г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А56-2154/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Германюк Е.Г., по доверенности от 03.09.2021;
Ерохов Л.И., по доверенности от 11.01.2021;
от ответчика (должника): Ирицян А.В., по доверенности от 20.04.2021
от 3-го лица: Зуй О.В., по доверенности от 18.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-17762/2021, 13АП-17949/2021, 13АП-17951/2021) Санкт - Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест"; Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга; общества с ограниченной ответственностью "Мелодия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021 по делу А56-2154/2021, принятое
по заявлению Санкт - Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест";
Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Мелодия"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственной бюджетное учреждение "Мостотрест" (далее - Учреждение), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, УФАС) от 01.12.2020 N 78/37284/20 об отказе в предоставлении преференции.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мелодия" (далее - третье лицо, Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 15.04.2021 СПБГКУ "Мостотрест"; Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга и ООО "Мелодия" обратились с апелляционными жалобами в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование жалобы Учреждение ссылается на то, что в связи с тем, что в оспариваемом решении УФАС указано, что планируемое к передаче в качестве преференции имущество является земельным участком, что не соответствует действительности, у Учреждения отсутствует возможность распоряжаться и эффективно использовать Сооружение в порядке, установленном Законом о защите конкуренции и нормативно-правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Учитывая, что Закон о развитии предпринимательства не регулирует отношения в сфере защиты конкуренции, его нормы, определяющие в качестве поддержки субъектов МСП деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в соответствии с государственными программами (подпрограммами) развития малого и среднего предпринимательства, не могут применяться к отношениям в сфере защиты конкуренции, в связи, с чем применение в обжалуемом решении суда его положений податель жалобы полагает неправомерным.
В обоснование жалобы Комитет ссылается на положения части 1 статьи 19, пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции из которых не следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства, чья деятельность не подпадает под действие существующей госпрограммы лишены возможности получить государственную поддержку (преференцию). Факт нарушения конкуренции в случае предоставления преференции в отношении Сооружения не доказан.
В обоснование жалобы ООО "Мелодия" полагает, что поскольку сооружение (спуск N 13) на набережной реки Мойки закреплено за Учреждением на праве оперативного управления, ссылка УФАС на пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции неправомерна. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, которая имеется в материалах дела, подтверждается, что спуск N 13 является частью сооружения (набережной).
Податель жалобы указывает, что ООО "Мелодия" является субъектом малого предпринимательства, при этом вид деятельности, для осуществления которой запрашивается преференция, не включен в Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга", а также в региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, следовательно, для получения преференции требуется письменное согласование УФАС. Факт наличия на товарном рынке иных хозяйствующих субъектов не может свидетельствовать о том, что предоставление государственной преференции в рассматриваемом случае может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители Учреждения и Общества доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель УФАС просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о даче согласия на предоставление ООО "Мелодия" (ОГРН 1037800054324) государственной преференции в порядке, установленном главой 5 Закона, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции) путем передачи в аренду части (спуск N 13) площадью 58,0 кв.м, протяженностью 20,25 м сооружения набережной реки Мойки общей площадью 1386,0 кв.м, с кадастровым номером 78:32:0129101:1 (ранее присвоенный кадастровый номер 78:1291А;0:1), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, участок набережной реки Мойки "Красный мост - Синий мост", литера Б (далее - Объект, Сооружение), находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и закрепленного на праве оперативного управления за Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Мостотрест", для швартовки плавательных средств в целях посадки и высадки пассажиров в период навигации, в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга, при условий соблюдения действующего законодательства, сроком на 7 (семь) лет, Санкт-Петербургским УФАС России 01.12.2020 принято решение N78/37284/20 об отказе в предоставлении государственной преференции в связи с тем, что предоставление данной преференции приведет к недопущению конкуренции за право владения/пользования указанным государственным имуществом.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, пришел к выводу, что решение от 01.12.2020 N 78/37284/20 об отказе в предоставлении государственной преференции принято в соответствии с нормами статьи 20 Закона о защите конкуренции и не препятствует ООО "Мелодия" участвовать в торгах и конкурировать за право аренды объекта.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционных жалоб необоснованными.
Под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Решение о возможности предоставления хозяйствующим субъектам государственной или муниципальной преференции принимают указанные в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции органы власти. При этом данное право ограничено требованиями Закона о защите конкуренции о недопустимости устранения или недопущения конкуренции в результате предоставления государственной или муниципальной преференции.
