г. Владивосток |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А51-767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5891/2021
на решение от 19.07.2021
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-767/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шелковый путь" (ИНН 2508130067, ОГРН 1172536010987)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным решения (требования) таможенного поста Владивостокский (ЦЭД) Владивостокской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10702070/250720/0167947, товар N 2, артикул JXT JC и отмене данного решения,
при участии:
от Владивостокской таможни: Ященко Н.Ю. по доверенности от 29.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 1752-м),
от общества с ограниченной ответственностью "Шелковый путь": Соседко Н.А. по доверенности от 04.03.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 16-290),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шелковый путь" (далее - заявитель, общество, ООО "Шелковый путь") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения (требования) таможенного поста Владивостокский (ЦЭД) Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 27.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10702070/250720/0167947, товар N 2, артикул JXT JC.
Решением суда от 19.07.2021 заявленные требования удовлетворены
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что по результатам проведенной экспертизы таможенный эксперт пришел к выводу о том, что диаметр переднего колеса представленного образца товара составляет менее 120 мм, что противоречит требованиям стандартов на детские игрушки, в связи с чем представленный на исследование самокат не является детским, а представляет собой самокат для спорта и активного отдыха. Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что ключевым параметром в рассматриваемом случае является вес пользователя, поскольку такая конструктивная особенность как диаметр переднего колеса является одним из признаков, определяющих соответствие товара категории детских самокатов. В связи с чем, полагает, что налогообложение данного товара должно производиться в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 20%.
Через канцелярию суда от ООО "Шелковый путь" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела. В отзыве общество возражает против доводов апелляционной жалобы и считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании 23.09.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 29.09.2021, после окончания которого судебное разбирательство было продолжено.
Из материалов дела судом установлено, что 25.07.2020 во Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни ООО "Шелковый путь" подана декларация N 10702070/250720/0167947 на товары - самокаты для катания детей от 3-х лет, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, из металла, с элементами из резины и полимерных материалов, без механизмов, в частично разобранном виде, с маркировкой Austar.
В графе 33 указанной ДТ декларантом заявлен классификационный код 9503 00 100 9 "Трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном виде ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов; - трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; - прочие".
В графе 36 ДТ N 10702070/250720/0167947 декларантом заявлена преференция по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров для детей, ввозимых в Российскую Федерацию.
Согласно сведениям, заявленным в графе 47 ДТ N 10702070/250720/0167947, ввозная таможенная пошлина в отношении товаров исчислена и уплачена обществом исходя из ставки 10% от таможенной стоимости; налог на добавленную стоимость - 10% от суммы таможенной стоимости и подлежащей уплаты ввозной таможенной пошлины.
В ходе таможенного контроля по ДТ N 10702070/250720/0167947 проведена таможенная экспертиза, в ходе которой установлено, что сведения о представленном на исследование образце, указанные в описании товара N 1 в 31 графе ДТ, не соответствуют фактически установленным характеристикам в части наименования товара, так как образец по конструктивным особенностям не соответствует детским (игрушечным) самокатам для детей до 14 лет и относится к культурно-бытовым товарам для спорта и активного отдыха (заключение таможенного эксперта от 17.09.2020 N 12410005/0021028 в отношении товара N 1 (артикул JXT JC 110 * 24).
Товар выпущен под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин 04.08.2020.
27.09.2020 по результатам таможенного контроля Владивостокской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/250720/0167947, согласно которому из товара N 1 необходимо выделить часть товара (самокаты с артикулом JXT JC 110 * 24) в отдельный товар и доплатить по нему НДС по ставке 20%.
30.09.2020 декларантом подана КДТ N 10702070/250720/0167947/02, в которой спорный товар выделен в товар N 2.
16.10.2020 таможня приняла КДТ и внесла изменения в графы 36, 47 "В" ДТ N 10702070/250720/0167947, в связи с чем сумма подлежащих уплате таможенных платежей составила 120 775, 27 руб.
