г. Ессентуки |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А61-412/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Темираевой А.Т. (доверенность от 23.06.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.07.2021 по делу N А61-412/2021 (в составе судьи Акимцевой С.А.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - ПАО "Россети СК") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - Управление) о признании незаконными и отмене постановления от 26.02.2021 по делу об административном правонарушении N 015/04/9.21-441/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "ЗПБиПО".
Решением суда от 23.07.2021 в удовлетворении требований ПАО "Россети СК" отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью выводов Управления по результатам проведенной проверки, наличием в действиях ПАО "Россети СК" состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Россети СК" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление Управления.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов ПАО "Россети СК", считает решение суда законным и обоснованным. Оснований для снижения размера назначенного наказания не имеется.
Определением апелляционного суда от 22.09.2021 удовлетворено ходатайство Управления о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания.
АО "ЗПБиПО" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя АО "ЗПБиПО".
В судебном заседании представитель ПАО "Россети СК" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
Представитель Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ПАО "Россети СК" и Управления, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
ПАО "Россети Северный Кавказ" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории города Владикавказа.
18.06.2020 АО "ЗПБиПО" обратилось в филиал ПАО "Россети СК" - "Севкавказэнерго" с заявкой N 4468 об увеличении мощности, изменения надежности энергоснабжения.
ПАО "Россети СК" не ответило на заявку АО "ЗПБиПО", проект договора не направило.
17.08.2020 АО "ЗПБиПО" обратилось в Управление с заявлением о привлечении ПАО "Россети СК" к ответственности.
29.09.2020 Управление, усмотрев в действиях (бездействии) ПАО "Россети СК" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, возбудило в отношении ПАО "Россети СК" дело об административном правонарушении N 015/04/9.21-441/2020.
16.10.2020 ПАО "Россети СК" направило в адрес Управления информацию, в которой указало: АО "ЗПБиПО" обратилось в сетевую организацию с заявкой о значительном увеличении мощности (с 15 кВт до 10 мВт) энергопринимающего объекта по второй категории надежности; ПАО "Россети СК", получив такое заявление от АО "ЗПБиПО", обязано в соответствии с Правилами N 861 в течение 20 дней направить проект договора об осуществлении технологического присоединения; для подготовки проекта технических условий сетевой организацией необходимо было изыскать две трассы прохождения кабельной линии, каждая из которых имеет по 2 кабеля длиной 1 км, в связи с чем соблюсти указанный 20-дневный срок объективно невозможно.
16.10.2020 Управлением в отношении ПАО "Россети СК" составлен протокол по делу об административном правонарушении N 015/04/9.21-441/2020 и 23.12.2020 вынесено постановление о привлечении ПАО "Россети СК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000р. По мнению Управления, правонарушение выразилось в нарушение сроков, установленных Правилами N 861 для направления в адрес заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, за что предусмотрена ответственность частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Управления, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, ПАО "Россети СК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 1 Правил N 861 они определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Соблюдение Правил N 861 предполагает соблюдение сетевой организацией всех норм, которыми регламентирован порядок недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил N 861).
Материалами административного дела подтверждается, что ПАО "Россети СК" в нарушение требований Правил N 861, не обеспечило рассмотрение заявления АО "ВПБиПО", в том числе и на день вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
Довод ПАО "Россетти СК" о невозможности удовлетворения заявки АО "ВПБиПО", подлежит отклонению, поскольку ПАО "Россетти СК" привлечено к ответственности не за отказ в удовлетворении заявки АО "ВПБиПО", а за нерассмотрение заявки в установленный правилами N 861 20-ти дневный срок.
Нарушения Правил N 861 охватывают не только уклонение от заключения соответствующего договора, но и любое отступление от предписанного этими Правилами порядка. Вне зависимости от того, имелись ли у ПАО "Россети СК" основания для отказа в удовлетворении заявления АО "ВПБиПО" или нет, сетевая организация обязана была своевременно рассмотреть заявку АО "ВПБиПО" в установленные сроки и направить соответствующий ответ.
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для снижения штрафа ниже низшего предела - отклоняется.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Основными критериями при рассмотрении указанного вопроса согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ являются характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снижения размера штрафа ниже минимального размера надлежит учитывать ряд обстоятельств, в том числе характер административного правонарушения, степень и форму вины нарушителя, наступившие последствия; реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Все указанные обстоятельства должны быть оценены в совокупности.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность Управлением не установлено.
ПАО "Россети СК", доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая, не приведены, как и мотивы, по которым наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав заявителя.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, апелляционный суд считает, что в действиях ПАО "Россети СК" усматривается пренебрежительное отношение к исполнению обязанности по своевременному рассмотрению заявки АО "ВПБиПО". Допущенное заявителем правонарушение повлекло нарушение прав третьего лица на своевременное увеличение мощности принадлежащего ему объекта к электрическим сетям.
Принимая во внимание повторность совершения правонарушения, то обстоятельство, что ПАО "Россети СК" не является субъектом малого и среднего предпринимательства, у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали правовые основания для применения статья 4.1.1 КоАП РФ.
Отсутствие финансовых и иных потерь у АО "ВПБиПО" не свидетельствует о малозначительности совершенного предприятием правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности ПАО "Россети СК" не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в минимальном размере.
В данном случае, рассмотрев в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, его последствия и степень вины ПАО "Россети СК", апелляционный суд не установил оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела.
Суд первой инстанции верно указал, что назначение наказания в виде административного штрафа в размере 600000р позволяет достичь предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, учел характер содеянного, личность виновного отсутствие смягчающих обстоятельств и определения административного наказания в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания решения суда первой инстанции незаконным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.07.2021 по делу N А61-412/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-412/2021
Истец: ПАО "Россети Северного Кавказа"
Ответчик: УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: АО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов", АО "ЗПБиПО