвест в апелляционной жалобе ссылается, что правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.13.19.3 КоАП РФ, относятся к нарушениям законодательства об участии в долевом строительстве, срок давности по которым составляет 1 год, следовательно, срок привлечения к административной ответственности общества не нарушен.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы исходя из следующего.
Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19.3 КоАП РФ не относятся к нарушениям законодательства об участии в долевом строительстве, так как направлены на охрану общественных отношений в сфере раскрытия информации в единой информационной системе жилищного строительства.
За нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости административная ответственность предусмотрена статьей 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая содержится главе 14 названного кодекса "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Данная позиция подтверждается Постановлением Верховного Суда РФ от 18.12.2020 N 6-АД20-20.
При этом необходимо отметить, что Верховный Суд РФ в Постановлении от 18.12.2020 N 6-АД20-20 указывает о применимости к данному вопросу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2019 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС".
Согласно которому вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении за "Административные правонарушения в области связи и информации", исключает в рамках действующего правового регулирования возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного кодекса за "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Согласно ч.1, ч.6 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и отмене Постановления Москомстройинвеста.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-85790/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85790/2021
Истец: ООО "Рождественно", ООО "РОЖДЕСТВЕНО"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, Мосстройкоминвест