Не согласившись с выводами эксперта в отношении части товара N 1 по ДТ N 10702070/250720/0167947, выделенного в последующем в товар N2, полагая, что решение от 27.09.2020 является незаконным и нарушает права общества в сфере экономической деятельности, ООО "Шелковый путь" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав ошибочным вывод таможенного органа об отнесении спорного товара к культурно-бытовым товарам для спорта и активного отдыха исключительно по признаку размера диаметра переднего колеса, удовлетворил требования общества в полном объеме.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса (пункт 1). Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом (пункт 2). В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (пункт 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС.
Так, в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; тарифные преференции (подпункт 5 пункта 1 статьи 106 Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию союза.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.
Статьей 143 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации о таможенном деле.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, по налогу на добавленную стоимость применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи. В случаях, не указанных пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов (пункт 3 статьи 164 НК РФ).
Одновременно с этим в пункте 2 статьи 164 НК РФ приведен перечень товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10%.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров для детей - игрушек.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 10 % производится при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, характеризующихся двумя признаками:
1) товар должен быть предназначен исключительно для детей;
2) товар должен представлять собой игрушку.
Последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечни кодов видов товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%:
- Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации (код ОКВЭД);
- Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации (код ТН ВЭД ЕАЭС).
Суд первой инстанции, рассматривая спор, исходил из того, что для применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10% при ввозе в Российскую Федерацию товаров для детей необходимо соблюдение следующих обязательных условий: детские товары входят в перечень товаров, определенный подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ; детские товары по характеру, коду и наименованию соответствуют указанному в Перечне кодов видов товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку предметом спора является решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, и по делу подлежит выяснению вопрос о правомерности применения обществом пониженной ставки для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для детей на территорию Российской Федерации, применению подлежит Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
Суд первой инстанции указал, что при применении Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Однако, приведенное утверждение суда не соответствует редакции Перечня, подлежащей применению на момент рассматриваемых правоотношений. Примечанием 1 к Перечню (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.12.2018 N 1487) предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10%, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара, так и размерными признаками (при наличии размерных признаков). В соответствии с Примечанием 3 к Перечню сочетание размерных признаков следует применять исходя из наименования товара.
Таким образом, в целях применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% при ввозе товаров на территорию Российской Федерации необходима совокупность принимаемых во внимание факторов: товар должен входить в Перечень; представлять собой игрушку, предназначенную специально для детей; при этом необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара и размерными признаками товара.
В Перечень включены товары - игрушки на колесах для катания детей (трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, квадроциклы и другие подобные игрушки на колесах для катания детей без моторов и электрических приводов), коляски для кукол; ввозимые на территорию Российской Федерации под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9503001001, 9503001009.
Как установлено материалами дела, общество задекларировало ввезенный товар как игрушки на колесах для детей, предназначенные для езды: самокаты для катания детей от 3-х лет, применив код ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9.
Согласно ТН ВЭД ЕАЭС коду 9503 00 100 9 соответствует товар, классифицируемый:
- по товарной позиции 9503 - трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов;
- по товарной субпозиции 9503 00 100 - трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол;
- по товарной подсубпозиции 9503 00 100 9 - прочие.
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС) группа 95 объединяет в себе игрушки, игры, спортивный инвентарь, их части и принадлежности.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 9503 включаются игрушки на колесах - эти изделия обычно приводятся в движение с помощью педалей, ручных рычагов либо прочих простых устройств, передающих силовой импульс колесам посредством цепи или стержня или, как в случае некоторых самокатов, путем непосредственного отталкивания ноги человека от пола или земли.
Другие типы игрушек на колесах для катания детей могут просто перемещаться или подталкиваться другим человеком, или двигаться с помощью мотора. В число таких игрушек, в частности входят двух- или трехколесные самокаты, предназначенные для езды детей, а также подростков и взрослых, с регулируемой или нерегулируемой рулевой колонкой и небольшими жесткими колесами или колесами с надувными шинами. Иногда они оборудованы рулем велосипедного типа, ручным тормозом или ножным тормозом на заднем колесе. К категории "Игрушки прочие" относятся игрушки, предназначенные для развлечения людей (детей и взрослых).
