город Омск |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А46-6444/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8113/2021) общественной организации Октябрьского административного округа г. Омска Омской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское Общество Инвалидов" (ВОИ) на решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2021 по делу N А46-6444/2021 (судья Третинник М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (ИНН 5503060703, ОГРН 1025501249146, адрес: 644021, Омская область, город Омск, улица Ипподромная, 35-А) к общественной организации Октябрьского административного округа г. Омска Омской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское Общество Инвалидов" (ВОИ) (ИНН 5506012793, ОГРН 1035500004913, адрес: 644084, Омская область, город Омск, улица 50 лет ВЛКСМ, 8, 57) о взыскании финансовой санкции в размере 12 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года, за декабрь 2017 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в общей сумме 12 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (далее - заявитель, пенсионный орган, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к общественной организации Октябрьского административного округа г. Омска Омской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское Общество Инвалидов" (далее - заинтересованное лицо, общественная организация, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года, за декабрь 2017 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в общей сумме 12 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А70-6444/2021, резолютивная часть которого объявлена 15.06.2021, заявление удовлетворено частично. С общественной организации в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана сумма финансовой санкции в размере 6 250 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года, за декабрь 2017 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несоразмерность взысканной со страхователя финансовой санкции характеру и последствиям допущенного нарушения требований правового регулирования.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются. С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что учреждением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления общественной организацией сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктам 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года, за декабрь 2017 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Пенсионный фондом установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ в отношении 7 застрахованных лиц, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за периоды: март, апрель, май 2020 года, представлены позже установленного законом срока: за март 2020 года сведения предоставлены 17.06.2020, за апрель, май 2020 года сведения предоставлены 18.06.2020; в отношении 1 застрахованного лица, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2017 года представлены позже установленного законом срока - 03.09.2020; в отношении 3 застрахованных лиц, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 год представлены с нарушением установленного законом срока - 03.09.2020.
По результатам проверки ввиду установления обстоятельств, указывающих на нарушение заинтересованным лицом требований нормативных правовых актов, пенсионным органом составлены акты и приняты решения, которыми заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ с назначением наказания в виде штрафа в общем размере 12 500 руб.
С целью досудебного урегулирования спора пенсионным органом в адрес заинтересованного лица направлены требования об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в указанный в требованиях срок.
Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения пенсионного органа в суд с заявлением о взыскании с Общественной организации суммы финансовой санкции.
Требования удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В силу положений статей 5 и 6 Закона N 167-ФЗ страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ общественная организация выступает страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Заинтересованное лицо, в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона N 27-ФЗ, является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из преамбулы Закона N 27-ФЗ, поименованный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены указанным Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданскоправового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Следовательно, сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 необходимо было представить не позднее 15.01.2018, за март 2020 года - не позднее 15.04.2020, за апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020, за май 2020 года - не позднее 15.06.2020, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год - не позднее 01.03.2018.
Согласно части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 поименованного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В рамках настоящего дела заявителем предъявлены требования о взыскании с общественной организации финансовых санкций в общей сумме 12 500 руб. за непредставление последним в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) за декабрь 2017 года, март, апрель, май 2020 года, за 2017 год.
При этом, как следует из материалов дела, за март 2020 года сведения по форме СЗВ-М были представлены страхователем 17.06.2021, за апрель, май 2020 года - 18.06.2020, за декабрь 2017 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год - 03.09.2020, то есть с нарушением установленных законом сроков. Указанные обстоятельства заинтересованным лицом не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ).
Вместе с тем суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы, учитывая, что в рассматриваемом случае решения пенсионного органа приняты без учета обстоятельств, позволяющих индивидуализировать примененное к заинтересованному лицу наказание, характер и степень его вины в совершении правонарушения, иных заслуживающих внимания обстоятельств, что привело к нарушению прав плательщика страховых взносов, пришел к выводу о возможности снижения размера санкции до 6 250 руб.
По убеждению апелляционного суда, при уменьшении размера подлежащей взысканию со страхователя финансовой санкции учтены принципы соразмерности ответственности, а также справедливости и максимальной индивидуализации санкции. Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". С 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу. Однако, как то следует из статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из указанных выше принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия и подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 310-КГ16-12072).
Снижая установленный пенсионным органом страхователю размер финансовой санкции до 6 250 руб., суд первой инстанции в качестве смягчающих вину обстоятельств учел следующее:
- заинтересованное лицо является общественной организацией;
- совершение правонарушения в период действия ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, введенных на территории Омской области распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 N 19-р;
- отсутствие недобросовестности в поведении страхователя и умысла в совершении правонарушения;
- отсутствие реальных убытков бюджету;
- несоразмерность финансовой санкции последствиям совершенного правонарушения и отсутствие существенных негативных последствий.
Удовлетворив требования заявителя в части взыскания с заинтересованного лица штрафных санкций в размере 6 250 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года, за декабрь 2017 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на основании части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
В свою очередь, заявляя о несоразмерности финансовой санкции, определенной судом первой инстанции, общественная организация не обосновала соответствующего утверждения конкретными обстоятельствами и нормами права, которые в настоящем случае не были приняты во внимание пенсионным органом и судом первой инстанции. При этом только лишь соответствующее заявление не может быть признано достаточным основанием для дальнейшего снижения объема ответственности страхователя за нарушение требований законодательства. При этом апелляционный суд отмечает, что прямым последствием нарушения заинтересованным лицом приведенных выше норм является правовой режим обязательного социального страхования - то есть механизма правовой защиты граждан, состоящих с заинтересованным лицом в трудовых отношениях.
В свою очередь, основания для освобождения общественной организации от ответственности апелляционным судом не усматриваются.
Доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общественной организации Октябрьского административного округа г. Омска Омской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское Общество Инвалидов" (ВОИ) оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2021 по делу N А46-6444/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае наличия у суда апелляционной инстанции доказательств получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения суда первой инстанции о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты апелляционного суда, вынесенные единолично, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, а также итоговые судебные акты направляются лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6444/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА
Ответчик: ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г. ОМСКА ОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ" ВОИ