В связи с этим государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен в статье 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган может отказать в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, государственная преференция может быть предоставлена при соответствии ее целям, определенным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции. Преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту в исключительных целях.
Отказывая в предоставлении государственной преференции решением от 01.12.2020 N 78/37284/20, УФАС указало, что передача земельных участков, в том числе - набережных, не может быть осуществлена с применением процедуры, предусмотренной статьей 17.1, а также главой 5 Закона о защите конкуренции, поскольку регулируется номами Земельного кодекса Российской Федерации. Необходимым условием предоставления преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции является наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), который определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.
Пункт 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
В части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.
При отсутствии соответствующих программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства предоставление преференций с предварительного согласия антимонопольных органов таким хозяйствующим субъектам возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге включает в себя, в том числе, имущественную поддержку.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга N 194-32 поддержка в формах, установленных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые устанавливаются государственными программами (подпрограммами) Санкт-Петербурга, в соответствии с федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.
Государственной программой Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554, предусмотрено мероприятие "Реализация специальной программы "Предоставление объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, без проведения торгов в аренду в порядке предоставления государственной преференции в целях поддержки субъектов МСП" (далее - специальная программа), которое реализуется путем предоставления субъектам МСП объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, без проведения торгов в аренду в порядке предоставления государственной преференции на основании пункта 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в целях поддержки субъектов МСП без предварительного согласования антимонопольного органа. I Пунктом 8.4 специальной программы установлен механизм реализации мероприятий подпрограммы 1, а также определены участники участниками специальной программы и условия, которым участники должны соответствовать.
Судом первой инстанции установлено, что деятельность Общества - перевозка пассажиров водным транспортом, не подпадает под виды деятельности, поддержка которых предусмотрена Законом СПб N 194-32, а кроме того является конкурентным видом деятельности..
Объекты, в отношении которых испрашивалась преференция, не включены в перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 26.12.2008 N 237-р, информация об объекте отсутствует на официальном сайте Комитета во вкладке "Объекты для малого и среднего бизнеса
Таким образом, иные лица - субъекты малого и среднего предпринимательства не располагают сведениями о возможности аренды Объекта.
В связи с тем, что отсутствует открытая и доступная информация о находящемся в собственности Санкт-Петербурга Объекте, который может быть предоставлен в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, конкуренция за право владения/пользования такими объектами не допускается. Также нарушаются принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 14 Закона о поддержке предпринимательства.
Швартовка плавательных средств, установка плавучего причала в целях посадки и высадки пассажиров в период навигации связана с предоставлением услуг при осуществлении деятельности внутреннего водного пассажирского транспорта, связанной с перевозкой пассажиров, включая экскурсионное обслуживание. Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (Код ОКВЭД 50.30) - осуществляется на конкурентном рынке на территории Санкт-Петербурга, в связи с чем, предоставление ООО "Мелодия" испрашиваемого без торгов Объекта может привести к нарушению конкуренции, так как повлияет на количество потенциальных участников данного рынка.
При таких обстоятельствах, Санкт-Петербургское УФАС правомерно на основании пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ вынесло решение от 01.12.2020 N 78/37284/20 об отказе в предоставлении преференции, в порядке, установленном главой 5 Закона, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции) путем передачи в аренду части (спуск N 13) площадью 58,0 кв.м, протяженностью 20,25 м сооружения набережной реки Мойки общей площадью 1386,0 кв.м, с кадастровым номером 78:32:0129101:1 (ранее присвоенный кадастровый номер 78:1291А;0:1), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, участок набережной реки Мойки "Красный мост - Синий мост", литера Б (далее - Объект, Сооружение), находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и закрепленного на праве оперативного управления за Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Мостотрест", для швартовки плавательных средств в целях посадки и высадки пассажиров в период навигации, в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга, при условий соблюдения действующего законодательства, сроком на 7 (семь) лет.
Указанное решение УФАС вынесено в соответствии с положениями статьи 20 Закона N 135-ФЗ и Административного регламента и не ограничивает право Общество на участие в торгах на право заключения договора аренды спорного имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда от 15.04.2021 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021 по делу N А56-2154/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2154/2021
Истец: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МОСТОТРЕСТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Мелодия"