Таким образом, в товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС 9503, под которой обществом заявлен ввезенный товар, входят не только игрушки в виде двух или трехколесных самокатов, предназначенных для езды детей, но и предназначенных для подростков и взрослых.
В связи с изложенным код ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которым обществом задекларированы и ввезены товары, не будет являться определяющим фактором в целях применения пониженной ставки по налогу на добавленную стоимость. Более того, применимый обществом код ТН ВЭД ЕАЭС не свидетельствует однозначно о том, что ввезенный товар представляет собой игрушку для детей.
Соответствие ввезенного товара наименованию "игрушка для детей" суд первой инстанции установил с учетом указанного в инструкции к товару максимального веса пользователя - 50 кг.
Апелляционный суд признает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным на основании следующего.
Ввоз на территорию Российской Федерации детских игрушек подлежит обязательной оценке соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" (Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек") (далее - Технический регламент ТР ТС 008/2011).
Требования Технического регламента ТР ТС 008/2011 распространяются на выпускаемые в обращение игрушки на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.
Согласно статье 2 Технического регламента ТР ТС 008/2011 игрушка представляет собой изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.
Механические и физические свойства игрушек, характеризующие, в том числе и размерные признаки, определены в Межгосударственном стандарте "Игрушки. Требования безопасности. Механические и физические свойства" ГОСТ EN 71-1-2014 (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.09.2016 N 1198-ст) (далее - Межгосударственный стандарт).
Межгосударственный стандарт идентичен европейскому стандарту EN 71-1-2011+А3:2014 "Безопасность игрушек. Часть 1. Механические и физические свойства" (пункт 5). Межгосударственный стандарт разработан с целью уменьшения скрытых опасностей. Игрушки конкретного вида не должны представлять опасность для детей, для которых они предназначены (в Директиве 2009/48/ЕС формулировка "предназначено для использования" означает, что лицо(а), присматривающее(ие) за детьми должно быть ознакомлено с информацией о работе, размерах и характеристиках игрушки, предназначенной для определенной возрастной группы). Требованиями Межгосударственного стандарта предусмотрено, что при пользовании конкретной игрушкой дети не могут проявить такую же осмотрительность, как взрослые (пункт 5).
Согласно пункту 3.67 Межгосударственного стандарта игрушечный самокат представляет собой игрушку (складная или нескладная), которая передвигается посредством приложения мускульной силы ребенка, предназначенная для детей с массой тела не более 50 кг и состоящая как минимум из одной опорной поверхности, двух колес и системы управления, имеющей поворотный или жесткий стержень руля.
В соответствии с Межгосударственным стандартом (Общие требования. Пункт 4.15.5. Игрушечные самокаты) игрушечные самокаты делятся на две группы - для детей с массой тела менее или равной: - 20 кг; - 50 кг.
Масса тела в 20 кг соответствует примерно (95%) средней массе 5-летнего ребенка. Масса тела - 50 кг соответствует примерно средней массе 14-летнего ребенка (Обоснования и пояснения к Межгосударственному стандарту. Приложение 4, A.49 Игрушечные самокаты).
Вышеуказанные положения Межгосударственного стандарта согласуются с ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 "Безопасность игрушек. Часть 1. Механические и физические свойства", согласно которому детским самокатом является игрушка для катания, которая двигается за счет мускульной силы ребенка или за счет других средств, может быть складной или нет, предназначенная для детей массой до 50 кг. Согласно пункту указанного ГОСТа масса тела 20 кг соответствует приблизительно средней массе ребенка в возрасте до 5 лет. Масса тела 50 кг соответствует приблизительно средней массе ребенка в возрасте до 14 лет.
Согласно инструкции к товару максимальный вес пользователя спорного самоката - 50 кг.
Оценив содержание стандартов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ключевым параметром классифицирующим товар "самокат" как детский либо спортивное оборудование является вес пользователя.
Однако, весовые характеристики пользователей самокатов, указанные в инструкции на товар, не позволяют однозначно отнести данный товар к игрушкам для детей.
