город Москва |
|
15 декабря 2021 г. |
Дело N А40-85790/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сезонов В.Н., доверенность от 16.08.2021;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 08 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Москомстройинвеста
на решение от 28 июня 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30 сентября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-85790/21
по заявлению ООО "Рождествено"
об оспаривании постановления
к Москомстройинвесту,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рождествено" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту о признании незаконным постановления от 05.04.2021 N 05-07-21-224-01/1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Москомстройинвест обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно сочли соблюденными.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является застройщиком объекта (-ов), осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объекта (-ов).
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Москомстройинвестом 08.10.2020 осуществлены мероприятия по контролю без взаимодействия в отношении общества.
По результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (акт от 08.10.2020 N 1956/20) в отношении общества установлено нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, в электронном виде должна быть размещены, в том числе, фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).
Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию:
1) разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ;
2) документы, указанные в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ;
3) проектная декларация, в том числе с внесенными в нее изменениями;
4) заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ;
5) проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона;
7) документы, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ;
8) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания);
9) градостроительный план земельного участка;
10) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
11) документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика. Требования о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика не распространяются на застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства в соответствии со статьей 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ;
12) сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
13) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
14) сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер);
15) иная информация, предусмотренная Федеральным законом N 214-ФЗ.
Информация, указанная в пунктах 2, 6, 8-10, 13 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, раскрывается застройщиком в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства (часть 2.1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ).
Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства ежемесячно. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 3.2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ).
28.05.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства", устанавливающее новый порядок размещения информации, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
На основании статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьями 112 Трудового кодекса Российской Федерации, 01.01.2020 08.01.2020, 23.02.2020, 08.03.2020, 01.05.2020, 09.05.2020, 12.06.2020, 04.11.2020 - нерабочие праздничные дни.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 29.03.2013 N 294 "Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации", от 29.05.2020 N 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.", от 01.06.2020 N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" установлено, что периоды с 30.03.2020 по 30.04.2020, с 06.05.2020 по 08.05.2020, а также 24.06.2020 и 01.07.2020 являются нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
В рамках проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом с целью осуществления проверки размещения обществом информации, указанной в части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, проведен анализ Единой информационной системы жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), размещенной в сети "Интернет", в ходе которого установлено следующее.
Срок размещения сведений, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно: бухгалтерской (финансовой) отчетности за II квартал 2020 года в системе ЕИСЖС предусмотрен до 30.07.2020.
В результате произведенной проверки установлено, что застройщик (общество) по состоянию на 08.10.2020 разместил бухгалтерскую (финансовую) отчетность за II квартал 2020 года с нарушением установленного срока (фактическая дата размещения - 31.07.2020), что подтверждается скриншотами от 08.10.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ, о чем вынесено постановление от 05.04.2021 N 1 по делу N 05-07-21-224-01/1.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что Москомстройинвестом нарушен срок привлечения общества к административной ответственности, а также руководствовались следующим.
В части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за не размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе ЕИСЖС должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в ЕИСЖС, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Согласно части 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщики обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Суды констатировали, что срок размещения сведений, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно: фотографий строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания) в системе ЕИСЖС на сайте http://наш.дом.рф за июль 2020 года предусмотрен до 30.07.2020.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, -по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.
Суды правомерно отметили, что в отношении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 13.19.3 КоАП РФ, действует общий двухмесячный срок давности, что подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2020 N 6-АД20-2.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Суды констатировали, что аналогичная позиция изложена в абзаце 4 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которых предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, учитывая, что сведения, предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ за июль 2020 года должны были быть представлены до 30.07.2020, суды правомерно заключили, что двухмесячный срок давности привлечения к ответственности к моменту вынесения Москомстройинвестом оспариваемого постановления от 05.04.2021 истек.
Суды указали, что Москомстройинвест ссылался на то, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19.3 КоАП РФ, относятся к нарушениям законодательства об участии в долевом строительстве, срок давности по которым составляет 1 год, следовательно, срок привлечения к административной ответственности общества не нарушен.
Судами данные доводы правомерно отклонены, исходя из следующего.
Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 13.19.3 КоАП РФ, не относятся к нарушениям законодательства об участии в долевом строительстве, так как направлены на охрану общественных отношений в сфере раскрытия информации в единой информационной системе жилищного строительства.
За нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости административная ответственность предусмотрена статьей 14.28 КоАП РФ, которая содержится главе 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Суды правомерно отметили, что данная позиция подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2020 N 6-АД20-2, в котором Верховный Суд Российской Федерации указал о применимости к данному вопросу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, согласно которому вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении за "Административные правонарушения в области связи и информации", исключает в рамках действующего правового регулирования возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Согласно частям 1 и 6 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о признании незаконным и отмене постановления Москомстройинвеста и об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2021 года по делу N А40-85790/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Москомстройинвеста - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно отметили, что данная позиция подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2020 N 6-АД20-2, в котором Верховный Суд Российской Федерации указал о применимости к данному вопросу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, согласно которому вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении за "Административные правонарушения в области связи и информации", исключает в рамках действующего правового регулирования возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Согласно частям 1 и 6 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2021 г. N Ф05-29230/21 по делу N А40-85790/2021