г. Пермь |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А71-13086/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Н.П.,
судей Балдина Р.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моор О.А.,
с участием:
от ответчика - Попов Н.И. (председатель) паспорт, Смолин А.В., удостоверение адвоката, доверенность от 29.09.2021,
от истца - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель-3",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 июля 2021 года
по делу N А71-13086/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к Садоводческому некоммерческому товариществу "Строитель-3" (ОГРН 1031800550649, ИНН 1831050450)
о взыскании задолженности, пени по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, ООО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Садоводческому некоммерческому товариществу "Строитель-3" (далее - ответчик, СНТ "Строитель-3") о взыскании 80 331 руб. 19 коп., из которых: 75 379 руб. 12 коп. долг, 4 952 руб. 07 коп. пени по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО0003134 от 09.01.2019.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что оказание услуг по вывозу ТКО началось только с 01.05.2019 в связи с отсутствием до этого периода договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вывоз отходов с территории СНТ "Строитель-3" в спорные периоды не производился, в связи с чем не имеется оснований для оплаты не оказанных услуг. Факт начала вывоза мусора у ответчика фиксируется в журнале регистрации по вывозу ТКО, где имеется дата вывоза, количество, ФИО водителя, роспись водителя и представителя СНТ "Строитель-3". Факт неоказания услуг, в спорные периоды подтверждается также актом сверки, подписанным сторонами от 09.10.2020, где указаны мотивированные возражения по факту отсутствия оказания услуг.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика жалобу поддержали.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
Между ООО "САХ" и СНТ "Строитель-3" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО0003134 (далее - договор).
Пунктом 1 договора предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно п. 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2012.
Срок действия договора определен сторонами в п. 26 договора по 28.04.2028 включительно.
Сроки и порядок оплаты определен сторонами в разделе 2 договора.
В соответствии с п. 5 под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке нормативного правового акта исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу Регионального оператора в размере 5 719 руб. 15 коп. за 1 (одну) тонну, в т.ч. НДС 20 %.
Размер ежемесячной платы по договору за коммунальную услуг по обращению с ТКО составляет 9 427 руб. 00 коп., в т.ч. НДС 20%.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуг по обращению с ТКО. Региональный оператор до 05 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет потребителю акт оказанных услуг. Потребитель обязан до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направить подписанный акт оказанных услуг Региональному оператору либо предоставить мотивированный письменный отказ от его подписания.
При просрочке Региональным оператором срока направления акта оказанных услуг, потребитель обязан направить подписанный акт оказанных услуг Региональному оператору в течение 5 календарных дней с момента их получения.
В случае, если в установленные настоящим пунктом сроки потребитель не направит Региональному оператору подписанный акт оказанных услуг или не представит письменный мотивированный отказ от их подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Истец указал на то, что оказывал услуги по обращению с ТКО СНТ "Строитель-3", предъявив последнему для оплаты УПД, которые последним не оплачены (период: январь - апрель 2019 года, с январь - апрель 2020 года).
Согласно расчету истца, задолженность СНТ "Строитель-3" перед ООО "САХ" за исковой период составляет 75 379 руб. 12 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия исх. N 13061 от 24.09.2020 с предложением об оплате образовавшейся задолженности, оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал требования истца обоснованными, факт оказания истцом ответчику услуг - доказанным, в связи с чем в пользу истца взыскана задолженность в сумме 75 379 руб. 12 коп. а также пени в сумме 4 952 руб. 07 коп.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Отношения сторон по исполнению вышеуказанного договора регулируются нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п.п.1, 4 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Довод жалобы об отсутствии в период с января 2019 по апрель 2019 года между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отклоняется на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п.4 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу п. 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Вышеуказанные Правила N 1156 устанавливают: порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (разд. I(1)); порядок осуществления транспортирования ТКО (разд. II); правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО (разд. III); основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
Кроме того, Правила N 1156 содержат форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из п. 4 Правил N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с п. 8 (17) раздела I (1) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 8 (18) раздела I (1) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (19) раздела I (1) Правил N 1156 срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно установил, что в период до заключения между сторонами договора от 18.04.2019 между сторонами действовал договор оказания услуг по вывозу ТКО на условиях типового договора. Более того, п. 4 договора от 09.01.2019, подписанного ответчиком 22.04.2019, устанавливает, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя УР от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
Исходя из положений главы 39 ГК РФ основанием для оплаты услуг является их оказание.
Согласно п. 3 Правил N 1039 органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции, с учетом того, что ТКО образуются в результате жизнедеятельности человека, приняв во внимание данные в ходе судебного заседания пояснения ответчика о том, что на территории СНТ круглогодично проживают сторожа СНТ, и отсутствие доказательств того, что иные граждане не проживают на территории СНТ, пришел к выводу, что представленные истцом документы являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу, подтверждающими факт оказания услуг.
Между тем, апелляционная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
Общеизвестным является то, что деятельность СНТ имеет сезонный характер, и не осуществляется в зимнее время, в связи с чем доводы ответчика о том, что в спорные периоды ответчик не образовывал ТКО, заслуживают внимания.
Данное обстоятельство подтверждается и перепиской сторон, представленной в материалы дела. Так в письме от 30.12.2019 ответчик просил истца приостановить оказание услуг в зимнее время с 01.12.2019 по 30.04.2020 в связи с сезонностью работы садоводческого товарищества. В ответ на это письмом N 196 от 10.01.2020 истец сообщил, что принимая во внимание прекращение сезонной деятельности садоводства и огородничества в осенне-зимний период, предложение ответчика об отсутствии необходимости вывоза ТКО будет учтено (л.д. 46-47).
Кроме того, поскольку в силу ст. 781 ГК РФ оплате подлежат только фактически оказанные услуги, при наличии доводов ответчика о том, что услуги по обращению с ТКО в спорные периоды оказаны не были, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что истцом не представлены доказательства фактического оказания услуг в спорные периоды с 01.01.2019 по 30.04.2019, 01.01.2020 по 30.04.2020 (акты возчика, маршрутные листы, справки операторов по сбору и транспортированию ТКО, отчеты спутниковой навигации Глонасс т.п. - ст. 65 АПК РФ), в связи с чем приходит к выводу, что истец не подтвердил оказание услуг.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика задолженности в сумме 75 379 руб. 12 коп. не имелось.
Требования о взыскании пени также следует оставить без удовлетворения, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.
Исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует отменить на основании ч. 1 и 2 ст. 270 АПК РФ, в удовлетворении исковых требований отказать.
Ввиду признания доводов апелляционной жалобы ответчика обоснованными, расходы по оплате государственной пошлины, связанные с ее подачей, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июля 2021 года по делу N А71-13086/2020 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336) в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель-3" (ОГРН 1031800550649, ИНН 1831050450) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Р.А.Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13086/2020
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель-3", 1831050450
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11245/2021
17.01.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9854/2021
01.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11245/2021
02.07.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13086/20