В Межгосударственном стандарте (Обоснования и пояснения к Межгосударственному стандарту. Приложение 4, A.49 Игрушечные самокаты) отмечено, что требования безопасности самокатов, считающихся спортивными снарядами, установлены в EN 14619.
Надо иметь в виду, что самокаты, относящиеся к спортивным снарядам, предназначены для пользователей с массой тела более чем 35 кг и менее 100 кг. Поэтому существует два типа самокатов категории 35 и 50 кг - классифицируемые как игрушечные самокаты и как спортивный инвентарь.
Для игрушечных самокатов, предназначенных для очень маленьких детей, не считается необходимым наличие системы торможения, так как они обычно ездят с невысокой скоростью и не могут управлять тормозами.
В пункте 4.15.5.6 Межгосударственного стандарта определены размеры колес для игрушечных самокатов, предназначенных для детей, - диаметр передних колес должен быть не менее 120 мм.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации "Оборудование спортивное на роликах. Самокаты. Требования безопасности и методы испытания" ГОСТ Р 58680-2019, утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2019 N 1229-ст (далее - ГОСТ Р 58680-2019), по своей конструкции самокаты подразделяются на два класса: А - для пользователей массой от 20 до 100 кг; В - для пользователей массой от 20 до 50 кг.
При этом в ГОСТ Р 58680-2019 предусмотрено, что для самокатов класса В диаметр переднего колеса также должен быть не менее 120 мм. Конструкция подвески должна обеспечивать поглощение энергии удара передним колесом. ГОСТ Р 58680-2019 распространяется на спортивные самокаты, перемещаемые мышечной силой пользователя массой от 20 до 100 кг и не распространяется на бытовые самокаты для пользователей массой до 50 кг, используемые в качестве игрушек.
Таким образом, спортивные самокаты также как и игрушечные самокаты для детей рассчитаны для пользователей массой от 20 до 50 кг, в связи с чем, заявленные обществом (возрастные) весовые характеристики ввезенного товара однозначно не подтверждают факт отнесения товара к игрушкам для детей.
Значение в данном случае приобретают размерные признаки самокатов, в частности диаметр переднего колеса, который в самокатах для детей должен быть не менее 120 мм. Размерные признаки самокатов для детей, отличающие их от самокатов для подростков и взрослых, направлены на обеспечение повышенных требований для обеспечения безопасности таких пользователей как дети.
Материалами дела установлено, что диаметр колес части ввезенных самокатов, декларируемых обществом как товар N 1, равен 97 мм согласно инструкции по сборке и эксплуатации к самокату Scooter city, что не соответствует требованиям к детским самокатам.
Данный вывод отражен в заключении таможенного эксперта, определившего представленный образец товара как самокат для спорта и активного отдыха, а не детский самокат, исходя из диаметра переднего колеса самоката
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2017 N 19-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации" отмечал, что установленная Налоговым кодексом Российской Федерации пониженная ставка налога на добавленную стоимость, применяемая при реализации отдельных видов товаров для детей, в том числе детских колясок, обусловлена социальной значимостью данных товаров, введена государством в целях их доступности для потребителей (родителей и иных лиц, имеющих малолетних детей).
Рассматривая вопрос обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (определения от 15.05.2007 N 372-О-П, от 02.04.2009 N 475-О-О, от 28.02.2017 N 468-О и др.).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации распространяются и на обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% (Постановление от 10.07.2017 N 19-П).
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность предусмотренных законодательством условий, необходимых для отнесения ввезенного товара исключительно к игрушкам для детей, и то обстоятельство, что ввезенный товар предназначен для использования в публично-значимых целях - в качестве товаров для детей, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил пониженную налоговую ставку 10% по налогу на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, у таможенного органа имелись основания для непринятия заявленной обществом ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10%, применяемой в отношении таких товаров для детей как игрушки и вынесения оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации.
Таким образом, требования ООО "Шелковый путь" о признании незаконным и отмене решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10702070/250720/0167947, товар N 2, артикул JXT JC, удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что обжалуемое решение арбитражного суда вынесено необоснованно, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом результатов рассмотрения спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2021 по делу N А51-767/2021 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-767/2021
Истец: ООО "ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