г. Вологда |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А44-2772/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Строи С.Г. по доверенности от 30.12.2020 N ДОВ2-34,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 июля 2021 года по делу N А44-2772/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941; адрес: 197198, Санкт-Петербург, улица Маркина, дом 16Б, литера А; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Валдайская косметика" (ОГРН 1135331000320, ИНН 5311007880; адрес: 174361, Новгородская область, Окуловский район, рабочий поселок Строителей, дом 10; далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 июля 2021 года по делу N А44-2772/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на наличие всех необходимых и достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением 17.02.2021 проведен осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей.
В ходе проведения осмотра установлено, что согласно сведениям из Единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), а именно отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру по состоянию на 17.02.2021 на остатках общества зафиксировано 112 022 007 штук спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметическая, бытовая химия), а так же 181 518 380 дал этилового спирта, однако фактически готовая продукция, а так же этиловый спирт на остатках отсутствует.
По данному факту в отношении 18.02.2021 общества возбуждено дело об административном правонарушении N 0201/180221/00442 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
В рамках административного расследования по статье 14.19 КоАП РФ управлением 18.02.2021 вынесены определения об истребовании копий документов, подтверждающих закупку обществом спирта этилового, в том числе денатурированного за период 2020-2021 годы; информации об организациях перевозчиках этилового спирта, в том числе денатурированного для общества за 2021 год; сведений о собственном транспорте, которым осуществляется перевозка спирта этилового от железнодорожной цистерны до спиртохранилища общества; сопроводительных документов на перевозку спирта этилового, в том числе денатурированного, от железнодорожной станции до спиртохранилища общества (том 1, листы 36-37).
В ходе проведения анализа представленных обществом документов административным органом установлено, что общество получает закупленный этиловый спирт, в том числе железнодорожным транспортом, на железнодорожную станцию Угловка. Адрес поставки в накладных значится: Новгородская область, Окуловский район, рабочий поселок Угловка, ул. Строителей, д. 10. При этом деятельность по производству парфюмерных и косметических средств с использованием спирта этилового (денатурированного) общество осуществляет только по адресу: Новгородская область, Окуловский район, Угловское сельское поседение, д. Березовка, д. 75.
Обществом не представлены документы, подтверждающие легальность перевозки спирта этилового, в том числе денатурированного, от железнодорожной станции Угловка до спиртохранилища общества по месту осуществления деятельности (Новгородская область, Окуловский район, Угловское городское поселение, д. Березовка, д. 75).
По факту указанного нарушения уполномоченным должностным лицом управления 29.04.2021 в отношении общества составлен протокол N 0201/290421/01731 об административном правонарушении, которым действия общества по перевозке этилового спирта без товарно-сопроводительных документов квалифицированы по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Считая факт совершения административного правонарушения установленным, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
На основании пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к которым отнесена товарно-транспортная накладная.
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно абзацам второму, третьему, четвертому пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на перевозки соответственно этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (перевозчик), на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции.
При этом договор поставки, заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику.
Перевозки автомобильным транспортом этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, должны осуществляться транспортными средствами организаций, оборудованными опломбированными данной организацией емкостями (цистернами) и (или) снаряженными прицепом (полуприцепом) с такими емкостями (цистернами) и находящимися в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении таких организаций, и только при условии оснащения этих транспортных средств оборудованием для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору, которые обеспечивают передачу данных о перемещении этих транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в единую государственную автоматизированную информационную систему (специальные технические средства регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
В силу пункта 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
Из материалов дела следует, что в 2020-2021 годах общество как покупатель на основании договоров поставки закупало спорный этиловый спирт, в том числе денатурированный, у своих контрагентов-поставщиков.
Условиями договоров предусмотрено, что право собственности на товар, риск его случайной гибели, утраты или повреждения переходит к покупателю с момента передачи его поставщиком представителю покупателя или перевозчику для доставки покупателю.
Местом нахождения общества является п. Угловка, ул. Строителей, д. 10 Окуловского района Новгородской области, куда доставлялся спирт железнодорожным транспортом в цистернах поставщика (станция Угловка) при наличии предусмотренных Законом N 171-ФЗ товаросопроводительных документов, подтверждающих его легальность, что не оспаривается управлением.
Как установлено судом первой инстанции на основании пояснений руководителя общества, на железнодорожной станции Угловка спирт из цистерн поставщика перекачивался в собственный транспорт (автоцистерны) и доставлялся до места производства (3 км) в д. Березовка Окуловского района, что не оспаривалось управлением (том 1, листы 38-40).
Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение требований статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, выразившееся в перевозке этилового, в том числе денатурированного спирта автомобильным транспортом с железнодорожной станции до адреса места осуществления обществом деятельности в отсутствие товарно-сопроводительных документов.
Фактически управление вменило обществу перемещение спирта между указанными адресами без предоставления внутренних товарно-транспортных накладных, а не осуществление оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
При этом предоставление указанных накладных в подтверждение легальности оборота этилового спирта Законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1) товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
2) транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В данном случае оформление товарно-транспортной накладной при внутреннем перемещении товара силами покупателя не обоснована.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что в данном конкретном случае административный орган не представил безусловных доказательств совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 июля 2021 года по делу N А44-2772/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2772/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Валдайская косметика"